Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



05.04.2010 Александр

Здравствуйте, Алексей!
Вот и посмотрел долгожданный фильм "Хребет России". Был очень разочарован. Фильм честно говоря меня даже расстроил. Не понятно, что вы хотели сделать - то ли путеводитель по Уралу-Сибири, то-ли рассказ об освоении Урала, то-ли этнографические зарисовки по региону. На мой взгляд, получился како-то компот из сухофруктов, но с добавлением овощей. Некий борщекомпот. То вы показываете пуговку от кольчуги Ермака и тут же переноситесь в Аркаим, то вы рассказываете про Невьянскую колокольню и тут же переноситесь в Питер. Нет системы и логики изложения. Про коренных народов упомянули вскольз, про появление татарских чуваков на Урале тоже не сказали. Пытались наверное быть политкорректным.А?
Не понравилась ваша девочка, которая в принципе не вписалась в ваш тандем с Парфеновым. Все смеются над ее "восхождением" на снегоступах( по моему в месте столицы Сибирского ханства). Там же в валенках подняться можно без проблем. Хотели удивить население РФ чудо-приспособами? Или ее реплики: "Здесь место размером с автобус! Примерно 20 на 30 метров! Тут ничего не осталось!" Это же сам зритель должен увидеть, на хрен ему эти размеры. Воображение что ли развивать? Очень много фраз, которые жестоко коробят. Например, Парфенов сказал, что Чердынь размещалась на участке не больше тенисного корта. Или вы приводите в качестве доказательства того, что Заратустра был в Аркаиме и там "зачал" свою религию то, что именно в это время эта религия зародилась. Как-то не логично.
Вставки в виде лубков, которые покрываются трещинами, тоже как-то не особо вписываются. Да и процентов 30% от времени фильма это нарезка из старых советских фильмов. Полный отстой. Оператор Ваш молодец снял Колпаки да и ряд других мест так. что почти не видно надписей типа "Киса и Ося были здесь". Вот он молодец.
А вообще фильм получился в стиле первого канала, типо "Плесень" или "Вода". Парфенову передайте, что это его худшая работа на данный момент. Это мнение не мое, а целой группы россиян. Мое мнение: либо вас загнали в формат 1 канала, либо вы сами не поняли, что хотели сделать(хотя на вас это не похоже, да и Парфенов умеет снимать док.кино).
В общем мы дюже разочарованы.Какой-то фильм Лелик и Болик"(+ девочка, которая любит комфортный экстрим и модные туршмотки). А вообще не обижайтесь. Потому хоть кто-то, что-то снял про российскую глубинку дальше центральной полосы РФ. А то после Шукшина, Астафьева и Распутина никто даже толком не рассказывал как люди то обычные в России живут. Все Вас благодарят, а я вот покритикую, потому как тему вы взяли интересную, поэтому давайте старайтесь. Нечего средства осваивать. А вы случайно не знаете, почему так в России березы шумят?
Алексей! В добавление к предыдущему письму хочу добавить, что мы по- прежнему поддерживаем вас в отношении отношения к Живой Перми, Русскому Бедному и прочим проектам, которые "превратили Пермь в культурную столицу России, отодвинув на второй план Санкт-Петербург". У вас есть версия "Хребта" до правки редакцией 1 канала?

ответ

Уважаемый Александр.
Я давно ждал, когда же меня спросят обо всём этом в целом. Дождался. Отвечаю вам системно.
Про «борщекомпот». Фильм – не пособие по краеведению и не приложение к путеводителю. Это презентация Урала: яркие виды и яркие истории, собранные в систему. У нас страна не знает сама себя. Для школьников и Ермак – открытие. Взрослый столичный журналист спрашивал меня в интервью: «Не кусали вас в Сибири москиты?» - вот так в России знают Россию. Изначально мы хотели, чтобы фильм был показан по Первому каналу. Это главный канал страны, охватывающий максимальную аудиторию, и никакой политики в нашем целеполагании нет. Поэтому мы пригласили Леонида Парфёнова и «Намедни», поэтому делали фильм в формате Первого. Первый канал не взял бы о провинции фильм длиннее 4 серий. Провинция большего не достойна. Поэтому фильм такой «плотный» и клиповый.
Про логику. У каждой серии – своя идея. Первая серия – «Урал как место встречи». И рассказываются несколько историй «встреч на Урале»: Руси и Орды, персидских блюд и уральских шаманов, заводов и башкир, археологов и эзотериков. От каждой «встречи» Урал получает новый культурный продукт: героя Ермака, оленя Серебряное Копытце, самовары, миф о Заратустре. (Смотрите фильм внимательно: никто не говорит, что про Заратустру – правда, эта история изначально подаётся как фантазия эзотериков, но в духе «уральских встреч».) Вторая серия – «Горнозаводская держава». Третья серия – «Уральские богатства». Четвёртая серия – «Всё возвращается». Если вы не видите логики, значит, смотрели невнимательно – или увлеклись придирками, забыв слушать.
Про «нерассказанное». Знаете, про что мы не рассказали? Про раскольников, про Мамина-Сибиряка, про атомные взрывы, про Черепановых, про перевал Дятлова, про Чапаева, про Ельцина, про Блюхера, про свердловский рок, про Уралмаш, про ирбитскую ярмарку, про Симеона Верхотурского, про изумруды, про Танкоград, про Дубинщину, про нефтянку, про Оренбургскую экспедицию, про Шигирского идола, про «кириловские войны», про «ирендекского медведя», про яицких казаков, про Калашникова, про «Кыштымского зверя», про Табынскую богоматерь и так далее. Мы не показали Уфу, Челябинск, Оренбург, Стерлитамак, Белорецк, Орск, Верхнеуральск, Бирск, Ишимбай, Салават, Малояз, Осу, Первоуральск, Мурзинку, Адуй, Реж, Каменск-Уральский, Ирбит, Верхотурье, Белоярский, Алапаевск, Берёзовский, Салду, Сим, Катав-Ивановск, Сысерть, Далматов, Пелым, Серов, Качканар, Воркуту, Синячиху, Висим, Соль-Илецк, Пустозёрск. Не показали Капову и Дивью пещеры. Не показали Ямантау и Янгантау, Манарагу и Отортен, Народную и Саблю, Маньпупунёр и Семь Братьев, легендарную гору Азов, хребты Таганай, Иремель, Уреньгу, Накас, Басеги и Денежкин Камень, Зилаирское нагорье и Кувандыкский мелкосопочник. Не показали озёра Тургояк и Зюраткуль. Не показали Ирюмские болота, канал Копань, демидовскую узкоколейку и рудные поля Каргалы. Не показали карьеры Коркино, Учалов, горы Полковник, Талькова камня и мраморную чашу Коелги. Не показали каменных казачьих крепостей Наследницкой и Николаевки. Не показали сарматских «маров» и «курганы с усами». Не показали реки Юрюзань, Белую, Уфу, Сергу, Сылву, Сакмару, Урал, Тавду, Печору. Это то, что я вспомнил «с ходу». Невозможно всё втиснуть в фильм! Не-воз-мож-но!
Про цензуру. Мне никто этот фильм не заказывал: ни спонсоры, ни местные власти, ни Первый канал, ни студия «Намедни», ни продавцы турснаряжения. Никто не отредактировал в фильме ни секунды, ни слова. Нет никакого иного, «расширенного» варианта. Показанный вариант – первый, последний и задуманный изначально. Цензурировать что-либо мы бы никому не позволили.
Про студию «Намедни». Это одна из лучших студий страны. Она не занимается халтурой за бабло. Если профессионалы решили сделать не так, как вам кажется правильным, – значит, у них был профессиональный расчёт. Если вам не понравилось – это несовпадение вкусов, а не промах профессионалов.
Про меня. На моём присутствии в кадре настоял Леонид, а его мнение в телевидении – закон. Он счёл меня подходящим для экрана, и мнение Парфёнова для меня более авторитетно, чем мнение интернет-тусни. Я не играю Гамлета или Чингачгука, я – какой я есть. Столичный журналист Парфёнов разговаривает с уральским писателем Ивановым: это не две звезды в реалити-шоу.
Про «девочку». Фильм снят с элементами «роуд-муви» - «истории путешествия». И Юлия Зайцева нас с Леонидом везёт, на чём приходится. Мы с Леонидом не умеем ползать по скалам, прыгать с водопадов и летать, как Карлсоны. А она – умеет. И делает это, чтобы показать не свои навыки, а историческое место или впечатление от него. Вы не увидите Аркаим с самолёта Москва-Пекин, и разводья калийной соли на станции метро «Краснопресненская» тоже не увидите. Всё это можно увидеть только с помощью дельтаплана или подземной машины, и никак иначе. Юлино «спортивное» достоинство – не лучшее в мире вождение квадроцикла или катера, а то, что Юля универсальна. Её задача – показать активное освоение Урала, потому что идея фильма – «культура как здоровый образ жизни». Смотреть картину Сурикова в Русский музей вы на снегоходе не приедете, а смотреть те места, где Суриков рисовал, а Ермак воевал, – можно и на снегоходе.
В этом фильме много новаторского. Всё новое всегда вызывает отторжение. Дикое брюзжание в своё время вызвал сериал «Намедни»: «как можно сопоставлять полёт на Луну и плащ-болонью!». Ничего, постепенно публика поняла идею, и сериал стал классикой. Надеюсь, что лично я дождусь хотя бы попытки зрителей подумать, «почему сделано именно так, а не по-старому».

05.04.2010 Наталья Макеева

Алексей, в фильме "Хребет России" Вы озвучили легенду, известную еще по старому фильму "Петр I", о затоплении подвалов Невьянской башни. Однако, исторически это никак не доказано. Была на башне в прошлом году(вообще, часто туда езжу), экскурсовод заверял, что никаких следов затопления (археологических) нет; более того, технически это тоже невозможно было сделать (плотина слишком далеко, и воду перебросить оттуда нереально). Не хотелось бы, чтобы о Невьянской башне создавалось искаженное впечатление, у неё и так интересная история.
Хотела поблагодарить за встречу 1 апреля в Читай-городе,это незабываемо: Ваши произведения для меня не просто интересное, увлекательное "чтиво", но и источник вдохновения - несколько моих стихов точно образовалась по впечатлениям от Ваших чудесных образов. Вам дальнейших творческих успехов! Приятно видеть человека, занимающегося своим делом:))

ответ

Уважаемая Наталья.
Спасибо за добрые слова.
А по поводу Невьянской башни... В этом эпизоде с самого начала я сказал: "По легенде". И эту легенду, приведённую в фильме Ярополка Лапшина "Демидовы", мы с Леонидом никак не пытались выдать за исторический факт, потому что не сомневаемся, что это легенда. И любой, кто мало-мальски сведущ в истории Урала, знает, что это легенда.
Но легенда создаёт образ. Чтобы создать образ через факты, надо привести их несколько штук (отдельный факт может быть исключением). А это не всегда возможно в рамках того или иного произведения. Поэтому можно рассказать легенду, которая нарисует тот же образ, что и серия фактов, - только быстрее, ярче и художественнее. Наш фильм - в первую очередь образ Урала.
Например, в Кушве стоит памятник сожжённому вогулу Чумпину. Легенда рисует образ расплаты за выданные тайны земли. Хотя в реальности вряд ли Чумпин был убит столь жестоко. Но за выданные тайны рудознатцам приходилось расплачиваться страшно. Например, Алексей Фёдоров, случайно выплавивший в костре золотой слиток, просидел в тюрьме (и в Невьянской башне) 33 года. В тюрьме побывал и Ерофей Марков, тоже за золото. В тюрьме за изумруд оказался Василий Коковин. Серия этих фактов рисует образ расплаты за сокровища недр. Но всякий раз надо рассказать историю, чтобы было понятно - кто, за что, почему и когда. Однако тот же самый образ рисует и легенда о Чумпине, - только более драматично и концентрированно.
Так что легенды нужны не для профанации истории, а для создания её образа.

04.04.2010 Александр

Уважаемый Алексей !
Скажите, когда на экранах появятся фильмы по мотивам произведений «Географ глобус пропил» и «Золото бунта, или Вниз по реке теснин».

ответ

Уважаемый Александр.
Я не знаю. Права проданы давно, никаких телодвижений не было, и я перестал интересоваться этим.

04.04.2010 Фанис

Уважаемый Алексей Викторович! Читали ли Вы коментарии по "Хребту России" (интервью в "Аргументах и фактах")? Мне очень интересно, как вы отнеслись к моему коментарию. Заранее благодарен!

ответ

Уважаемый Фанис.
Я с вами полностью согласен. Даже скажу более: я специально написал сценарий так, чтобы убрать из него тему Башкирии, оставил только кэшэнэ Тура-хана и упоминание о Салавате. Потому что Башкирия - тема отдельного большого фильма. Не хотелось "расходовать" эту тему в этом фильме. Я уже года два как пристукнут историей Башкирии - потрясающе-цельной, яркой, страстной. О Башкирии - с её дивным "видеорядом" - надо рассказывать отдельно и обязательно!
В книге "Хребет России" я рассказал немного подробнее о присоединении к России, об Оренбургской экспедиции, войнах и Салавате. Но и это - капля в море. Своё мнение об истории Башкирии я сформулировал так (цитирую книгу): "Башкиры сохранили свободу и землю. И главное – они не позволили России превратиться в колониальную державу западного типа. А этим уберегли её от развала, когда гибли империи – Российская и советская. Не зря же мавзолей Хусаин-бека на Акзирате возводили два зодчих – из Самарканда и из Петербурга".

03.04.2010 Алексей

меня интересует знаетели вы аналога симагла, симурга - крылатого пса в мифологии уральских жителей.
в зверином стиле такого изображения нет вроде, но оно как то связано с уралом...

ответ

Уважаемый Алексей.
В мифологии финно-угров был крылатый пёс Паскуч. Не знаю, насколько мифология жителей Урала перекликается с мифологией Скандинавии, - насколько-то должна, всё-таки единый финно-угорский мир Севера. А звериный стиль по отношению к мифологии можно уподобить Зодиаку: ведь в Зодиаке отражены далеко не все мифы Древней Греции.

03.04.2010 Анатолий

Здравствуйте, Алексей!
1 апреля в Перми опубликовали ваше письмо министру Мильграму. Тот заявил в КП, что ответит через 2 дня. Есть уже ответ? И какой? Я в интернете пока ничего не нашел.

ответ

Уважаемый Анатолий.
Я тоже не нашёл. Подождём понедельника. Но не думаю, что в ответе министра будет что-либо внятное. Если министр желает реально изменить ситуацию, надо браться за откатчиков в его собственном ведомстве - а что ещё тут сделать? Или же направлять дополнительные средства на завершение серии. Но такой вариант - признание покровительства коррупционеров. Есть ещё одна возможность отвертеться - свалить всё на исполнителя Вилькевича, дескать, это Иванов предложил его кандидатуру. Но я выгнал Вилькевича с работы, когда увидел, что он ворует, а Министерство культуры, всё зная, продолжало плодотворно сотрудничать. Видимо, воровство Вилькевича было выгодно куратору от министерства, - иначе бы куратор подал в суд за неисполнение договоров. Копеечные пени год назад - это смешно.
Ладно, чего гадать. Скоро всё станет ясно. Я надеюсь.

03.04.2010 Алексей (сердце Сибири)

Здравствуйте, Алексей!
А что нужно для того, чтобы пригласить Вас к нам в Красноярск на встречу с читателями?

ответ

Уважаемый Алексей.
Ох... Кроме Перми, я бываю на встречах с читателями, если в эти города меня приводит какое-либо собственное дело. А в Красноярске у меня пока, увы, дел не предвидится...

03.04.2010 Артем

Добрый день, Алексей Викторович! К сожалению для себя не обнаружил в "Хребте Росии" города Верхнеуральска - только в кратком путеводителе книги. А ведь Верхнеяицкая крепость - первая пристань в верховьях Яика. Интересует ли Вас город Верхнеуральск как "пугачевское" место? Крепость-то Пугачев брать не стал... Было много интересных, ярких верхнеяицких событий того времени. В случае Вашей заинтересованности сочту за честь помочь с организацией поездки в Верхнеуральск и получением архивных материалов.
С уважением, Артем

ответ

Уважаемый Артём.
В "Хребте России" многого нет. Даже в книге. А Верхнеуральск применительно к Пугачёву мне очень интересен. Как займусь Пугачёвым плотно - отыщу вас по е-мейлу. Спасибо заранее!

03.04.2010 Сергей

Здравствуйте Алексей Викторович! Буквально несколько часов назад вернулись с "Каменного города". Но сейчас не об этом. Листая в книжном магазине ХР я увидел небольшой текст где Вы (я так думаю) сетуете на то что на Чусовую как на главную дорогу Урала и занимательный туристический маршрут,не обращают внимания ни тур операторы ни местное правительство. И НЕ НАДО!!!!! Не дай Бог тур-операторы бросят свой пакостный взгляд на эту реку и застроят эти заповедные (некогда) берега, базами с высокими заборами и охраной, а правительство настроит свои дачи с теми же аксесуарами. Там ведь и так уже летом встать некуда, не хватало ещё тур-операторов. Я был ещё подростком когда первый раз сплавлясля с Кына до Чусового и помню что нам за всю неделю попалась только одна-две байдарки и на многие километры ни одной живой души. Мы голышом на плоту шли не боясь что кто то увидит наш срам. А сейчас что...?! Очень бы хотелось что бы Чусовая оставалась Чусовой, а не Компросом в час-пик.

ответ

Уважаемый Сергей.
Неужели вы думаете, что оставив поток туристов неорганизованным, вы сохраните реку? Кстати, идти по Чусовой голышом в детстве вы могли лишь потому, что туристы были собраны в поток Всесоюзным плановым маршрутом 57 А и финишировали в Ослянке, выше того места, где вы плыли.
Базами и правительственными дачами берега застраивают не туроператоры. И встать на Чусовой некуда, потому что никто не организует поток туристов. А он всё равно будет возрастать, интернет сделал информацию доступной для всех. Чусовую можно спасти от вытаптывания только разумной организацией турпотока. Это общемировая практика.
Поток людей не так страшен, как кажется. Ведь раньше на Чусовой стояло с десяток заводов, 17 пристаней, около 50 ныне вымерших деревень, шёл сплав "железных караванов", в котором участвовало до 25 тысяч бурлаков. И ничего, реку не вытоптали, потому что промышленный подход организовывал человеческий поток так, как сейчас надо бы сделать туроператорам.

03.04.2010 Сергей

Хе-хе. Прочитал Ваше письмо Мильграму. И как, парировал ли сей господин?

ответ

Уважаемый Сергей.
Пока не парировал. Подождём. Скорее всего, скажет что-нибудь типа "Иванов сам виноват".

02.04.2010 Дмитрий

Здравствуйте, Алексей.
У меня необычный вопрос... На каких условиях можно сотрудничать с издательством, имея очень перспективный роман? Сколько % от тиража имеет автор и сколько справедливо должен иметь?

ответ

Уважаемый Дмитрий.
Я бы порекомендовал вам задать эти вопросы моему агенту Юлии Зайцевой, телефон и адрес которой на этом сайте в разделе "Контакты".

02.04.2010 Владимир

Здравствуйте Алексей!
С огромным удовлетворением прочитал ваше открытое письмо министру культуры Борису Мильграму про разворованные бюджетные деньги, выделенные на проект "Пермь как текст"
http://www.business-class.su/news.php?id=20029
Но сейчас я не могу найти не только полный текст этого письма на Вашем сайте, но и вообще никакого упоминания о том, что это письмо существует...
Неужели это письмо - первоапрельская шутка, а Вы решили спустить эту скандальную историю на тормозах?

ответ

Уважаемый Владимир.
Судить о ситуации в пермской культуре по газете "Бизнес-класс" всё равно, что судить о пермской поэзии по книжке "Стихи о чорном Гельмане". В "БК" авторы прикормлены Гельманом, а где Гельман - там и Мильграм. Если я не прав, то почему моё письмо не было там опубликовано полностью с указанием фамилий?
Полностью - на разных пермских и не пермских интернет-ресурсах за 1 апреля или на сайте газеты "Новый компаньон" в разделе он-лайн новостей тоже за 1 апреля.
А почему вы решили, что я спускаю эту историю на тормозах? По-моему, только я и волоку её скоро как год. Если к 3 апреля после своего письма от 1 апреля я не пальнул из фугаса в окно кабинета г-на Мильграма, то это не значит, что я спустил всё на тормозах.

02.04.2010 Сергей

Здравствуйте, Алексей Викторович. Огромное спасибо за фильм. Жаль, что серий всего 4, а не 40. Интерес у меня не праздный, поскольку родом из Екатеринбурга, хотя прожил почти всю жизнь в Сибири и корни по отцу из уральского казачества (прадед был полным Георгиевским кавалером). Бывали ли Вы на Приполярном Урале (гг.Манарага, Народная)? Наверное, места тоже достойные не одного фильма? Успехов Вам.

ответ

Уважаемый Сергей.
Спасибо. Я бы тоже не отказался от 40 серий.
На горах Приполярного Урала я не был - ни на Манараге, ни на Народной, ни на Отортене, ни на Тэлпозизе, ни где ещё. Пока было время на такие походы, не было денег. Сейчас наоборот. А места эти, безусловно, достойны фильмов.

01.04.2010 Николай

Добрый день, Алексей.
Частенько захожу на ваш сайт. Редкий случай такого количества вопросов, и главное, неформальных ответов. А как общаетесь с читателями во время путешествий? Берете ноутбук с беспроводным выходом в интернет?
С уважением, Николай

ответ

Уважаемый Николай.
Нет, в таких случаях я просто делаю паузу.

01.04.2010 Ольга

Уважаемый Алексей!
Вчера была на встрече с читателями, которая проходила в магазине "Читай-город". Хотела задать Вам вопрос, но, к сожалению, не смогла, поэтому задаю здесь.
Я живу не в Перми, но знаю, что культурную элиту этого города в последние годы разделяет борьба идеологий, причем Вы в этой борьбе находителсь на передовой линии. В определенном смысле, это уже политика, а не дискуссия, и Ваши действия тоже можно расценить как политические. Из этого вытекает мой вопрос - не собираетесь ли Вы заняться политикой так сказать "официально" - стать депутатом, членом общественной палаты...
И второй вопрос. Прочитала в прессе, что Вы больше не собираетесь писать художественную прозу. Правда ли это? Если да, то почему? Лично мне было бы очень жаль не прочитать Ваших новых произведений, потому что от них я получаю истинное удовольствие.

ответ

Уважаемая Ольга.
Политикой я заниматься не собираюсь. Да ведь и нет политики. Есть коррупционные расфасовки, которые только прикрыты видимостью политики. Если политика была бы, то мне и незачем было бы ею заниматься, потому что мне и так нашлось бы место. В пилеже бабла мне места нет, но мне и не интересно пилить бабло.
А с художественной прозой я не завязываю насовсем, просто пока мне интереснее тексты вроде "Хребта России" или "Дороги единорога". По-моему, это тоже художественные тексты, хотя и не романы. Так что - вот. Поживём - увидим.

страница: 78 из 210

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram