Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



25.08.2009 CENT

Прочитал вопрос про аудиокниги. Скачал "Общагу". Читает Вячеслав Герасимов - весьма известный чтец. Так что это не кустарная начитка - работала какая-то специализированная контора.
Это не вопрос, это Вам про всякий случай, Алексей Викторович.

ответ

Уважаемый CENT.
Спасибо за ценные разведданные. Вообще-то я польщён, что "Общагу" начитала какая-то серьёзная контора с хорошим артистом.

23.08.2009 Светлана

Уважаемый Алексей, мне кажется, что Вы зря отказываете Моржову в творческом мировоззрении. Предпосылки к тому, чтобы он им обладал – умение видеть в цвете и объеме, достраивать, додумывать, синтезировать. Чтобы видеть, нужно отдалиться, быть невовлеченным, наблюдателем. Нормальный научный эксперимент в обязательном порядке требует творческого подхода. При этом музыка считается, законы перспективы учитываются, и все замыкается на способность человека дать собственную оценку происходящему (например, в виде картины или академической теории) и донести ее до общества. Все перечисленные Вами причины: сознательный выбор бездуховности, перестановка пикселей, постановка опытов над людьми – ничто из этого не вступает в противоречие с изначальными установками личности. Вот смотрите: пиксельное мышление – это способ выживания в «темном царстве», рождается человек, который видит не мозаично, а в объеме и чтобы выжить ему нужно как-то мимикрировать под общество, учитывать чужие пиксели и, где получится, навязывать свои, но то, что неестественно – нельзя выносить долго. Человеку, натасканному в силу профессии на анализ и синтез (но не на бух.учет и аудит), гораздо сложнее себя обманывать. С пикселями хорошо выживать, но противопоказано развиваться. Творчество меняет душу. Другое дело, что у всех разный строительный материал. Бывает желания сотворить полно, а, грубо говоря, потенции – немножко: ухо не слышит, рука не держит, чувства подводят, при этом амбиции большие. Вот тогда без пиксельного мышления никуда, себя нужно оправдать. Только это уже не творчество, это технология. Я считаю, что Моржов мыслит именно, как художник, а то, что пытался встраиваться в пиксельную картину и ей управлять… так не получилось в конце концов встроиться-то, молод был, наивен, «в омут с красотой-то!».
Шикарный роман у Вас получился, спасибо Вам большое!

ответ

Уважаемая Светлана.
И вам большое спасибо.
В том, что Моржов - человек творческий, я с вами абсолютно согласен. И вы очень хорошо и правильно всё написали, я тоже так думаю. Просто я хотел сказать, что "Блуда" - это роман не о конфликте творческого человека с миром обыденности. Всё-таки "Блуда и МУДО" - не "Луна и грош".

22.08.2009 Серафима

Здравствуйте, Алексей Викторович!
Тут пару страниц назад задавали Вам вопрос про "Общагу-на-крови", реальные ли события описаны, и что, мол, "в наше время такого нет".
Вот что я скажу: "Общага..." прочитана мною буквально сегодня (со вчерашней ночи на сегодняшнее утро); это вторая Ваша книга, прочитанная мной (первой была "Географ глобус пропил" пару лет назад). И суть в том, что всё в жизни поколения нынешних 20-25летних не только и_м_е_н_н_о т_а_к, как написано в "Общаге...", но ничего и не изменилось за эти, видимо, почти 20 лет (если "Общага..." была написана в 1992). Каждое изречение из уст Ваньки, Лёли, Нели, Отличника мне знакомо; вокруг меня очень похожая интеллектуальная среда с похожими метаниями, устремлениями, надеждами, мыслями; некоторые пассажи изложены почти слово в слово, как будто Вы подслушивали - скажем, рассуждения о Даре. (А когда появилась героиня с таким же именем, как у меня, с похожим характером и с идентичной внешностью, мне стало очень жутко, как-никак дело уже шло к четырём часам ночи. Мистика какая-то, однако.)
Это мы, Алексей Викторович... Только нам чуть-чуть менее страшно, чем вашим героям. Социум давит на нас чуть-чуть меньше. У каждого из нас есть своя квартира, где мы можем спрятаться, как в скорлупе, и переждать бурю. Нам чуть-чуть меньше надо терпеть зло и чуть-чуть больше у нас сил любить. Мы пишем... Мы пытаемся искать эту самую истину, за которой так мучительно гонятся герои "Общаги...". Только жизнь нас не так сильно треплет, не так мешает искать, хотя бывают и гонения, и унижения, и сумасшедшими называли, и по милициям, и по деканатам, и прочие приключения.
Вот этот абзац полностью отражает нашу суть:
"Мы ведь изначально отравлены, и я отравлен, жертвой этой отравлены, вопросом отравлены, истиной отравлены... Не можем жизнь принять по-человечески, потому что не знаем - зачем добро? отчего зло? где бог? откуда смерть?.. А ответ узнать можно, если только к жизни присмотришься, бережно, экономно жить будешь... Не зная истины, не можем жизнь любить, жизнь ценить... А не любим ее, не ценим ее - вот и не можем познать истины... Заколдованный круг..."
Я пока ещё только начинающий прозаик, никаких особенных публикаций не имею, но во мне живёт неутолимое стремление - написать роман о таких - "отравленных", а ещё лучше - такой роман, который бы мог очистить кого-то от "отравы"; "Надо нового, настоящего, сильного,свежего... Надо другого, чего угодно - хорошего или плохого, но другого... " Надо "душевной рвоты", чтобы вырвать эту отраву из себя, эту неприкаянность, эту боль, этот недостаток любви (боящийся несовершенен в любви). А пока наша боль становится нашей же песней.
Жаль, что Вы живёте далеко... Хорошо, что есть хотя бы такая возможность диалога. А так бы прийти и говорить, говорить, говорить с Вами!.. Или, наоборот, просто помолчать, сидя рядом.
Впечатление от "Общаги..." - как у человека, участвующего в первом контакте с внеземной цивилизацией: "Мы_не_одиноки_во_Вселенной". Приём?.. =)

ответ

Дорогая Серафима.
На ваш "Приём?" отвечаю "Есть контакт". Моя прошедшая молодость срезонировала на вашу цветущую. Не повторяйте ошибок нашего поколения, удачи вам и берегите себя!

20.08.2009 Виталий

Здравствуйте, Алексей!
С нетерпением ждем выхода "Хребта России".
Когда премьера? А то все затихло...

ответ

Уважаемый Виталий.
Леонид Парфенов несколько раз говорил, что премьера состоится в середине октября.

19.08.2009 Владимир

Уважаемый Алексей Викторович!
Так получилось, что весь "кризисный" год я очень мало бывал в России. Не имея собственного опыта, рискну обратиться к Вашему (так как готов подписаться под каждым словом "Блуды" о "здесь и сейчас" ). Меняется ли что-нибудь в нашем обществе, в образе мыслей людей, в их поведении или кризис - это-таки дед с клюкой?

ответ

Уважаемый Владимир.
Как-то боязно отвечать за всех... Но мне кажется, что кризис - не та штука, которая отучит Россию жить как попало. Лично у меня ощущение, что смердит всё сильнее. Может, и вправду всё разлагается, а может, это просто у меня расширился кругозор, и в его поле дряни попало больше, чем хорошего. Впрочем, можно успокаивать себя "законом Старджона": "любая вещь на свете на девять десятых состоит из дерьма".
Мрачный ответ получился.

17.08.2009 Александр Казаров

Уважаемый Алексей!
Хотел задать совершенно другой вопрос, но просмотрев первую страницу, наткнулся на очень интересные строки:
"Русский отряд после стояния на Угре гнался за Ахмад-ханом, ханом Большой Волжской орды, до Уфы, а дальше перепоручил преследование союзнику Ивана III тюменскому хану Ибаку, который и убил Ахмада в своих владениях в 1481 году."
Убийство Ахмада Ибаком и ногайскими мырзами - известное дело, а вот точных сведений о том, где это произошло, я ранее не встречал. Буду крайне признателен, если сможете указать источник, хотя бы приблизительно. Понимаю, что не это совершенный офф-топ, но эта информация очень важна для меня.

ответ

Уважаемый Александр.
Я никогда особенно не фиксировался на вопросе, где Ибак убил Ахмада. Сейчас посмотрел специально – и увидел, насколько противоречивы источники. В «Истории Югры» (Екатеринбург, «Волот», 1999) Ахмада убивает Ибак – соответственно, в пределах Тюменского ханства. Правда, в том учебнике не говорится, что Ибак был одновременно и Ногайским ханом, и ногаи подчинялись тюменцам, а ханство их в то время тоже считалось тюменским.
В «Истории Урала» (Екатеринбург, «Сократ», 2004) сказано, что Ахмада убили Ибак и Менги-Гирей на территории Большой Волжской Орды.
Но подробнее всего об этом событии рассказывается в «Истории татар Западной Сибири» (автор Габдельбар Файзрахманов, Казань, татарское книжное издательство, 2007, С.123). Цитирую:
«В 1481 г. ногайские мурзы Муса и Ямгурчи предприняли поход против Ахмада, возвращавшегося с берегов Угры после неудачного для него «угринского стояния», где активно действовал тюменский хан Ибак. В результате нападения в районе Белой Вежи Ахмад был убит Ибаком».
Оттуда же – стр. 121: «В конце 1460 – начале 1470-х годов мангыты признали над собой власть Ибака, правившего в Кок Орде. В начале 1480-х годов они помогли Ибаку занять престол более богатого и обширного Тюменского ханства. Ногайские правители – сыновья Ваккаса – братья Муса и Ямгурчи одновременно стали беклярбеками Ибака. Ибак стал ханом не только Тюменского ханства, но и правителем Ногайской орды. В русских источниках, кроме сибирских летописей, Ибак зовётся «царём ногайским». Ногаи входили в состав Тюменского ханства номинально, исходя из политических соображений. Сотрудничество правителей было скреплено женитьбой Ибака на дочери Ваккаса».

17.08.2009 Алексей Неугодников

Добрый день, уважаемый Алексей!
Думал обойтись записью в «гостевой», но - видимо, больше получится.
1) Спасибо за столь развернутый ответ по уральской культуре. Неожиданно и когерентно (формулируя просто - физика: параметры волны, равной материнской, порожденной при разветвлении потоков…)
2) Не кажется ли Вам, что ответ про мозаику цивилизационных форм Урала эквивалентен мозаике цивилизационных форм России. И это – как при атаках с южных (во всех возможных смыслах) границ страны, так и при атаках с границ «страшного» Запада? Прошу прощения за провокацию…Впрочем, это – ее возмездие?...
3) Про Всеволода – вспомнилось по ходу – человека чрезвычайной требовательности к тексту писателя – стих Вознесенского восьмидесятых годов прошлого века – дословная фраза Вашего ответа от 15.08.09, в стихах:
Дорогие литсобратья!//Как я счастлив оттого, //что средь общей благодати // меня кроют одного. //Как овечка черной шерсти, //я не зря живу свой век — //оттеняю совершенство //безукоризненных коллег.
4) Опять-таки, поэзия 80-х… Был такой (и есть!) хороший поэт Олжас Сулейменов. Написал поэму «Аз и я» с очевидным контекстом в прочтении. Я пытаюсь быть учеником, совершенствующим аллитерацию: «Премия - Пермь и я», в формате контакта «отец-сын»…

Спасибо.

ответ

Уважаемый Алексей.
Рад за "когерентность".
Я считаю, что "мозаичное устройство" Урала вполне репрезентативно для "мозаичного устройства" России в целом. Другие конфигурации и размеры стекляшек, другой узор - но те же самые цвета. "Тюрксский" и "европейский", "свободный" и "рабский", "государственный" и "частный" - и так далее.

17.08.2009 Александр Казаров

Уважаемый Алексей!
Только что дочитал "Общагу-на-крови". После "Географа" и особенно "Блуды" впечатление довольно смешанное. Хотя, наверное, сравнивать книги, написанные с интервалом в полтора десятка лет, неправильно. Для меня остались непонятными мотивы четырех почти взрослых людей, которые переложили ответственность за свои поступки на первокурсника. Причем, совершенно, сознательно и буквально. Что это за мессианство? Возможно, не стоило воспринимать это буквально. Но для меня-то наша институтская общага была вполне реальным зданием, ничуть не иносказательное, и люди там были вполне живые.
Хотел ещё сказать о "Блуде". На мой взгляд, совершенно особая книга, которую раскрываешь по настоящему далеко не с первых страниц. "Дубровский берет ероплан, Дуброский взлетает наверх" - вот, пожалуй, какой рефрен я увидел, когда дочитал книгу. Из обычного живого человека в обычном городе получился персонаж героического эпоса - удивительно и очень естественно.

ответ

Уважаемый Александр.
Большое спасибо за "Блуду".
А с "Общагой" вы правы. Молодые люди увлекались рассуждениями о боге, воле, таланте и прочем. Им пришлось совершить подлость. Признаться в этом не нашлось сил. Ну, и спихнули вину на бессловесного товарища, объяснив всё возвышенными причинами - и тем самым дискредитировав свои предыдущие рассуждения. Такова "конструкция" романа.

17.08.2009 Александр Казаров

"В результате нападения в районе Белой Вежи Ахмад был убит Ибаком" - в этом, как говориться, вся петрушка. Обычно Белую Вежу интерпретируют как место в бассейне Дона. Если этот топоним встречается в Приуралье - это действительно интересно и многое объясняет. Большое спасибо за подробный ответ!

ответ

Уважаемый Александр.
Нет, в Приуралье такого топонима нет. Имеется в виду та самая Белая Вежа, которая идентифицируется как хазарский Саркел, ныне на дне Цимлянского моря. В "Истории Урала" сказано, что после "стояния на Угре" Менгли-Гирей разорил польских союзников Ахмада - видимо, вот так войска русских союзников и занесло на Дон.
Утверждение об Ахмаде на Уфе я взял то ли из "Христианской истории Урала" А.Бакова (журнал "Уральский областник", Свердловск, 1991), то ли из работ Л.Сонина об истории Урала (журнал "Урал", тоже начало 1990-х). Книга Г.Файзрахманова вышла в 2007 году, а я писал роман в 1995-2000 годах, пользуясь только доступными источниками.

17.08.2009 Сергей Гилёв

Здравствуйте, Алексей. Ваши книги, как я уже упоминал, читаю только в электронном виде. Нахожу их часто в интернете. Я понимаю, что за сетью не уследишь, и Вы наверно и сами не знаете, как тексты туда попадают. Но "Географа" я видел на диске в mp3. Надеюсь, хоть в этом случае у Вас спросили согласия?

ответ

Уважаемый Сергей.
В аудиоформате у меня официально изданы "Географ", "Золото" и "Парма". В и-нете я видал в аудиоформате "Общагу" и "Землю-сортировочную". Это кто-то начитал их по собственному почину. Ну и ладно, мне не жалко.

16.08.2009 Свтлана

Уважаемый Алексей, а может все-таки не пиксели? Для пикселей какое-то странное озверение, такая оскорбленная невинность, будто не читают, не смотрят и не сочиняют ежедневно порнуху. Я думаю, что тем, кто брызжет слюной, просто не нашлось в Вашей книге места, а еще вернее, что они себя узнали и не согласны.
Кстати, мне Диану жалко. Она какая-то беззащитная.
У Вашего Моржова не просто ресурс, он все-таки там единственный творец, человек искусства. Искусство делает из людей романтичных циников, заставляет чувствовать, сравнивать, оценивать, видеть мерцоидов... Как остальным его понять? Если Моржов мыслит образами? Это не различия мышления, это разная культура. Она всегда была разная. Сейчас, в связи с развитием СМИ, все смешалось. Ваш Моржов - чужой в Ковязине, там нет родственной ему прослойки и, видимо, эта прослойка слабо представлена в современной прессе.

ответ

Уважаемая Светлана.
В общем-то, я и ответил вам в том смысле, что "они себя узнали".
А Диану и мне жалко. И Моржову.
Но вот с причислением Моржова к когорте художников - это вы, по-моему, зря. Его талантом и творчеством - и успехом как художника, - объясняется только его материальное благополучие. Искусство воздействует на людей-творцов по-разному, и не все становятся "романтическими циниками". Причастность Моржова к когорте художников - "закадровая". Они ничего не определяет в душе и в образе действий Моржова. Моржов "сознательно держал себя на бездуховной стороне вещей" - то есть, "выбор себя" Моржовым сделал осознанно. Моржов пытается изменить мир теми средствами, которые есть в этом мире. Пытается изменить жизнь с помощью лжи и манипуляции - изменить пиксельную картину перестановкой пикселей. Но с этими средствами у него получается только фамильон - со всеми его плюсами и минусами. Ничего иного получиться и не может. Поэтому Моржов совершенно тождественен Ковязину, хотя его тождественность не органична, а от ума. Это и позволяет Моржову, когда делается нестерпимо, отбросить ПМ - и "пиксельное мышление", и пистолет Макарова.
Некоторые рецензенты романа - Д.Быков, Ю.Беломлинская - расценили Моржова именно как художника, и тем самым выхолостили смысл романа. Моржов - не художник, который рисует картину, а учёный, который ставит опыт.

16.08.2009 Никита Мост

Здравствуйте, Алексей.
Скажите пожалуйста, как вы относитесь к сетевой литературе?

ответ

Уважаемый Никита.
Я никогда не сталкивался с сетевой литературой, не читал, а потому и не имею никакого мнения.

15.08.2009 Светлана

Здравствуйте, Алексей. Мне хотелось Вас спросить, как Вы думаете, почему основная критика "Блуду" считает неудачной? На больную мозоль надавили, что ли? Почему некоторых так бесит эротизм? Моржов думал о сексе, постоянно... Ну и что? Разве кто-то делает по-другому? Даже если не о сексе, то о любви, об эмоциях.... Странно прямолинейно воспринято было, все равно, что русские частушки анализировать с точки зрения нравственности и по ним судить о бытовавшей морали.

ответ

Уважаемая Светлана.
Я как-то перестал уже загружаться по этому поводу. Но кое-какие мысли в голове остались.
Критики - только репрезентативная часть читающего сообщества. Критика отражает общие тенденции. Мои претензии к критикам в том, что критики могли бы работать более профессионально, нежели обычные читатели, от которых профессионализма не требуется. Если в романе с порога отвергнуть наличие смысла, то, конечно, роман покажется полной ерундой. Каковой он и показался критикам и обществу.
По поводу любви и секса... Знаете, считать, что между мужчиной и женщиной могут быть только любовь или секс - очень "пиксельно". Женщина, вообще-то, тоже человек. И взаимоотношения представителей разного пола могут строиться ещё и на конфликте идеологий, на конфликте гендеров. Я уже не раз говорил, что "Блуда" - не о сексе, а о гендере. Хотя бы по той причине, что секс и смех взаимоуничтожаются по закону противоположных аффектов. А в "Блуде" - "и смех, и грех".
Оценка этого аспекта показательна для общего характера оценки "Блуды": "пиксельного" характера.
Например, я не раз встречал слова о том, что "Иванов не смог воздержаться от краеведческих описаний". Или слова о том, что я описывал родной город. Но ведь Ковязин - вымышлен. Пермь - миллионник, а в Ковязине 80 тысяч населения. Получилось как с Костёрычем и Шкиляевой: если ты на дельтаплане летаешь, то ведь летаешь над родным краем, следовательно, занимаешься не дельтапланеризмом, а краеведением. Если я из Перми - то и пишу про Пермь. Точка.
Если роман о "пиксельном мышлении" воспринимать "пиксельно", то получится в точности по "Блуде" (цитирую сам себя): "Проверять обвиняемых Манжетова, Шкиляеву и Каравайского приехали сами обвиняемые".
Как говорится, "за что боролся, на то и напоролся".

15.08.2009 Сергей

Здравствуйте, уважаемый Алексей. Известно ли Вам что либо о возможности съёмки фильма по книге "Сердце Пармы"? Я вижу лучшего исполнителя (моё субъективное мнение) на роль отца Ионы - засл.артиста России Сергея Пинегина, который работает в московском театре Модерн. Мы всей семьёй ходили на спектакли с участием этого талантливого актёра. Большое спасибо Вам за Ваши книги.

ответ

Уважаемый Сергей.
И вам спасибо.
Компания "ЦПШ", которая покупала права на экранизацию романа, за прошедшее время ничего не сделала, и её срок вышел, права теперь свободны. Но из-за кризиса никто за такой проект браться не хочет. А если бы и взялись, то актёрский состав утверждает не автор литературной первоосновы. Хотя, возможно, кто-то и прислушается к рекомендациям. Но сейчас - всё глухо.

15.08.2009 Алексей Неугодников

Добрый день, уважаемый Алексей
1) Как приятно читать Ваш диалог со Старковым… Я прошел интернат, хоть и супер-интеллектуальный (физ.-мат., при МГУ), но – интернат, о котором я не жалею ни секунды, и наш классный руководитель, несравненная Нина Михайловна (кличка «Нина»), «таскала» нас в бесконечные походы по Подмосковью, в Консерваторию, в театры (главным образом – в студенческие: ГИТИС, Щука, Щепка), в музеи: Третьяковку и Пушкинский, Андрея Рублева… А мы же еще математику с физикой потребляли… А были мы – из Свердловска, из Перми, из Каменска-Уральского, из Нижнего Тагила, из Первоуральска, Оренбурга и Орска, Серова… Один, правда – из Ростова-на-Дону, должен был быть в другом классе, но очень хороший человек, взяли в наш класс. Благодарность Учителю не имеет определения. Это нечто вневременное. Вам – спасибо за некоторый универсал такого образа. Это – оселок. По нему будут сверять.
2) Диалог с Всеволодом впечатляет. Я – форменный зануда (мех-мат, все-таки) но преклоняюсь перед Всеволодом. Я как-то читал Ваши романы, не проверяя, а – вот, человек увидел несообразности. Наверное, это правильно. Не знаю, но уважаю.
3) По радио сообщили о том, что готовится новый культурный десант в Пермь. В этой связи оживлю диалог недавнего скандала. Прочитал книгу Дм. Быкова «Булат Окуджава» и как-то сам собой возник ряд детей революции: Василий Аксенов, Чингиз Айтматов, Юрий Трифонов, Булат Окуджава… Изумительные писатели, «осознаватели» советской действительности, многие – жертвы Системы (Аксенов, отчасти Окуджава) – но певцы отцовской идеи… И ведь ничего не поделаешь – талант отражает кровное восприятие вложенного исторического процесса. По сути – они адвокаты дела своих отцов и матерей… Но и винить-то трудно: неразрывность исторического процесса…В этой связи мне кажется идея покорения Пермской культурной территории тезкой соратника Робеспьера весьма символичной: батюшка его «Премию» создал, весьма социально ориентированную пьесу. Вот и растет ныне продолжение сыновнее – покорение провинции, а она ведь социально обязана быть ниже столицы…
Вам не кажется, что я что-то преуменьшил?
Спасибо.

ответ

Здравствуйте, Алексей.
Как всегда, рад получить от вас послание.
Не преувеличивайте мои педагогические дарования. Если я и хорош как педагог, то в довольно узком диапазоне действия.
Всеволод и меня поразил обстоятельностью своего анализа. Я считаю себя педантом и даже слегка горжусь этим, но Всеволод обставил меня с первых шагов. Мне бы вот такого гениального редактора – который замечает все тонкости и ошибки и ещё на стадии рукописи говорит: «это звучит неясно», «это можно понять двояко», «это кажется немотивированным».
Я уже трепещу в ожидании московского десанта. Тягостно осознавать, что пляски на костях региональной культуры будут продолжаться.
Не думаю, что М.Гельман как-то продолжает линию А.Гельмана. Всё-таки М.А. давным-давно и сам взрослый дяденька и не склонен завершать отцовский гештальт. Но вот отношение к провинции – да, абсолютно презрительное.
Мне представляется, что Россия – мозаика цивилизационных феноменов. В основе каждого из них – характер деятельности определённого сообщества на определённой территории. Поморы Севера. Казаки пограничья – Дона, Терека, Яика, Кубани, Амура. Раскольники Керженца и Иргиза. Крестьяне средней полосы. Рабочие Урала. Промысловики Сибири. Плюс национальные сообщества – калмыцкое, татарское, башкирское, угорское, поволжское, корякское, якутское, алтайское и т.д. Эти действительно цивилизационные феномены со своим образом жизни и труда, со своей социальной структурой и формой организации государства, со своими ценностями и менталитетом.
Почему меня сейчас интересует Пугачёв? Пугачёв – медиатор, который идеей казачьего переустройства России одну за другой активировал подряд несколько зон цивилизационных феноменов. И все они реагировали на "казачью идею" в зависимости от собственного содержания. Казаки Яика сначала хотели восстановить прежние вольности своего уклада, потом бежать к хану Нурали – как некрасовцы к турецкому султану. Башкиры хотели отделиться от России. Рабочие Урала хотели социальной справедливости, но не хотели земли и воли. На Волге пугачёвщина превратилась в бандитскую армию типа разинской. Цивилизационные феномены резонировали на идеи Пугачёва по-разному – в этом и суть Пугачёва: он выявил мозаичность, сложносоставность России. А угнетение и так понятно, для его выявления не нужно бунта, достаточно Маркса.
В этой сложносоставности России, на мой взгляд, и кроется причина противостояния Москвы и провинции. Москва считает, что провинция везде одинаковая – такая же, как она, только проще, примитивнее. А провинция везде иная. И в Поволжье, и на Урале, и в Сибири, и в Поморье – везде не так, как в Москве. Это только таунхаусы везде, как в Москве, но подешевле.
Навязывать провинции московское – это глушить местное. Не в том смысле, что отнимать хлеб у местных, а в том смысле, что нивелировать цивилизационные феномены. А без многоукладности культура России превратится в культуру Москвы. Оно нам надо? России что, одной Москвы не хватает, нужно 89 – по числу регионов?
Это ведь уже случилось в экономике в 30-ые годы, когда стране навязали колхозы, и колхозным нивелированием погубили общины – не только крестьянские, но и скотоводческие, рыболовецкие, промысловые, старательско-поисковые. А объединение таких общин на общей территории хозяйствования и давало цивилизационный феномен. И такая одноукладная экономика СССР оказалась неконкурентоспособной, а представители разрушенных общин деградировали.
Навязывание провинции московского аналогично навязыванию советского, это типологически единые процессы. Не случайно московское навязывает власть. Супер-свободные московские деятели культуры, все такие нон-конформисты и либералы, в провинции как мелкие взяточники сидят на шеях местных бюджетов.
В моём случае разговор всегда переходит на частности. Мол, Иванов мракобес, ничего не понимает в современном искусстве, требует расписных прялок. Но так же, как я выступаю против компании актуальных художников М.Гельмана, я бы выступал против иллюзионистов, скейтбордистов, волынщиков, дайверов, толкинистов, эмо или мастеров хохломской росписи, если бы весь местный ресурс грохнули на них, а не на местное.
На мой взгляд, в частном порядке в культуре любой деятель вправе заниматься, чем он хочет. Но госфинансирование надо давать местному цивилизационному феномену. Государство – не меценат. Местный цивилизационный феномен – единственный системный культурный продукт, который есть в провинции и который конкурентоспособен в мире. Если нет местных профи по развитию этого продукта, надо приглашать московских или заграничных специалистов. Но заказ формировать самому и про своё. Вот просто набраться адекватности – и заказать, а не жить по принципу «жри, что дают».
На излёте Советского Союза начали понимать культурную многоукладность России. Появились туристские комплексы – Золотое Кольцо как репрезентация русского цивилизационного феномена и Северное Ожерелье как репрезентация северо-поморского цивилизационного феномена. Исторически самоидентифицировались два региона – Урал и Сибирь, где были выпущены академические учебники «История Урала» и «История Сибири». Это были не краеведческие труды типа «История родного края», а именно академические, соподчинённые «Истории СССР». Они рассказывали о собственных феноменологиях и хронологиях регионов, которые, разумеется, тесно корреспондировались с общесоветскими.
Сейчас этот процесс продолжается, реформы его только подхлестнули. На Урале все – все! – регионы выбрали определённые «зоны культурной ответственности», которые финансируются из бюджета и состыкуются друг с другом в общую панораму уральского цивилизационного феномена. У Свердловской области это тема Демидовых и «горных генералов». У Челябинской области – национальные парки. У Башкирии – Салават Юлаев как персонификация национальной суверенности. У Оренбургской области – казаки. И только у Пермского края – московское актуальное искусство.
Но развитие культуры не перешибить. Пермский край всё равно присоединится к общеуральскому тренду, только сильно-сильно отстанет. И, догоняя, утратит половину того, что сейчас на грани исчезновения. Вот в этом и беда. Чем больше сейчас Пермский край вложится в московский продукт, тем больше потеряет в культурной конкурентоспособности. Хотя всем кажется, что наоборот. Но войны выигрывают не тактики, а стратеги. И ещё существуют Пирровы победы.
Получился не ответ, а настоящая статья. Но вы, Алексей, как всегда задели за живое. В бесплодных схватках я уже растряс весь свой авторитет, но мне его не жалко – пускай меня считают ретроградом и лаптеплётом. 90 лет назад в Перми бушевали столичные футуристы Бурлюка, а пермский искусствовед Серебренников тихо собирал обломки уральского цивилизационного феномена – деревянных богов. И что сейчас охраняет ЮНЕСКО, хотя Бурлюк в эмиграции в США был очень успешен как художник?
Цивилизационные феномены – самые ценные культурные системы, которые всегда можно сделать современными и актуальными, если купить технологию. Это самый конкурентоспособный продукт – и примером тому служат Египет, Греция, Перу, Мексика, Индия, Узбекистан, Китай, Норвегия, Камбоджа. «Горнозаводская цивилизация» - последняя «неоткрытая», точнее, неидентифицированная, цивилизация Евразии. Актуальность же – только транскрипция, а не контент. Форма подачи, а не содержание. Но на своём мощном контенте, вытирая об него ноги, в Перми с апломбом выстраивают какой-то самопал самоуверенной московской тусовки. А мне жаль контента.

страница: 55 из 212

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram