Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



04.03.2008 Илья Ильич

Здравы будьте, уважаемый Алексей Викторович! Вы любите заумные вопросы с занудным вступлением? Тогда вот. В свое время философ и историк Р.Дж.Коллингвуд написал работу «Идея истории». он заметил одну простую вещь, которая, впрочем, была известна многим. Просто среди историков он выразил ее достаточно выпукло. Он выделил как минимум три аспекта в том, что происходит, и три фигуры, которые судят о происходящем. Первый аспект – собственно то, что произошло. Некое прошлое само по себе. Это трудно себе представить, но, впрочем, в классической парадигме так привыкли думать, допускать, что есть нечто само по себе и его надо открыть. Этим и занимается историк, открыватель и рассказчик того, что на самом деле (якобы) было. Второй аспект выделяет психолог, то есть тот, кто мыслит о прошлом. Носитель некоего видения о прошлом. И тогда сама мысль, история мысли о прошедшем сама становится историей. История истории, мысль об истории становится вторым слоем прошлого и мыслью первого порядка, по Р.Дж.Коллингвуду. Третий аспект – соотношение прошлого и мысли. Здесь рождается философия истории, мысль о мысли по поводу прошлого. Это мысль второго порядка. Философия истории, то есть, собственно, идея истории рождается на этом перекрестке, на скрещении прошлого и мысли о прошлом и на выявлении дополнительного смысла, которого нет ни в самом прошлом, ни в мысли о прошлом. Тогда мы пытаемся понять смысл истории. Простите за столь длинное вступление. Вопрос собственно в том, какой аспект Вам ближе (а может быть, у Вас собственный подход – тогда поделитесь, пжалста)? И каким Вы видите Грозного – будет ли у него что-то общее с героями «Сердца Пармы»? Видите ли Вы, когда пишите, пред своим мысленным взором чУдного и чуднОго Мамонова?

ответ

Уважаемый Илья Ильич.
Ваш вопрос попал прямо в "болевую зону". Не мою - а в "болевую зону" общественного понимания роли писателя-историка.
Я уже слышал о трёх "ипостасях" постижения истории - ипостасях "летописца", "психолога" и "философа". Но не знал, что это - теория Коллингвуда. Спасибо, что просветили.
Так вот, мне кажется, что роль писателя - синкретическая. Писательская "точка отсчёта" находится "вне" истории, это художественная точка отсчёта. Какая-то идея: личная (как у Суворова: "Я не предатель!"), общественная (как у Семёновой: "Наша история не хуже!"), филисофская (как у Толстого: "Историю вершит народ, а не Наполеоны") или эстетическая (как у Умберто Эко: "Миром правят символы и знаки"). Исходя из своей идеи, писатель "прыгает" по ролям "летописца", "писихолога" и "философа", как воробей по проводам. Какая "ипостась" в данный момент выигрышнее для воплощения писательской идеи, ту "ипостась" писатель для себя и выбирает.
Мне кажется, что так.
А читательская проблема в том, что читатель желает видеть писателя только в одной "ипостаси", и когда писатель меняет роль, читатель начинает вопить, что писатель не знает истории.
Теперь про Грозного.
Павел Лунгин - не копировальный автомат, и он сделает Грозного таким, каким видит его сам. Может быть, Грозный Лунгина не будет совпадать с моим Грозным. Это законы кино.
У моего Грозного если и есть что общее с героями "Сердца пармы", то немного, и с Иваном Третьим. Не с Михаилом и не с князем Пёстрым.
О своём понимании Грозного я подробно говорил в интервью Юлии Беломлинской; оно есть на этом сайте.
Мамонова же я видел, когда писал. Не скажу, что это доставило мне какое-то удовольствие. Но восхищение Грозным я оставляю Эйзенштейну.

04.03.2008 Илья Ильич

И еще, простите уж за любопытство, Вы пишите на компе или чернилами на бумаге? Как Вы относитесь к идее Валентина Распутина, что при писании от руки, от руки же через сердце бумаге сообщается особый импульс? А как Вам метод работы Леонида Андреева надиктовывать тексты машинистке и затем править? В современном виде это могла бы быть хитрая джапэнскай машинка, вместо машинистки расшифровывающая тексты?

ответ

Уважаемый Илья Ильич.
Каждый пишет так, как удобнее, как привык. Хотя я согласен с Распутиным - написанное от руки оказывается более сердечным.
Но тут, на мой взгляд, дело не в "импульсе". Дело в том, что характер написания чисто механически определяет (или влияет на) характер текста. Как ритм ходьбы на ритм дыхания. Но качество текста определяется качеством мысли, а не характером. Очень многие глупости можно писать тепло и сердечно.

04.03.2008 Илья Ильич (можно просто Ильич))))

Здравы будьте, уважаемый Алексей Викторович!
Не выходит из головы Ваш русский Гамлет – так я увидел и почувствовал созданный Вами образ князя Михаила. Этот сплав человека совестливого, по-обломовски нерешительного и в то же время по-самурайски мужественного затрагивает за живое и поражает своей глубиной и жизненностью (особенно на фоне «вечных жестоких детей» - воинственных манси). Вот он – настоящий герой нашего времени. С огорчением узнал о том, что права на экранизацию «Сердца Пармы» проданы Вами «Централпартнершип». Поясню почему: эта компания, на мой взгляд, занимается кинобизнесом, а не киноискусством. И хватит нам одного «Волкодава». Простите, что задеваю Вас за живое. Понимаю, насколько Вам, как художнику, важно увидеть свое литературное детище на белой простыне в полутемном зале, в киноформате, но… Ваш кинороман достоин большего… И, видимо, Господь… «не Тимошка, видит немножко»… Ведь снятое на целлулоиде не вырубишь и… рубильником… В этой жажде нового не вовлекаетесь ли Вы в поток ДП (дешевого порно)? Не боитесь, что тот же Сидоров или кто там еще? превратит Вашего князя Михаила Чердынского в плоский, вырезанный из картона, образ очередного нового русского кинобратка, - срам которого прикрыт доспехами русского воина?

ответ

Уважаемый Илья Ильич.
Спасибо вам за "Гамлета". Вы полностью совпали с оценкой филолога и доктора наук Галины Михайловны Ребель. (Её звание я обозначил как критерий авторитетности оценок.)
Но вы прямо-таки под асфальт укатали и ЦПШ, и А.Сидорова. По-моему, Сидоров - очень точный и техничный режиссёр (нарицательность "Бригады" свидетельствует о точности взгляда, а "Бой с тенью - 1" - о техничности работы). Но ведь Сидоров отказался от "Сердца пармы", хотя ЦПШ для него и покупало права, - так что спор бесполезен.
Сейчас любое кино - бизнес, и ничего тут не поделать. Если не бизнес на прибыли от проката, то бизнес на каких-то отмывочных схемах (так сказать, наше кино - бизнес или проката, или отката). Но ведь фильм снимает не студия, а режиссёр. Так что ничего страшного.
Вы правы в том, что с желанием экранизации я попадаю в поток Дешёвого Порно. Но, опять же, я не вижу другого выхода. Если не будет кино, не будет и аудитории, а не будет аудитории - через пять лет о моих романах никто не вспомнит. То есть, они умрут, исчезнут. И не говорите мне, что это до такой степени гениальная литература, что люди, как в "Фаренгейте" Брэдбери, будут заучивать её наизусть. Сейчас книге всё равно нужен "помпаж", чтобы она оставалась в актуальной культуре - потому что у культуры нынче очень маленькая "оперативная память". А я хочу присутствовать в актуальной культуре - иначе и незачем выходить на эту арену. Так что без кино обойтись будет очень трудно. И остаётся надеяться, что кино всё же окажется неплохим и адекватным книге.

03.03.2008 Александр

Здравствуйте, Алексей.
Огромное Вам спасибо за Ваши книги.
А вопрос у меня такой: не задумывались ли Вы об организации туристско-исторического маршрута по Чусовой?
В том смысле, что, думаю, многим было бы интересно не просто сплавляться по Чусовой, а еще и попутно получать некую историческую информацию. А в идеале - что-то вроде игры по сценариям Ваших книг?

ответ

Уважаемый Александр.
Конечно, я задумывался над этим. Но ведь сам я не бизнесмен, не туроператор и не чиновник, чтобы организовывать подобные вещи. И я не ставлю целью своей жизни просветить нацию по поводу Чусовой. Я просто рассказал о том, чего люблю и знаю. Дальше - дело других.

28.02.2008 Илья Ильич

Уважаемый Алексей Викторович! Предлагаю Ва м немножко помечтать и ответить на вопрос: кого бы из режиссеров (творивших, творящих) Вы видите в качестве экранизаторов, киноинтерпретаторов Ваших повестей и романов. Доверили ли бы Вы все их одному мастеру или все-таки разным? Не хотите отвлечься от серьезных дум и немного пофантазировать?

ответ

Уважаемый Илья Ильич.
На ваш вопрос не так-то легко ответить. Мне, во всяком случае. Для ответа мне надо знать всю фильмографию режиссёра. А всю фильмографию я знаю только у трёх-пяти мастеров. Из них моими текстами вряд ли кто бы заинтересовался.
И вообще. Фантазировать на эту тему - это как голодному жевать жвачку. Может, не стоит, чтобы не портить желудок? Хоть кто-нибудь бы взялся - уже плюс.

26.02.2008 Илья и Вера

Здравствуйте, Алексей!
Мы просто в восторге от Ваших книг, в особенности от Сердца Пармы. Очень серьезная, многослойная у Вас получилась книга.
Однако у нас возник спор:
Привел ли Матвей подкрепление к Чердыни по своей воле, или он все-таки задержался в пути, и привел его позже? Может то, что подкрепление все-таки успело - это заслуга Михаила, сумевшего продержаться до подмоги?
Я (Илья) очень надеюсь, что Матвей одумался, или сразу не захотел идти супротив отца, а подруга моя думает, что все уроки, которые Матвею преподнесла Жизнь, не изменили его отношение к отцу, и не сделали умнее.
Ответы типа «додумайте сами» не принимаются, ибо это не разрешит спор и просто неуважение к читателям.

ответ

Уважаемые Илья и Вера!
Что же вы это сразу про "неуважение к читателю"... Открытые финалы вовсе не означают неуважения. Честное пионерское.
А про свой роман могу сказать "от себя". Матвей привёл подкрепление позже, но князь Михаил сумел продержаться. Я думаю, что Матвей не вынес из этой ситуации никакого урока, не стал умнее, не изменил своего отношения к отцу. В результате - в 1505 году потерял своё княжение.

26.02.2008 Владимир

Здравствуйте Алексей. В настоящее время с удовольствием читаю вашу книгу MESSAGE: ЧУСОВАЯ. Спасибо вам за нее. как будто снова плыву по знакомым-незнакомым местам. Все узнаваемо, но и много нового узнаешь. Очень интересно. В связи с этим, хотелось бы задать такой вопрос. В таком масштабном историко-географическом труде неизбежны некоторые неточности, ошибки и опечатки. Заинтересованы ли вы в помощи читателей в их исправлении?
Если да, то вот к примеру некоторые места показавшиеся мне спорными.
На 23 странице указано, что скорость течения Чусовой 3-6 м/с (это примерно 11-21км/ч). Это опечатка? Далее на стр. 27 говорится о речке Большая Симбирка, что по преданию, по ней в 15 веке проходила граница между владениями Строгановых и хана Кучума. Но Строгановы "хозяйничали" на Урале в 16-20 веках, да и Кучум, (хотя дата его рождения точно не известна) ханом стал только в 1563 году.
Да еще о реке Сулем. На сколько я знаю, воду хотели перебрасывать не для Нижнего Тагила, а в маловодный Кировград. Кстати, (а вернее некстати) водохранилище они все-таки устроили. Плотина, хоть и несколько заброшенная стоит примерно в километре выше села Большие Галашки и образует на Сулеме пруд, впрочем не отмеченный на картах.
Все, дальше Харенок я пока еще не "доплыл". Еще раз спасибо. С уважением Владимир.

ответ

Уважаемый Владимир!
Я очень заинтересован в поправках читателей (и в дополнительной информации). Конечно, ошибки и опечатки - неизбежность, так что без читательского "присмотра" всё это не исправить. Надеюсь, если будет новое издание книги о Чусовой, то все недочёты, что выявлены, будут устранены. А кроме того я собрал целую гору новых материалов. Но пока новое издание (а не переиздание) не планируется.
Вам же - большое спасибо.

25.02.2008 Вадим

Здравствуйте, Алексей.
Спасибо двойное:
1.
Замечательная постановка вопроса в последнем абзаце Вашей февральской статьи в "Компаньон-magazine". И сама статья хорошая, но вот вопрос о Руси и о России очень понравился.
Целиком разделяю (точнее, разделил) Вашу точку зрения. Как такое раньше в голову не приходило?
2.
Спасибо за ответ на письмо о группе "Мельница". Сам я сразу после этого отбыл в командировку, а потом время ушло. Так что пользуюсь случаем.
Теперь вопрос, а скорее, даже пожелание. Пишут Вам многие, вопросы так или иначе пересекаются. Почему бы не сделать на сайте рубрику FAQ (Frequently Asked Questions), дабы не докучать по пятому разу одной и той же темой? Если есть люди, которые модерируют Ваш сайт, то вот информация к размышлению. Если же Вы ведете свой сайт самостоятельно, тогда, конечно, нет смысла, поскольку эта работа требует времени и сил.
А поскольку такого раздела нет, то попробую расспросить Вас подробней о проекте с Л.Парфеновым: сколько серий намечается, сколько времени займут съемки, будут ли как-то отражены в этом проекте материалы Ваших книг, или для него делается новый материал (в духе упомянутой выше стаьи), когда планируется премьера и т.д.
(Если всё это не секрет, конечно).
Впрочем, если эта тема уже поднималась, буду признателен за отсылку по дате прежнего ответа.
Спасибо и удачи.
Вадим

ответ

Уважаемый Вадим.
Спасибо за вашу оценку моего очерка. Надеюсь, и все последующие очерки вам понравятся. Я писал их не с целью объявить о какоих-то "неизвестных страницах" в истории Урала, а с целью выстроить уже всем известный событийный ряд - и тем самым проиллюстрировать тенденцию, выявить постоянно действующие смыслы, "уральский формат" истории.
На сайте (и в интервью), действительно, вопросы очень часто повторяются. "Какие писатели ваши любимые?" "Когда будет кино?" "Почему не уезжаете в Москву?" и т.д. Хотелось бы дать "сводку" ответов, но сайт этого не позволяет. Не позволяет, потому что в Перми какая-то катастрофа с веб-мастерами. Уже сколько месяцев модератор сайта не может найти специалиста, чтобы нарисовал красивую картинку и сделал сайт работающим, а не зависающим после каждой операции. Я совсем было обнадёжился в ноябре, когда отыскался очередной компьютерный гений, пообещавший сделать всё, как надо, но гений два месяца изучал шаблоны и не сделал ничего нового и интересного. Так что по-прежнему приходится пользоваться тем, что есть. Увы и увы.
А всё, что я имею и могу сообщить о телепроекте с Л.Парфёновым, собрано на этом сайте в разделе "Телепроект".
По вашим же вопросам отвечу:
серий будет теперь уже четыре;
съёмки (первая экспедиция) начнутся через неделю и закончатся в конце августа;
исторический материал в фильме - новый, Чердынь там занимает всего три-четыре эпизода из 140, а Чусовая - около десятка эпизодов;
очерки в журнале - это "смыслы Урала", которые будут озвучены в фильме (в сокращённом, конечно, объёме), то есть, тот самый пресловутый "уральский код Да Винчи", который я, не отрываясь от родного русской душе Голливуда, предпочёл бы считать всё-таки "Матрицей" братьев Вачовски, а не трудом Дэна Брауна.

23.02.2008 JJJ

Здравствуйте, Алексей Викторович!
А какие книги вы сами любите читать?
Спасибо.

ответ

Уважаемый JJJ!
Ваш вопрос на редкость лаконичен и всеобъемлющ. Постараюсь ответить так же. Я люблю читать книги интересные и хорошо изданные.

19.02.2008 Валерий

В автомагазине попался на глаза интересно оформленный календарь. Заинтерисовал автор. На календаре стояли как можно было понять данные автора - адрес www. Alex-Artworks.narod.ru и ФИО - Алексей Иванов.
Адрес не работает, а по ФИО попал на ваш сайт.
Имеете ли вы отношение к вышеописанному календарю? И знаком ли вам тот адрес?
Спасибо.

ответ

Уважаемый Валерий.
К этому календарю я не имею отношения и этот адрес мне не знаком.

16.02.2008 Лана

Спасибо, Алексей Викторович, за прогноз. Я так понимаю, что нас, «тоскующих» уже как минимум трое…
А если серьёзно, то я всё же думаю, что для создания хорошего=адекватного текста писателю необязательно иметь такую богатую биографию как у Прилепина или Рубанова. Да, у Прилепина всё сошлось: писательский и человеческий талант, и те самые «разнообразные жизненные практики». Но это лишь один из вариантов, как писателю стать адекватным жизни. А с Рубановым, по-моему, немножко другая история: всё-таки Рубанов-человек пока для меня лично интереснее, чем Рубанов-писатель, уж слишком он автобиографичен. Хотя пишет он замечательно…
А вопрос у меня вот какой: В ответе некому Тимуру (про скальпирование у манси) есть такая фраза: «…американские индейцы – выходцы из Сибири…». Это что: Ваше смелое предположение, Вы так пошутили или действительно, существует такая гипотеза?»

ответ

Дорогая Лана.
Про американцев-сибиряков - это не моя гипотеза, а доказанный научный факт. И довольно известный. Что в каком-то там палеолите жители Сибири перебрались на американский континент. Кажется, тогда Берингова пролива ещё не было.

16.02.2008 Лана

Наверное, я плохо училась в институте, первый раз об этом слышу. Есть что-нибудь научно-популярное на эту тему (для блондинок)?

ответ

Дорогая Лана!
Я как-то отдалился от сайта и потерял нить нашего разговора. Мы с вами говорили о сибиряках в Америке, да?..
Я не могу порекомендовать вам что-либо на эту тему. Это достаточно известный факт. Я не думал, что для кого-то он может оказаться открытием. Вроде того, что мамонтов перебили древние люди. Где конкретно об этом написано?.. Да где-то... Фиг знает, где... Везде.
Если вам интересно, попробуйте поискать в И-нете. Например, в Википедии наберите "американские индейцы" или что-нибудь подобное. Может, чего и найдёте.

15.02.2008 Гончарова Анна

Уважаемый Алексей,хочу сказать Вам большое спасибо за "Сердце Пармы"!Впервые прочитала этот роман в прошлом году,очень понравился,стал для меня книгой лета.Хочу спросить,не собираетесь ли Вы в ближайшее время в Москву,устроить встречу с читателями?Заранее спасибо!

ответ

Уважаемая Анна.
Рад, что вам понравилось "Сердце пармы".
Сейчас я плотно занимаюсь большим телефильмом с Л.Парфёновым. Приближается весна - начало съёмочного сезона. Так что до осени я в Москве не появлюсь. А про осень мне сказать что-либо пока очень сложно.
Обычно о предстоящих моих встречах (если я сам точно знаю место и время) сообщается на этом сайте в разделе "Новости".

14.02.2008 Дмитрий

Здравствуйте Алексей!
Скажите пожалуйста когда мы сможем почитать ваше новое произведение. Если вообще конечно оно будет ))). И если можно небольшой рекламный анонс. Заранее спасибо.

ответ

Уважаемый Дмитрий.
Пока что я занимаюсь теле- и кинопроектами, и хотел бы заниматься ими в ближайшие пару лет. Поэтому никакого нового произведения в скором времени не будет.

14.02.2008 Ласточка

Здравствуйте, Алексей Викторович!
С удивлением прочитала, что вас не любят в Чердыни. Казалось бы - вы на весь мир прославили этот медвежий уголок и весь мир смотрит на Чердынь и восхищается этим местом, а автору от местных жителей - чуть ли не бойкот. Вы пишете, что это потому что Чердыни хочется быть "белой и пушистой". А я сама лично столкнулась с чем-то похожим и хочу вам рассказать. На этот новый год мы ездили в Юрино - в замок Шереметевых. Я просто офигела от увиденного. Замок - под стать питерскому эрмитажу, усадьба - под стать знаменитым питерским пригородным Павловску и Петродворцу, сам поселок - видно следы крупного промышленного центра конца 19 века, храм - украсил бы столичный город. И все это в совершенной глуши, в марийских лесах фактически - где Ветлуга впадает в Волгу. Ныне - это поселок несколько тысяч жителей, пенсионеры,бюджетники, дети и безработные,ни одного работающего предприятия, кроме двух лесопилок и те частные. Краеведением, историей в этом поселке занимался один мужчина (не помню фамилию), он опрашивал старожилов, собрал большой материал, умер в возрасте около 60 лет - и его дело продолжила жена. И жена его издала все-таки книгу про Юрино. Больше книг про Юрино нет. Есть какой-то дорогущий иллюстрированный альбом, якобы про юринский замок, а на самом деле - про историю рода Шереметевых. Обе эти книги продаются в гостинице замка. Так вот. Администраторы просто отговаривают туристов покупать книгу про Юрино, написанную этой женщиной. Так и говорят - "Не покупайте". А про автора говорят - "ходит по поселку, свои книги распространяет". У меня сложилось впечатление, что жители живут без истории вообще и история им не нужна и даже раздражает. Потому что в свете истории очень неприглядно все вокруг и сами они выглядят. А сам Шереметевский замок - стоит себе полтора века уже и "как свет во тьме светит".
А в вашей базе данных есть что-нибудь про этот замок? Говорят, что он так спрятан в лесах, что даже Мельников-Печерский и Короленко, путешествуя по Ветлуге, обошли его стороной.

ответ

Дорогая Ласточка!
Я ничего никогда не слышал про этот замок. Хотя никогда и не занимался плотно Шереметевыми или Ветлугой.
А ситуация - типичная, и не только для провинции. Если можно, я буду апеллировать к терминам из "Блуды". Работники замка-музея сели на "ресурс" и не подпускают к нему чужаков. Хотя чужаки и конкуренции-то не составляют, работают параллельно (или даже в том же фарватере). Но они "нелегитимны", потому что не имеют санкции на свою любовь, а санкцию дают владельцы "ресурса".
И ещё. Мне кажется, что вы смешиваете в общую кучу "обладателей ресурса" и местных жителей. Насколько я убедился по своему опыту, - и не только чердынскому, разумеется, - местным жителям по большому счёту начихать на историю своего селения. Они довольствуются несколькими мифами, порой совершенно абсурдными. Это странная русская особенность - не уважать самих себя. И в то же время считать себя выше всего - не только выше чужаков, столичных жителей и иностранцев, но и выше реального знания своей истории.

страница: 28 из 224

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram