Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



15.04.2009 Михаил Павлюкевич

Уважаемый Алексей, как вы относитепсь к тому, что происходит с Речным вокзалом?
Нужен ли нам муей М.Гельмана под названием ПЕРММ и другие новации губернатора в области культуры и архитектуры – бестолковые конкурсы и плачевное состояние музеев, планы застройки с помощью иностранных архитекторов и. т. д. Что угодно, но с помощью варягов. К нам относятся как к резервации и если дирижабль над «сортиром в чентре» это просто смешно ,то остальное не очень. Не пора ли пермякам сказать свое слово?

ответ

Уважаемый Михаил.
Вы – первый, кто публично поинтересовался моим мнением по этому поводу. Спасибо. Я отвечу развёрнуто, потому что – назрело.
Я не против «Русского бедного», «Евангельского проекта» и музея современного искусства в Перми – как таковых. Против – когда эти московские развлекухи делаются за пермский счёт.
Я скептически отношусь к актуальному искусству. По моему мнению, в новейшее время произведением искусства стал арт-принцип, а не арт-объект. Арт-принцип «Русского бедного» придуман Энди Уорхоллом. Арт-принцип «Евангельского проекта» Д.Врубель наиболее ярко выразил в работе на Берлинской стене – поцелуй Брежнева и Хоннекера. Придумать эти принципы во второй раз невозможно. А продать – возможно. Значит, мы получили столичный секонд-хэнд. Причем, плохо продаваемый в столице. Если бы там товар продавался хорошо, то никто бы не повёз его в провинцию, ведь покупательная способность столицы выше. Если же провинция перешибает столицу деньгой – то лишь из своего кармана, как загулявший купец.
Пермь почему-то оплачивает москвичам их имидж. Если кто-то желает делать это в частном порядке – ради бога. Но почему за госсчёт? Такие вещи, как «Русское бедное» и «Евангельский проект», можно гнать километрами. Любой художник может перевести на огромные баннеры, предположим, детские рисунки, и под каждым написать подходящий параграф из Уголовного кодекса. Получится проект не хуже «Евангельского». Потому что произведение искусства – арт-принцип, а не арт-объект. «Целующиеся милиционеры» - римейк «Брежнева и Хоннекера».
И потому, покупая такие вещи, платят уже не за искусство, а за шумиху, за скандал, за долдонов из Пермской прокуратуры, за лакеев-экспертов, за амбиции невежества, за ловкость продавцов, - за имидж. Не наш – «ихний». Но нашими деньгами. Эти деньги отняты у Пермских богов, у звериного стиля, у памятника Дягилеву, у музея Пастернака, у вернисажей пермских художников. Но Пермь-культурная виновата сама. Не надо быть сервильной. Если пресса хочет быть сервильной – так пожалуйста, её за это и содержат. А у художников за это вычитают.
Конечно, Пермь должна быть современной. Но задача власти – а министр, сенатор и губернатор – это власть, - создать у себя арт-рынок, где конкуренция вынудит художников быть современными, иначе ничего не продадут. А власть сейчас выступает не в роли организатора рынка, а в роли участника – покупателя. И этого участника по определению всегда дурят продавцы – у них работа такая. Позиция власти – провинциальная, несовременная, и потому вместо дела получается курьёз.
Из столицы мы смотримся как лохи, которым можно чего-нибудь впарить. Стоит почитать отзывы в ЖЖ на наши дерзания: мы представляемся эдакими божьими чудиками, согласными купить картинку, когда у самих изба завалилась. И современные люди нам впаривают – потому что они знают, как продавать. Они не жулики – они менеджеры высокого класса. А мы – не менеджеры, мы – простаки, а наши эксперты сервильны.
Прогресс нельзя купить, купить можно только машины новых марок, а прогресс надо устраивать самому. Современное искусство нельзя купить, его можно только создавать. То, что сейчас современно, через год будет несовременным. Значит, надо покупать новое. Значит, мы втягиваемся в гонку приобретений, которая нас истощает, вместо того, чтобы самим через пять лет создавать такое же бесплатно. Если Пермь желает современного искусства, надо растить своих художников, а не покупать чужие картины. Надо нанимать преподавателей нашим студентам, отправлять студентов в творческие командировки – как это делали Строгановы, загоняя своих пансионеров в Италию.
Почему в бизнесе эта мысль очевидна, а в искусстве – нет? Потому что искусство приравнено не к базовым вещам вроде экономики, а к шоу вроде спорта, где покупают легионеров. Когда я летал чартером в Москву на прошлую Строгановскую премию, к рейсу подали два автобуса и объявили: в первом едут представители власти и бизнеса, во втором – спорта, культуры и обслуживающий персонал. Это очень показательно. Вот только денюх у нас всё равно не хватит ни на Андрея Аршавина, ни на Эрика Булатова.
Я не знаю, с чего это Пермь вдруг так уверовала в свою значимость и считает, что столичные звёзды воспринимают пермяков как равноценных партнёров. Столичные звёзды в лучшем случае просто доказывают Пермью друг другу что-то своё, а Пермь им безразлична. Это в лучшем случае. Культуртрегеров в рыночной экономике нет. Зачем обольщаться? И почему должно быть иначе?
Сколько восторгов было по поводу фестиваля «Новая драма»? Во вторник я читаю в журнале «Компаньон-Magazine» интервью с Эдуардом Бояковым: «Насколько приоритетен для вас новый пермский проект?» - «С Пермью связан очень серьёзный масштаб амбиций». И в тот же вторник о «Новой драме» – от организаторов в газете «КоммерсантЪ»: «Сохранять фестиваль … больше нет необходимости». А где же «масштаб амбиций»? Упс, москвичи упразднили свою тусовку в провинции. Мало ли, что там в Перми губы раскатали и планов настроили, - Москва закрывает лавочку. Кто будет думать о крысах, оставшихся в лавочке, с их рухнувшими крысиными планами процветания?
Нельзя надеяться на дядю - можно только на себя. Нельзя оплачивать чужие понты – можно только свои. Но граблям свойственно повторяться.

15.04.2009 Лена

Здравствуйте, уважаемый Алексей.
Извините, не могу удержаться :)
Мой вопрос про орнитологов Ада посчитала макаберным (ответ справочной службы русского языка /запрос на "макаберность"/: В словарях такого слова нет. Есть слово макабрический /фр. «macabre»/ – похоронный…
Еще Интернет сообщает, что макаберность это тяготение к смерти). Хотя для Ады так смотреть на вещи, наверное, естественно. Я же думаю, что тяги к смерти в нем было столько же, сколько и к жизни, а больше всего дурачества. А вы, Алексей что думаете по поводу макаберности вопроса?
Кстати, демон с древне-греческого можно перевести как вдохновение. Это была шутка, поскольку Вы не знаете о чём, получилась неудачной.

ответ

Уважаемая Лена.
Давайте не будем топтаться на одном и том же месте, а просто пойдём в разговоре дальше. А то всё это начинает напоминать форум.

15.04.2009 Анна

Уважаемый Алексей Викторович! Спасибо огромное Вам за ответ по поводу строительства барок. Все-таки забавно, что в Лесном словаре так много сплавщицких терминов. Ольгу Тапит попытаюсь найти и прочесть: странно, ее я не читала, хотя вроде по этому вопросу прочла все, что у нас публиковалось. А откуда взялось название "кули" по отношению к комполену - ведь это он же, как я поняла, тоже из преданий тех же манси. Не знаю заинтересует ли Вас, но это тоже Ваши места: существует книга о снежном человеке на Вишере: Ольга Кошманова "Взгляд в спину". Там свидетельств столько, что просто отмахнуться от этого сложно. В "Уральской матрице" в статье "Дьяволы подсознания" Вы пишете о группе Дятлова, я читала много исследований о них, их убило лавиной, на сегодняшний день это можно считать уже точно установленным, но, кстати, на одном сайте к их гибели приплетали и снежного человека. Извините, что лезу с комментариями, просто подумала, может, Вам как бывшему краеведу все это покажется любопытным.

ответ

Уважаемая Анна.
Да, мне это и кажется любопытным. Спасибо за Ольгу Кошманову - я и не знал.
"Куль" - это мансийский злой дух, и не только мансийский. Я назвал Комполена кулем в русской традиции использования слова - ну, когда, например, лешего называют бесом или дьяволом, хотя бес и дьявол - отдельные типы нечисти.
А по поводу Дятлова я же не выдвигал никаких своих версий - и, вроде бы, не принимал сторону никакой из уже существующих. Я имел в виду то, что эта странная гибель моментально вызвала к жизни кучу полузабытых мифов языческого Урала. И такая ситуация подтвердила склонность Урала к язычеству. Ведь среди выдвинутых версий не было христианских - типа того, что "бог наказал" или "дьявол сгубил", и практически не было эзотерических - типа, испугались НЛО, или нарвались на древних ариев (атлантов, гипербореев и т.д.) или ещё чего-либо такое же вроде иного измерения или провала во времени. Мало было и конспирологических версий - только про ядерный взрыв. Языческая версия - основная. Этим и показателен случай с группой Дятлова.

14.04.2009 Галина-Галина

Уважаемый Алескей, а откуда вот это легкое пренебрежение к читателю, насмешливый тон, ёрничество, невежливое подтрунивание над вопросами, раздраженность? И это повторяется во многих Ваших ответах и даже заставляет Вас перед кем-то извиняться со временем (не помню имени мужчины, но наткнулась тут как-то). Откуда?

ответ

Уважаемая Галина.
Наверное, вы правы, и я порой обижаю людей. Если я это осознаю - то считаю необходимым извиниться (а что в этом такого? Всегда надо извиняться, если был не прав.) Наверное, мне надо извиниться перед Леной. Я прошу прощения за тон.
Понимаете, в чём дело... Уколоть иголочкой - это вонзить остриё на миллиметр. А человек в ответ взмахивает руками на метр. Реакция не всегда адекватна раздражителю. Но и раздражитель был, хотя, возможно, мой собеседник не желал меня колоть или не понимал, что колет. Однако без причин я руками не машу. Если так получается - давайте просто извиняться. Я извиняюсь.

14.04.2009 Анна

Добрый день, Алексей!
Спасибо за Ваши книги и творчество. Я сама историк, немного интересуюсь историей корабельного дела на Руси. Прочитав Ваше "Золото бунта", очень заинтересовалась описаниями сплава на Чусовой и (особенно!) постройки барок со всеми подробностями. Не могли бы Вы назвать (ну хотя бы некоторые) источники, которые Вы при этом использовали и/или литературу.
И еще один вопрос, так как я давно интересуюсь криптозоологией и поисками реликтового гоминоида в России. У Вас в романах он упоминается (под разными именами). А как Вы лично относитесь к идее его существования сегодня, ну где-нибудь в лесах по течению той же Чусовой, к примеру?
Заранее спасибо, с уважением Анна.

ответ

Уважаемая Анна.
Спасибо за оценку моих "реконструкторских" дерзаний.
Источников, по сути, я назвать вам не могу. Во многих произведениях или документах о сплаве рассыпаны различные судостроительные термины. Особенно густо - в очерках Мамина-Сибиряка. А мне в руки попался старый "Лесной словарь" без обложки - тот человек, что мне его дал, сказал, что книга 1906 (кажется) года. Это пособие для судостроителей, егерей, лесников, плотников, химиков - всех, кому в работе нужна древесина или изделия из неё. По этому словарю я и "восстанавливал" барку, разбираясь, какие у неё были части. А как они соединялись - это уже понятно тому, кто более-менее разбирается в судостроении. У меня же родители - инженеры-судостроители.
То есть, технология такова. Предположим, в документе о сплаве встречается слово "порубень". В Лесном словаре я узнаю, что это - фальшборт. Зная, что такое фальшборт, я уже представляю конструкцию шпангоута, составленного из "кокор" и "быков". Так постепенно восстанавливается вся барка - как динозавр из зуба.
Теперь про гоминоида. Единственный представитель фольклора, которого уверенно можно отнести к реликтовым гоминидам, - это Комполен манси. О нём писала журналистка Ольга Тапит в очерке в журнале "Уральский следопыт". Она приводила очень яркие примеры встреч с Комполеном из жизни наших современников. Я ей поверил. Но в принципе я не очень доверяю этой гипотезе. Всё-таки есть некие нормы биоценоза, в которые гоминид не влезает. Хотя чем чёрт не шутит. Тут главное - как убеждают.
А на Чусовой гоминида быть не может. Во-первых, Чусовая - достаточно обжитой район. Во-вторых, гоминид может существовать только в реликтовых лесах, а на Чусовой почти все леса - вторичные, то есть, вырубленные горными заводами и выросшие вновь.

14.04.2009 Александр

Здравствуйте, Алексей Викторович! С наслаждением читаю Вашу переписку на сайте... Паузу выдержу, чтобы побольше накопилось диалогов, и устраиваю себе "лакомство". Спасибо, что не бросаете начатого, а за прямоту и честность ответов - уважение. Наверное, только так и нужно.
И не собирался писать про своё путешествие (с Вашей подачи), предыдущий читатель побудил.
История проста... В институтские еще годы совершали мы путешествия по Северному Уралу. Как ноябрьские праздники, мы уже с лыжами в Североуральске, и только нас и видели... Было очень интересно не только в спортивном плане, но и в плане исторических находок... Просто помню свои ощущения от созерцания квартального столба близ заброшенного поселка Супрея (вероятно, ссыльные рубили просеки, валили лес)... Клеймо на столбе было от 1937 года... Эту "историю России" можно было "потрогать руками"... Мои спутники - студенты истфака - даже называли какие-то имена и даты... Меня просто тогда повергли в ступор такие "исторические памятники"... вышки, колючка, истлевшие бараки...
И вот по прошествии 20 лет с тех походов... Ваши книги... И в них еще один пласт истории, более ранний... Да еще из под Вашего пера - мистический весь насквозь...
В общем, не удержался я. Нарыл карты в инете и на Пелым. От своего товарища завуалировал я наше путешествие под охоту... С двумя лайкими пешим порядком от пос. Бурмантово "прогулялись" мы до урочища Менкур и обратно (красивое название, неправда?) вдоль реки Пелым. И этот район был когда-то под лагерями... Генштабовские карты 60-х годов "вели" нас заросшими просеками мимо всё тех же разрушенных бараков для ссыльных...
Может, возрастные моменты, или всё-таки Вы правы, и мы больше чувстуем, чем осознаем, не знаю... Сна у меня не было все 10 дней маршрута... Я слушал и всматривался в тайгу... Собаки спокойны, тишина, а у меня в голове "театр у микрофона" - поверки, конвойные, Ермак и вогулы со свистящими стрелами... Перед рассветом только и забывался (в принципе хватало). Это всё на трезвую голову - тайга пьяных не бережет...
Вышли к жилью и ВСЁ. Нет ничего, как и не бывало... Сон как у младенца... Полгода молчал, опасался непонимания... Гляжу, не я один такой, решил поделиться со всеми...
Впечатления от мероприятия превосходные, отдохновние всё одно получил. Думаю, что вернусь я туда...
Так бы и сидел на печи, не попадись Ваши книги. Будоражат они меня, заставляют действовать, ехать, глядеть на вехи истории, искать взглядом путики вымерших мансийских охотников, пытарей, старателей, воинов... Вот так...
Буду с нетерпением ждать экранизаций и публикаций всех Ваших "проектов".
Спасибо Вам еще раз.

ответ

Уважаемый Александр.
И вам - спасибо. Для меня высшее свидетельство читательской эмпатии - когда читатель отправляется в путешествие по описанным местам.
Про Пелым я вам завидую. А место это - удивительнейшее. Не только Асыкой и богатырём Пелымталектуром, что спит под горой, не только Ермаком и зэками... В Пелыме был русский острог - один из первых в Зауралье. В Пелым был сослан Бирон, а вслед за ним - Миних, который провёл здесь 20 лет. В Пелыме сидели декабристы. Наконец - цитата из "Истории Пугачёва" Пушкина (имеется в виду 1773 год): «…Пугачёв приговорён к наказанию плетьми и к ссылке в Пелым на каторжную работу». Не хило для деревеньки на севере Свердловской области, куда нет ни железных, ни автомобильных дорог? Такая историческая концентрация удивительнее всякой мистики!
Удачи вам в путешествии.

13.04.2009 Лена

Здравствуйте, уважаемый Алексей.
«Чаще бывает наоборот - писателя хорошо знают, но разве бывало так, что его спрашивают, каким он представляет себе своего читателя? Не стоит слишком размазывать эту тему, скажу коротко, что я сам, к счастью, уже много лет тому назад выяснил для себя всё, что мне надо знать о с_в_о_е_м читателе, то есть, прошу прощения - ЛИЧНО о Вас. Боюсь, что Вы станете всячески открещиваться, но уж тут позвольте мне
Вам не поверить. Итак, вы - заядлый орнитолог…»
Это отрывок из рассказа Джерома Сэлинджера «Симор. Введение». А прочитала я этот рассказ отложив книгу Анатолия Онегова «Школа юннатов. Наши пернатые друзья и соседи».
Скажите, Алексей, а Вы выяснили для себя то, что Вам нужно знать о своём читателе? Если Вы не будете торопиться с ответом или не захотите вовсе этот ответ давать я не обижусь, возможно, не пришло ещё время.
Кстати, к вам демоны не приходили? Не предлагали стать спасителем Отечества? Это риторический вопрос, но если Вы знаете, о чём я - очень приятно.

ответ

Уважаемая Лена.
От вашего воспроса у меня ощущение, что вы знаете обо мне какую-то страшную тайну. Тоже процитирую, но не "Симора", а себя-любимого:
"- А что со мною случилось? – удивился Служкин. – Ты узнала, что я неизлечимо болен, и это, скорее всего, гонорея?
- Гонорея излечима, - чуть покраснев, сказала Саша".
Что мне нужно знать о своём читателе? С ним что-то не в порядке, а я не в курсе? Почему я не должен торопиться с ответом? Почему я могу вообще не ответить? Почему мне грозит явление демонов, причём с предложением государственной важности? И - вы меня пугаете! - а когда должно "придти время"?!
Я, конечно, вам ничего не ответил - но ведь и вы меня ни о чём не спросили...

13.04.2009 ада

Алексей, здравствуйте. Заданный Леной вопрос, при некоторой макаберности формулировки, все-таки очень интересен - тем более мне, человеку издательскому. Как вы представляете себе своего читателя? Не могли бы обрисовать одному персонажу, для примера: этот читать будет, а вот этот - точно не будет? Спасибо!

ответ

Уважаемая Ада.
На мой взгляд, вопрос уважаемой Лены был немного по касательной к вашему - не про читателя, а про меня. Ну да ладно. Вы упростили ситуацию.
На самом деле ваш вопрос распадается на два: каков, на мой взгляд, мой читатель и какому читателю я адресую свои опусы. Лично для меня даже в расчленённом виде этот вопрос не имеет ответа.
У меня очень разные тексты. "Блуда и МУДО", "Сердце пармы", "Корабли и Галактика", "Угорский архетип в демонологии сказов Бажова"... Все они мне дороги, во все я вкладывал душу. Я могу более-менее охарактеризовать читателя по каждому отдельному произведению. Но вообразить личность, которая с равным удовольствием потребила бы все эти разноплановые тексты, - нет, не могу.
Точно также я могу охарактеризовать читателя, которому адресовал каждое конкретное произведение, но представления о целевой аудитории в целом у меня нет.
Уважаемая Ада... а зачем вам мой ответ на этот вопрос? Например, когда мне нравится какое-либо произведение, мне безразлично, кому оно адресовано: мне или, например, Анне Петровне Керн. У меня даже вопроса такого не возникает. Я же это произведение не из чужого почтового ящика украл, чтобы интересоваться, кому его посылали. Понравилось - значит, мне.

13.04.2009 Евгений

Еще раз доброго вам дня, Алексей.
А вы ощущали на Чусовой некую ... мистику, что ли?
Кроме того, что постоянно спиной ощущается чье-то присутствие (а также головой, руками, ногами и прочими берегами). Прошлой весной мы втроем стояли ночью напротив камня Боярин. Выпивали и пели песни в три почти поставленных голоса - прямо в стену камня. И не так, чтоб уж много выпили. Но один из нас видел сумрак неспеша проплывающего мимо на лодке человека (причем, он знал, что это наш - кто-то четвертый, - который зачем-то ушел на воду), а остальные весь вечер точно чувствовали, что рядом есть кто-то еще, и готовы были предложить ему присоединиться к нам - попеть и выпить-поесть, но его все никак рядом не обнаруживалось. Ни деревень, ни дорог рядом не было! Левых быть не могло, мы были одни. Но ощущение четвертого спутника было железно у всех троих. Причем, повторюсь, пили не много.
Ну, про то, чо всю дорогу чуется присутствие чье-то, я уже говорил.
Про Боярин камень - я решил для себя, что это был Трифон Вятский. Вогульских потусторонних ребят я пока не знаю.
Я и от других людей слышал иногда про их ощущуния присутствия кого-то еще.
Было у вас такое?
(Алексей, я извиняюсь за несущественные вопросы, но мне интересно таким образом хоть чуть-чуть пообщаться с одним из двух - на сегодняшний день - любимых писателей. И интересно мнение как специалиста.)
Спасибо.

ответ

Уважаемый Евгений.
Я понимаю вас. И я порой тоже чувствовал присутствие некой силы или, точнее, сущности. И не только на Чусовой. Кто не бесчувственный чурбан, то всегда имеет в жизни несколько таких опытов. На мой взгляд, это потому, что мы чувствуем гораздо больше, чем понимаем. А то, что непонятно, вызывает страх. Как известно, если долго глядеть в бездну, бездна начинает глядеть в тебя.
Я не думаю, что здесь дело в некоем "историческом наследии" места. (Кстати, легенду о Трифоне Вятском, собирающем души, я выдумал от первого до последнего слова.) Скорее, это просто ощущение чужого мира. Я уже говорил об этом: русские - люди реки, им в лесу страшно. Да и теперь все мы давно уже люди городов, а не рек.
А в "классическую" мистику я не верю. Конечно, бывают впечатления, "художественно соответствующие" тем, что предлагает мистика, но, на мой взгляд, это просто совпадения. Дети своей культуры, непонятные вещи мы дешифруем так, чтобы было понятно. Но про аутентичность нашей дешифровки говорить не приходится.

12.04.2009 Евгений

Алексей, добрый день.
Жена прочитала "Золото бунта" и спросила, почему вы так не любите женщин? Все женские персонажи, по ее мнению, не вызывают симпатии, и чувствуется авторская нелюбовь к слабому полу.

ответ

Уважаемый Евгений.
В "Золоте бунта" с симпатичными мужскими персонажами тоже напряжёнка...
А вообще-то совсем недавно в этом же разделе мне писали, что я Воспеваю Женщину. Не раз я встречал мнения о том, что я очень хорошо понимаю женщин и что совершенне не разбираюсь в них. Так что в наличии полный комплект диаметрально противоположных оценок. Комментировать их - се ля ви - бесполезно.

10.04.2009 Алексей Неугодников

Добрый день, уважаемый Алексей!
Мои вопросы совершенно разные по смыслу и весу. Надеюсь, простительно не делать текстовой связки, а – просто, по списку.
1) Противостояние «Москва – провинция». Этот источник энергии постоянно присутствует в Ваших произведениях. Особенно ярко для меня вспыхнули последние две статьи в предисловии к проекту «Пермь как текст». Эта же вольтова дуга от Урала до Москвы жгла в «Сердце Пармы» (как-то плоско, но оставлю). Приезд Михаила Ермолаевича плененного в Москву: пик осознания «кто кого, зачем и за что». Быков героем нашего времени считает раскаявшегося скинхеда, и Вы справедливо полагаете это столичной близорукостью. На мой взгляд, «Блуда и МУДО» - обличает новорусскость, но, конечно, прежде всего – Москву. Вопрос: не кажется ли Вам, что этот диалог вечный и, возможно, по исторической своей сути, зарожден как продуктивный по типу «катод – анод»? (Этика здесь отдыхает).
2) Цитата: «В гостинице «Украина» Моржов снял на всю ночь двух проституток и трахался с видом на Государственную думу…». Я, видимо, зануда, но из гостиницы «Украина» вид - на Белый дом (здание Правительства). Дума существенно дальше и весь Новый Арбат ее капитально заслоняет.
3) Цитата: «…откалывала ледяные кусочки от огромных жерновов мороженого молока» - это дочка Михаила в «Сердце Пармы» кормила-поила котенка зимой. Я вот все никак не пойму: как же можно заморозить молоко, когда корова его дает в теплое время (мороза-то нет!). Возможно, это какая-то хитрость?
4) Немножко истории советской. В 80-х годах прошлого века (а раньше – и подавно) журфак университета – мечта и суперуспех, особенно в таких университетах, каким был УрГУ (не знаю, как сейчас). Но ведь для поступления, помимо успешной сдачи экзаменов, надо было иметь несколько публикаций, плюс рекомендацию райкома ВЛКСМ. Скажите, пожалуйста, Вам пришлось пройти эту «прокрустову лужу»? А может, уже на излете 80-х все было проще?
5) Вы покинули журфак и поступили на факультет искусствоведения. Первая часть вопроса: какие были темы Ваших курсовых? (О дипломе Вы упоминали, если не ошибаюсь – иллюстрации к детским изданиям?). Вторая часть вопроса. Вам, судя по биографии, пришлось сменить много профессий после Университета. А если бы все вышло «гладко» и искусствовед Иванов Алексей Викторович ни дня после защиты диплома не занимался бы ничем, кроме искусствоведения (при этом пусть материальные и социальные параметры – в полной норме)? О таком варианте не тоскуется? Поясню: я не сторонник формул типа: «если бы я начал жизнь снова...». Это я так хочу пополнее сформулировать простой вопрос: «Профессия не зовет?»
Если я в чем-то в своих вопросах был чрезмерен, надеюсь, простите.
Спасибо.

ответ

Уважаемый Алексей.
Спасибо за такие интересные вопросы. Я буду отвечать не по порядку, хорошо?
2. Да, мне уже сказали, что из гостиницы "Украина" виден Белый Дом, а не Дума. Это я облажался в географии, хотя от замены слагаемого сумма остаётся прежней.
3. Морозить молоко кругами - распространённая практика на Урале и в Сибири. Об этом сказано и у Распутина. А зимой коровы доятся.
4. Когда я поступал на журфак УрГУ (1987 год) требовалось пройти собеседование, творческий конкурс (типа экзамена), принести свои опубликованные в газетах материалы и рекомендацию (лучше - направление) от редакции газеты, а не ВЛКСМ. Принимали, в основном, отслуживших, рабфаковцев и ребят после школы, но с направлением. С простой рекомендацией после школы поступили только двое на 75 мест (я и был среди них). Хотя я добыл бы себе и направление от ВЛКСМ - ведь комсомол тогда был политизирован только внешне, а внутри был просто кадровым резервом для более-менее значимых постов общественной деятельности, и формировался он (резерв) просто по знакомству, по заслугам, по знаниям, а не по верности идеалам марксизма-ленинизма.
5. Всех тем своих курсовых я не помню. На первом курсе, кажется, сравнивал фантастические иллюстрации художника В.Коротича к "Маленькому принцу" с работами художников-фантастов. На втором писал какую-то культурологическую пургу. А дальше взялся за творчество книжного графика Геннадия Калиновского - тему своего диплома.
А профессия искусствоведа меня не зовёт и не звала. Я же поступал на искусствоведческий не за профессией, а за кругозором. Я его получил. Но работать в музеях не собирался (работать мог бы и без профессии, и с любой другой). Я хотел быть писателем. Но мне казалось - и кажется до сих пор, - что одного только знания литературы для писателя мало. Надо разбираться в искусстве вообще. Была бы возможность поступить учиться на писателя - я бы не стал поступать на искусствоведа.
1. И про Москву. Самое интересное.
Я не считаю это противостояние вечным. В США такого нет. Не было такого и в Древней Руси. Скажем, тогда Московское княжество было сильнее Рязанского или Тверского, но экономическая сила не означала культурного превосходства. Древний Суздаль, Владимир, Ростов, Новгород, Смоленск в культурном отношении вполне могли поставить Москву за холодильник лицом к стенке. Абсолютное доминирование Москвы началось с российского абсолютизма.
Я очень плохо отношусь к Москве культурной. Не потому, что она плохая, а потому, что она не исполняет своих обязанностей столицы, а на эти обязанности она загребла себе почти весь ресурс. Если уж в России такая культурная ситуация, что региональные явления должны переозвучивать себя через Москву - пусть Москва переозвучивает. То есть, служит усилителем, рупором. Но Москва считает себя культурным продюсером. То есть - скажу по-другому. По отношению к провинциальным культурным явлениям Москва должна быть киноустановкой, которая просто демонстрирует авторское кино. А Москва - не киноустановка, а продюсер, который вмешивается в работу режиссёра, ляпает кино на свой лад и потом уже его показывает, и то не всем. Но Москве платили не за это. Конечно, столичные издатели не переписывают тексты провинциальных писателей - но просто не берут в печать тексты, которые не соответствуют их московским представлениям о тех вещах в провинции, о которых говорится в этих текстах. Я заявляю это с полным правом, потому что лично я-то ничуть не пострадал - исключения случаются. Но я вижу, как страдают другие - даже не люди, а явления. То, что значимо для местного уровня, гибнет, потому что свои деньги для озвучания отданы Москве, а Москве этот местный уровень не интересен. А без него нет культуры России. Представьте, если банк начнёт выдавать вам ваши деньги только тогда, когда ему нравится то, на что вы собираетесь их потратить. Предположим, вы хотите купить стиральную машину, а банк вам согласен дать ваши деньги только тогда, когда вы попросите их на рубашку - потому что рубашка модная, а стиральная машина - нет. Но вы и рубашку не купите, потому что её негде будет стирать. Так ведёт себя Москва культурная. Я теперь отлично знаю это на собственном опыте.
Провинция тоже хороша. Провинциалы с радостью убегают в столицу - и поэтому по-человечески я очень уважаю жизненный выбор таких людей, как Слаповский, Бушков, Коляда. Провинция сама встаёт перед Москвой на колени, сама сервильна, сама принимает эти правила игры, сама не желает развиваться и брать у Москвы то по-настоящему хорошее, актуальное, умное, модное, что есть в столице.
Ситуация "Москва и провинция" - это ситуация не вампира и жертвы, а барина-самодура и лакея. Оба хороши. Меня бесит и апломб Москвы, и самоумаление провинции. Это уже не катод и анод, а порнография, и этика отношений здесь как раз не "отдыхает", а вопит от обоюдного бесстыдства. В случае с "Блудой" Моржов как раз и пасётся на поле этого бесстыдства - в "дешёвом порно".
Отношения Москвы и провинции - это отношения индустриальной и постиндустриальной экономических систем. Югра такая же богатая, как Москва, но она не станет культурным лидером, потому что она индустриальная, а Москва - постиндустриальная. То есть, дело не в деньгах. Дело в способе жизни. Индустриальный способ жизни - производство ценностей. Постиндустриальный - производство мнимостей. Если общество мнимости ставит выше ценностей, то мы получаем то, что имеем. И Москва - такая же жертва, как и провинция. При таком культурном выборе провинция загнётся от голода, а Москва - от обжорства, но сдохнут обе.

07.04.2009 Ирина

Здравствуйте Алексей!
Недавно прочитала Ваш роман "Сердце Пармы", большое спасибо за Ваше удивительное для меня открытие Пермского края. Хочется воочию увидеть красоту и богатство края. Будет ли в этом году проходить традиционный фестиваль?

ответ

Уважаемая Ирина.
Спасибо.
Да, фестиваль будет проводиться. Надеюсь, кризис его не сожрёт - хотя всё может быть. Информация о фестивале будет на этом сайте в разделе, соответственно, "Фестиваль..." Наверное, где-нибудь в июне можно будет что-либо говорить конкретно.

05.04.2009 Александр

Здравствуйте уважаемый Алексей! Спасибо за ответ по игу. Надо подумать.
Посмотрел фото ваших экспедиций на съемках "Хребет Урала", показалось, что сняли вы не самые интересные места в наших краях, а только наиболее "попсовые" и легкодоступные. Ведь та же Дивья пещера, Колпаки. Усьвинское городище и т п.будут поинтересней, да и туристы их не закакали. Или фотографии не отразили всего? Или съемочная группа & продюссеры отказались лазить в "нечеловеческих" условиях?
Вы не ответили, идете с нами в поход в мае или нет. Я же на вас снарягу припас и с коллективом вашу кандидатуру согласовал.Сразу не отказывайтесь - подумайте. Готов с вами предварительно встретиться.
С поклоном,
Александр

ответ

Уважаемый Александр.
Снять все интересные объекты - немыслимо. В "Хребте России" мы снимали либо те объекты, которые сыграли большую роль, либо репрезентативные. Дивья пещера, безусловно, самая большая на Урале, но репрезентативна - Кунгурская. Она представит и себя, и Дивью, и Капову, и все-все прочие вплоть до Сикияз-Тамака и Сумган-Кутука. Кино-то не резиновое.
Не знаю, насколько "легкодоступные" объекты мы снимали. Вершина горы Полюд - это легкодоступное место? Жалких 300 км от Перми, да через реку без моста, да в гору 10 км. А телекамеры, электрогенераторы, канистры с бензином и 8-метровый кран мы по карманам рассовали.
Кстати, Колпаки мы сняли, - разве вы их не узнали в ролике? Саломатовское городище, которые вы называете Усьвинским, - тоже сняли.
За предложение идти в поход - спасибо, но я уже в походы находился. Теперь это не мой вид развлечения.

05.04.2009 Евгений

Алексей, здравствуйте.
У меня к вам пара мыслей вслух и один вопрос. Извините, если получится много.
Первым делом, огромная вам благодарность за ваши книги: сердце поет, душа сопереживает, голова включается.
После ваших книг начал любительское изучение родного края (живу в Екатеринбурге), полез в историю, топонимику, туризм - короче, в поверхностное краеведение. Интерес приводит меня к информационному полю, хронотопом которого, если так можно выразиться, становится Урал. Побывал на нескольких заседаниях по развитию туризма, которые организовывали областные власти Свердл. области и администрации свердловских и пермских МО. Центр внимания властей и представителей турбизнеса - в первую очередь, Чусовая. Часто выступавшие ссылались "Мэссэдж Чусовую" и аппелировали к вашему мнению и имени. То есть Чусовая, не без вашей помощи, уже вошла в медийное пространство регионов и прицепила к себе взоры властей и предпринимателей.
Каких-то серьезных реальных шагов в продвижении Чусовой пока не вижу. Но много планов, таких как мини-отели и кемпинги, благоустроенные кордоны и экологические тропы (это все в проектах Природного парка); проект "Чусовая России" (создание музеев промышленности под открытым небом: плотины-пристани-заводы, даже создание барок, приближенных к оригиналу - правда, как памятники) и так далее. К части проектов хотят приложить руку серьезные люди с деньгами. И вроде бы все хорошо, но не станет ли Чусовая одной большой фестивальной площадкой? Там, где собирается много народа, уходит первоначальный дух места.
Прошлое лето мое было связано с Чусовой. Фестиваль (КСП + туристы), съемки в кино (исторический фильм. Кстати, должна остаться площадка – славянская деревня в 3 км выше села Чусового), различные участия в Советах и презентациях, мини-сплавы.
На одной из презентаций (камень Винокуренный, чуть выше Староуткинска) поили нас организаторы самогончиком, который гнали-курили местные раскольники, и назывался тот напиток кумЫшкой. Откуда такое название, никто не знал. Правда, местные бабушки из ансамбля песни и пляски, посмеиваясь, предположили: «Пришел кум к куме - чем она его поит?»
Пошел искать, что за кумышка. В Пермском крае деревенька была и река - Кумыш. Отдыхали там некогда бурлаки спасшиеся, а зимой ямщики – постоялые дворы. Думаю, может, там гнали некий свой самогончик, и его название из диалектного стало более общим? Но потом узнал, что деревня называлась кУмыш, с ударением на первый слог, а напиток кумЫшка. И недавно нашел, что кумышкой называют свой национальный напиток башкиры, чуваши и удмурты, а сделан он на основе кумыса методом простейшего перегона в водку. И все об этом давно знают, кроме меня.
Удмуртские следы в той местности есть (напр. Камень Гардым – «старая кляча»). И тюркских шайтанов хоть ложкой ешь. Но пока не узнал, есть ли мансийские или коми корни в названии речки и бывшей деревни.
И вопрос совершенно из другой серии. В конце 90-х я искал в журфаковской общаге на Большакова следы т.н. комнаты Башлачева. Все про нее знали, но никто ее не видел. Самое надежное предположение, что это была малюсенькая кладовка, где СашБаш перекантовывался некоторое время. И вроде как точно знает про Башлачева некий сторож-дворник-вахтер дед … не помню имени, живущий при общаге лет 100. Но он как-то незаметно умер, и я его не застал.
Алексей, вы, когда обитали в тех местах, не слышали никаких басен про комнату Башлачева?
Спасибо. Извините за многословность.
С уважением, Евгений.

ответ

Уважаемый Евгений.
Когда я жил в общаге журфака, моими старшекурсниками были младшекурсники тех времён, когда здесь старшекурсником был Башлачёв. Никакой загадки в комнате не было. То ли 301-ая, то ли 302-ая (третий этаж, крайняя с начала, окна в сторону общаги Горного).
Для точной информации вам проще найти однокашников Башлачёва, чем верить в какого-то мифического деда-вахтёра, про которого я ничего не слышал.
И вообще, зачем это вам? Башлачёв знаменит вовсе не своей комнатой, он же не риэлтор.

05.04.2009 Станислав

Здравствуйте, Алексей! С большим уважением отношусь к Вашему творчеству, особенно к историческим произведениям. И с нетерпением жду новых книг. Ожидать ли что-то новое в обозримом будущем?
Жму руку. Станислав, Омск

ответ

Уважаемый Станислав.
Спасибо. Но в ближайшем будущем ничего художественного у меня не выйдет. А осенью вместе с премьерой фильма "Хребет России" я жду и книгу "Хребет России". Она совсем не такая, как фильм, и, возможно, будет вам интересна.

страница: 46 из 212

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram