Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



26.08.2008 Александра Табатчикова

Здравствуйте, Алексей Викторович!
Нахожусь под сильным впечатлением от "Золота бунта". Очень противоречивые чувства - понравилось, но в голове не помещается. Этим летом первый раз сплавлялась по Чусовой, и через пару дней по возвращению начала читать, так что было интересно вдвойне. А вопрос-то вот какой. Очень тяжелое впечатление на мою девичью душу произвели встречающиеся в романе сцены насилия. Даже требовалось какое-то время, чтобы придти в себя после таких описаний... Вы стремились показать отношения после Пугача, или же Вы такой видите жизнь в целом? И отличаются ли люди современные от людей 18 века, именно с нравственной точки зрения?
За книгу «Географ глобус пропил» большое спасибо.

ответ

Уважаемая Александра.
И вам спасибо. Обычно люди, если у них "не помещается в голове", брезгливо отшвыривают "непомещающееся" - "фу, какая гадость!", а вовсе не задаются вопросами, как вы.
История полна дичайшего насилия, особенно - во времена бунтов. Вспомните хотя бы "Капитанскую дочку" - как вешали капитана Миронова и его жену. А это "солнечный" Пушкин и весьма строгие эстетические нравы 19 века.
На вопрос о насилии в "Золоте бунта" я всегда советую прочитать очерк "В камнях" Мамина-Сибиряка. Мамин очень точный фиксатор действительности. А место действия очерка - Чусовая. Там есть, к примеру, потрясающий момент, как мужику вымазали дёгтем ворота, и он раздел, привязал к столбу во дворе и на глазах деревни запорол насмерть свою дочь, а потом проверил и выяснил, что она девственница, и дёготь на воротах был просто шуткой или местью за отказ. Так отец поступил с дочерью, при всём честном народе, и не на войне, а в обычном мирном быту конца 19 века. Дичь жуткая.
Что же говорить про народный бунт, когда пугачёвцы вешали не только дворян и попов, а ещё, например, случайно подвернувшегося французского астронома - де Орбиньи, кажется.
А Татищев, который в 1737 году публично на площади Екатеринбурга сжёг башкира Тойгильды? А Державин, казнивший пугачёвцев в Оренбурге "из поэтического любопытства"? А генерал Тевкелёв, во время Оренбургской экспедиции устроивший башкирам не один десяток Хатыней? Ну, и так далее.
Наша цивилизованность - тонкая полиэтиленовая плёнка, а не броня. Я довольно долго водил в походы "трудных подростков" и слушал про их нравы (половина из них сейчас уже мертвы). Эти подростки на самом деле были не из плохих семей, и никакие злобные уголовники не компостировали им мозги. Им просто нравилось жить так, как они жили. И у меня полностью поменялось представление о базовой, низовой, "народной" этике. Потому что я имел дело не с исключениями, а с нормой.
Не то, чтобы "в народе" все всех терзают железными крючьями, а просто стать зверем - это обычное дело, как, например, расхохотаться.
Помнится, в романе Ремарка "Тени в раю" немец, бежавший из Германии, не мог объяснить голливудскому продюсеру, что эсэсовец - не мелодраматический злодей, а обычный бюргер, который утром пьёт кофе с женой, днём сжигает евреев в печи, а вечером играет с детьми и собакой и ухаживает за цветами. Он просто делает свою обычную работу, он не предатель и не изувер.
Малейший конфликт и сейчас вдруг порождает средневековый ужас - что в Осетии, что в школьном туалете. Не надо обольщаться цифрами "21" в номере нашего века.
Если вы не хотите знать этой стороны жизни, как не хотите присутствовать при хирургической операции, то это ваш выбор, и выбор разумный и здравый. Но считать, что эта дичь - плод больного воображения - всё равно, что считать, будто хирурги не льют кровь и не режут людей ножами.
Конечно, я нарисовал мрачную картинку, но нас никто не заставляет в ней жить. Как вменяемые люди, мы дистанцируемся от этого кошмара - и уже этим боремся с кошмаром. Однако отрицаеть его существование как нормы - нелепо, как нелепо утверждать, что на всей планете люди едят три раза в день и смотрят ОРТ.

26.08.2008 Вячеслав

Уважаемый Алексей я делал научную работу на тему сленг по вашей книге \"Общага-на-крови\" я имею неплохие результаты,немогли бы вы посоветовать мне воше произведение для продолжения работы?

ответ

Уважаемый Вячеслав.
Мог бы посоветовать, это не сложно. Если вас интересует сленг, то возьмите "Блуду и МУДО".

22.08.2008 Лариса

Уважаемый Алексей Викторович!
С огромным удовольствием прочитала (пока)только два Ваших романа "Географ глобус пропил" и "Блуда и МУДО". Великолепный русский язык,блестящее чувство юмора и глубина характеров. Ваши замечательные романы отражают реальность нашего нелегкого бытия. Таково и должно быть настоящее искусство. Очень актуальны и персонажи. Они настоящие "Герои нашего времени". Интеллегентный и утонченный Служкин, которому судьба все-таки предоставляет возможность выбраться из собственного "болота", начать все с нуля с чистой душой Машей, но оказывается слабым человеком. И, напротив, Моржов - циничный самец, невероятно обаятельный и способный на поступки. Очень жаль,что книги быстро прочитываются. У меня к Вам вопрос. Если так блестяще показаны Вами мужские характеры (герои), то не хотели бы Вы написать роман, в котором "Героем нашего времени" была бы женщина. Большое спасибо за настоящую литературу.
Лариса. Москва. 23 августа 2008 г.

ответ

Уважаемая Лариса.
Большое вам спасибо за хорошие слова.
Мне интересно было бы почитать про "женщину нашего времени" (только боже упаси - не Робски или Маркович, потому что "рублёвские жёны" и "бизнес-вумен" - не основной тип женщины нашего времени). Но у меня нет личного опыта пребывания в шкуре женщины, и боюсь, что не будет. А экспериментировать я не умею, да мне и не интересны эксперименты. Я расхожусь с вами в оценке финального поступка Служкина: по-моему, это мужественное решение - не начинать всё с нуля с новой девушкой, а нести ответственность за тех, "кого приручил", дальше. Хотя это - отказ от любви. Видимо, для мужчины важнее ответственность, для женщины - любовь. На этом примере понятно, насколько различаются ценности мужчин и женщин - чего уж говорить о мышлении и психике. Умозрительно всё сложнейшее мироустройство женщины мне не постичь, а иначе и незачем браться.

19.08.2008 юля

Здравствуйте!
Из предыдущего вашего ответа Игорю.
" а другого искусства, кроме литературы, я не знаю..."
С телевидением полностью согласна, это никак не может быть исскуством.
Но Театр?... Живопись?... Скульптура?...
Музыка?

ответ

Уважаемая Юля.
Не придирайтесь к словам. Выражение "я не знаю" означает, что я не знаю, то есть, не знаю имён, произведений, тенденций. Это выражение не означает "я не признаю" или "для меня не существует".

18.08.2008 Алексей

Доброго времени суток!
Ниже обсуждали опасность конфликтов на национальной почве. Как по вашему мнению, Россия столкнется в будущем с проблемами Сербии или скажем Франции? В глобальных масштабах, разнопланывых, культурных, ээкономических, криминальных, военных? И, если позволите, в каком ракурсе попадают в поле вашего зрения футбольные хулиганы вашего города (Пермь)?

ответ

Уважаемый Алексей.
Я думаю, что Россия столкнётся с этими вопросами и проблемами - если уже не столкнулась.
А футбольные хулиганы - другой вопрос. На мой взгляд, это механическое объединение агрессивных недоумков, желающих "оторваться" на ближних. Повод для объединения не важен - футбол там или национальность. Недоумкам просто нужна толпа, потому что, во-первых, в толпе им не страшно, а во-вторых, толпа безнаказанна. Футбол - легитимный способ объединения, потому что с какой-то стати ассоциируется с патриотизмом.

18.08.2008 Игорь

Добрый день, Алексей Викторович!
Мне очень нравится Ваше творчество, не потому что красивое, а потому что делает умнее, добрее.
Сейсас читаю Блуда и МУДО, и у вот: умом я понимаю что это произведение описывающее текущее время практически, эмоционально - я четко ощущаю, что это написано про какие - то 80-е годы 20-го века. В превую очередь, облики героев наводят на эту мысль, ну не могут они сейчас такими быть- их действительность должна была "отрихтовать", а в книге- нет.
Мне думается, что вы набросали его, как говорится "не сегодня", так или нет?

ответ

Уважаемый Игорь.
Спасибо за хорошее отношение.
Но боюсь, что вы крепко не правы. Дело даже не в том, что "Блуду" я задумал и сделал после "Золота бунта" - то есть, в 2006-2007 годах. Дело не в дате написания.
Типажи "Блуды" (за исключением Моржова) - для России "вечные". Никому не нужный провинциальный интеллигент - Костёрыч, философ-пьяница - Щёкин, чиновник-махинатор - Манжетов, бойкая бабёнка - Розка, и т.д. Но новое время именно и "отрихтовало" эти типы. В 80-ые Манжетов был бы взяточник или карьерист, Костёрыч - вполне уважаемый педагог-новатор, Щёкин - какой-нибудь разнорабочий вроде Венички Ерофеева, а Розка не связалась бы с криминалом. И так далее. Эти социально-психологические роли прочитывались бы совершенно по-другому. И в 90-ые - тоже по-другому. Розка бы торговала на рынке, Щёкина бы убили, Костёрыча бы уволили, и он копался бы на огороде, Манжетов был бы в бизнесе, а Сергач крышевал бы этот бизнес и был "главнее" Манжетова. Так что, на мой взгляд, выстроенная в романе система - именно нынешняя.
Но самое главное - образ Моржова. В 80-ые такой тип занимался бы журналистикой или политикой, а в 90-ые по социальной роли был бы чем-то вроде Виктора Служкина из "Географа" - маргиналом (именно по социальной роли, а не психологической). Но этот тип русского человека - жёсткого интеллигента - прошёл через горнила и выжил в виде Моржова. Этичного, но не для всех. Циничного и разуверившегося в ценностях. Финансово успешного. Компенсировавшего все свои комплексы. Деятельного и "внесистемного". Главное - свободного. Да, он имеет не совсем уж человеколюбивую физиономию, но и "человеки" его не особенно-то любили. Я считаю, что Моржов - герой нашего времени. И в смысле, что "герой", и в смысле, что герой. Если бы была возможность познакомиться лично с "внесистемными интеллектуалами" примерно-моржовского возраста, то вы бы убедились, что в них много "моржовщины". Но это можно понять и по их произведениям. (Телепродукт я не беру для рассмотрения, потому что телевидение - это система, а другого искусства, кроме литературы, я не знаю.) Вот посмотрите - нет ли "моржовского оттенка" в творчестве Владимира Сорокина, Виктора Пелевина, Дмитрия Быкова? Жёстких и "внесистемных" интеллектуалов, сохранивших свою творческую позицию и финансово успешных. Мне жаль, что Моржова оценивают лишь по его отношению к женщинам; это всё равно, что судить об образе здания лишь по стройматериалу, пренебрегая архитектурой и вписанностью в среду. На мой взгляд, если оценивать комплексно, Моржов - это та элита, которую породило и заслужило наше общество.

16.08.2008 Равиль

Алексей Викторович! Приглашаем вас в ЖЖ-сообщество "Свободный Урал" - http://community.livejournal.com/free_ural. Очень надеемся на ваше участие. И спасибо вам за "Уральскую матрицу" - лично для меня это открытие и толчок к новому пониманию окружающего.

ответ

Уважаемый Равиль.
Спасибо вам и за оценку "Матрицы", и за приглашение. Но боюсь, что у меня попросту не хватит времени участвовать в таком ЖЖ-сообществе.

12.08.2008 Андрей

Здравствуйте Алексей Викторович!
Спасибо за ваше творчество. С большим удовольствием по совету друзей прочитал вашу книгу «Сердце Пармы», понравилось. Я бы хотел предложить вам идею приложить карту местности, на которой протекают события, описанные в книге. Ее очень не хватало, когда я читал. Хотелось увидеть глазами те места, в который протекают описываемые события. Потому что не всегда хватало фантазии и пространственного воображения, чтобы выстроить воображаемое место событий. Как вы на это смотрите?

ответ

Уважаемый Андрей.
Я смотрю на это предложение положительно - почему бы и нет? Но ваше предложение - не ко мне, а к издателям.
Но отсутствие карты в книге, впрочем, всегда можно компенсировать обычной картой - например, в и-нете.

10.08.2008 Максим Кирчатов

Алексей, вам региональные власти чем-то помогают в проекте "Хребет России" (с Леонидом Парфеновым), где еще предстоит побывать и когда примерно закончатся съемки?
Спасибо

ответ

Уважаемый Максим.
Областные власти ни в Перми, ни в Екатеринбурге, ни в Тюмени, ни в Челябинске нам ничем не помогают. Районные власти - где-то помогают (в городе Чусовом, в Тобольске), где-то - нет.
У нас остаются три экспедиции. Первая - начала сентября - от Уфы до Челябинска. Вторая - начало октября - регион в треугольнике Пермь-Кунгур-Березники. Третья - в конце октября - на севере: Соликамск и Чердынский край.
Соответственно, закончатся все съёмки в конце октября.

07.08.2008 Наталия

Огромное спасибо за ваши удивительные книги "Сердце Пармы" и "Золото бунта". Другие пока не прочла, но обязательно прочту. Ваши книги дали толчек к новым интересам и за то вам низкий поклон.
Теперь вопрос: язык ваш, такой образный, будто фильмы посмотрела. Были моменты полного погружения в события и ощущение причастности к происходящему.Откуда у вас такой богатый язык. Родители, школа, чтение? Что вам дает такой простор? Надеюсь что вы будете писать еще много.

ответ

Уважаемая Наталия.
Спасибо за хорошие слова. Но на ваш вопрос я не могу ответить. Я не знаю, как это получается (да и получается ли вообще, потому что многие с вами не согласятся).

07.08.2008 Елена Митрофанова

Добрый день, Алексей Викторович!
В декабре 2007 в Журнале «Weekend» была статья "Ненаписанные книги", в которой упоминалась Ваша книга "Вниз по матушке: Роман-путешествие".
С тех пор с нетерпение жду ее выхода. Подскажите, пожалуйста, статья не зря меня обнадежила, а может книга уже вышла под другим названием?
С уважением,
Журнал «Weekend»

ответ

Уважаемая Елена.
Боюсь, что журнал «Weekend» что-то напутал. Никогда я не собирался писать романа с таким странным названием. И ничего подобного не говорил. Если же «Weekend» принял за этот гипотетический роман "Золото бунта" ("Вниз по реке теснин"), или книжку про Чусовую, то к декабрю 2007 всё это уже было издано. Чёрт его знает, что за деза. Я не при чём.

03.08.2008 Наталья

Здравствуйте, Алексей Викторович! Очень хочу получить Ваш автограф. Скажите, у Вас запланированы какие-нибудь встречи с читателями в ближайшее время? С уважением, Наталья.

ответ

Уважаемая Наталья.
Нет, пока никаких встреч с читателями у меня нигде не планируется.

03.08.2008 Юрий

Здравствуйте, Алексей Викторович. Большое спасибо за Вашу любовь к Родине и русской духовности!
Вопрос автору: что такое мерцоид? Как Вы себе представляете это? Судя по разумению Моржова, это когерентное состояние души между пиксельным мышлением и истинным "Я"?
С уважением, Юрий.

ответ

Уважаемый Юрий.
Как-то уж сильно круто вы призагнули... Давайте остановимся на "истинном Я". Или либидо, если хотите. Правда, ни то, ни другое не имеет отношения к русской духовности.
А вообще моржовскому феномену мерцоида, мне кажется, не стоит искать функционального определения. Это же визуальный образ, рождённый весьма специфическим воображением другого образа, литературного, - то есть, Моржова. Образ - не символ, он может просто настраивать, не обозначая.

31.07.2008 Владимир

Здравствуйте, Алексей Викторович.
Прежде всего (как и многим другим), мне бы хотелось поблагодарить вас, за ваши книги. Во-первых, они не дают окончательно разочароваться в современной российской литературе, вернее в той невероятной серости и глупости, что подается и принимается как литература. Во-вторых, эти самые книги способствуют развитию интереса людей к собственному краю, своей земле, своей истории - ведь у России коллоссальный исторический и культурный пласт, слепленный в один ком из разных традиций, народов, легенд и территорий - который, к сожалению, русские люди утратили, объедаясь суши, днями святого Патрика и голливудскими фильмами. После ваших книг у меня, питерского, появилось еще большее желание поездить по родине, посмотреть самые дальние ее уголки, бесконечные суровые сосны урала (к тому же, я родом оттуда по отцовской линии). И в-третьих, конечно, очень и очень здорово, что вы пропагандируете (ну давайте поставим любое менее пафосное слово) кусок того самого культурного пласта россии. Посмотрел пилотный ролик хребта и очень обрадовался - красиво и необычайно интересно!
Мне бы хотелось задать вам вопрос про Географа.
Мне думается, что любое практически искусство (если это искусство) рождается в результате какой-то дисгармонии творца с окружающим миром, с окружающей средой, в такие моменты внутри рождается энергия, которая требует выхода в чем-то, поэтому все творцы (если это творцы, а не ремесленники) - люди, которым нет покоя и не найти эту гармонию. Если кто-то попросит обосновать, можно очень долго шпарить именами и Мусоргского, и Высоцкого, и Есенина с Лермонтов и даже Микельанджело. Согласны ли вы с такой точкой зрения?
Как я понял Географа (возможно, это совершенно не то, что вы задумывали), история о самом обычном человеке, который на поверку оказывается самым необычным: для него нет полюсов, нет черного и белого, он не знает кого любить, как жить и что делать; постоянно общаясь с людьми, он одинок среди них всех и топит своё одиночество в алкоголе. После книги испытал опустошение внутри, как после ремарковских "трех товарищей", когда я, закрыв ее на последней странице, задался вопросов "и что же теперь?"
Я бы не хотел применять громких эпитетов по отношению к книжке, важнее, наверное, сказать, что я вижу в главном герое отчасти себя и своего друга, некоторых других людей, а значит книга не написана про то, чего не существует и в реальность Виктора Сергееча хочется верить и спросить его адрес и телефон.
И самое главное, ее невозможно написать, будучи равнодушным к тому что происходит, нужно прожить и прочувствовать. Мне бы хотелось узнать, было ли что-то такое у вас (не говорите что, это всегда личное)?
Спасибо. Извините, что так длинно, если честно, иногда очень трудно найти собеседника, а прочитанная книга без обсуждения не прочитанная...
И еще, я долго искал в интернете свежую информацию, но нашел только ваши интервью прошлогодней давности, где вы говорите, что всё с экранизациями заглохло. Обновите пожалуйста статус на этот момент:
и "географ" и "вниз по реке теснин" накрепко встали?

ответ

Уважаемый Владимир.
Спасибо вам за хорошее отношение и добрые слова.
Вероятный фильм по "Золоту бунта" по-прежнему лежит на боку, а вот с "Географом", похоже, дело сдвигается. Есть ряд русских народных примет, которые говорят, что в следующем году будет экранизация. Но я пока не буду распространяться об этом.
Я согласен с вами, что в основе искусства лежит преодоление дисгармонии. Я бы сказал - конфликт с миром, а конфликт и рождает желание разрешить его доступными средствами. Кому уж какие приемлемы. Мне - литература.
Но я не согласен с вами в оценке Виктора Служкина. На мой взгляд, это внутренне цельный человек, который знает, кого любить и как жить. Только вот его ценности в этом мире смешны и нелепы. А бухает он просто так, как все, для настроения. Личное же в этом романе то (что я сам работал в школе - это не важно, это просто фактура), что я сам попал в эту ситуацию в середине 90-х годов. Я учился в университете, чтобы стать искусствоведом, работал, старался быть приличным человеком и видеть в ближних приличных людей. А оказалось, что учился я зря, потому что нужны не искусствоведы, а торговцы, не приличные люди, а хамы, не работающие, а ловкие. Но мои попытки испохабиться оказались неудачными. Все обгоняли меня и при обгоне крутили пальцем у виска. Я же, дурак, предпочитал оставаться самим собой, обрекая себя на статус лузера, неспособного даже на подлость. Это совершенно служкинская ситуация. Моя жизнь показала, что прав был я, а не они; стратегия сохранения себя оказалась в перспективе более выигрышной. Поэтому для меня Служкин, написанный по моей жизненной ситуации, всё равно прав, хотя и доказательства - вне романа. Но отсутствие доказательств и придаёт роману объём - возможность множества трактовок (даже таких, с какими я не согласен).

28.07.2008 Никита

Уважаемый Алексей Викторович!
Хочется узнать Ваше мнение по поводу новости что "Более 200 уральцев приняли крещение в реке Чусовая" http://www.apiural.ru/soc/?art=44707. Когда сегодня утром по радио услышал про это, меня как-то передёрнуло. Ведь после Ваших книг эта река для меня неразрывно связана с язычеством, вогулами. Или же это вписывается в "уральскую матрицу"?

ответ

Уважаемый Никита.
Согласен с вами: глупость - крещение в Чусовой. Тоже мне, нашли Иордан. Но не думаю, что эта история имеет отношение к "матрице". Есть правило: не ищи заговора там, где всё можно объяснить глупостью. Здесь - можно, поэтому я бы не стал искать здесь "матрицу".

страница: 34 из 211

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram