Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



05.01.2011 Лариса Левицкая, Екатеринбург

Добрый день, Алексей! Прочитала грандиозную летопись Мамина-Сибиряка "Три конца". Как вы думаете, неужели в старообрядческих скитах действительно творились такие сексуально-уголовные безобразия, или Дмитрий Наркисович сильно сгустил краски?

ответ

Уважаемая Лариса.
Об этом надо спрашивать у историков. Но я Мамину-Сибиряку верю. Когда я собирал материалы для книги о Чусовой, я натыкался на жуткие факты. Вот например: в 1825 году на Урале впервые была обнаружена секта скопцов. Мужчины из этой изуверской секты кастрировали себя, женщины – отрезали груди и сжигали в печке. Документы сохранили слова скопцов из секты на Полевском заводе: «Если кто про нашу веру будет изведывать, тот немного проживёт. Из мастеровых пять человек давно уже покойны, и скончались они преждевременно потому, что восставали против нас».

05.01.2011 Маргарита

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович! Меня интересует вот какой вопрос, Вы сделали Асыку хумляльтом из каких-то творческих соображений, или просто он вам таким представлялся? Может, так усиливается противостояние живого Михаила и неживого Асыки? Спасибо.

ответ

Уважаемая Маргарита.
Асыка - антипод Михаила. Языческое бессмертие хумляльта, "не доделавшего своё дело", противопоставлено христианскому бессмертию души. Исторический Асыка умер через пару лет после похода на Чердынь и гибели князя Михаила. Так что можно сказать, что бессмертным я сделал Асыку "из творческих соображений".

05.01.2011 Дмитрий Москалёв

Уважаемый Алексей,
Благодарен за возможность задать вам вопрос. Очень ценю. У меня их, вообще-то, несколько.
1. В одном из ответов прочел, что роман как жанр вам сейчас не интересен. Тогда с чем вы, как известный человек, планируете обращаться к читателю (или зрителю) в ближайшие годы? Как вы оцениваете свой текущий творческий потенциал и задор?
2. Насколько вы согласны с осмыслением вашего произведения в статье "Явление географа" Г.Ребель? (Кстати, статью "Уроки географа" я бы удалил с сайта, т.к. повторяет "Явление" на 95%). Мне было интересно читать, но как и всегда, показалось, что критик, даже хороший, умудрился отыскать в произведении даже то, о чем автор никогда не помышлял - что скажете?
3. Перечитываю в который раз финальное объяснение Служкина с Надей и что-то не встает на свои места: потребность в общении с мужем ("поговорил бы со мной") и одновременно усталость, равнодушие, любовь к другому мужчине; способность принимать волевые решения и одновременно неспособность взять на себя ответственность за них - "ты больше всего" (виноват). Почему же Надя оставляет Будкина? Только из желания жить по правилам, а не по духу? Или она сама начинает следовать служкинской формуле "не делать никого заложником своего счастья"?
4. Слышал, что Юлиан Семенов основывал диалоги своих персонажей на учебниках по социальной психологии. А вы откуда берете этот материал? Особенно интересует, как родился упомянутый выше диалог.
Спасибо.

ответ

Уважаемый Дмитрий.
Буду отвечать по пунктам.
1. Сейчас я делаю фотокнигу о пугачёвщине в духе фотокниги "Хребет России". Это неимоверное количество работы. Перечень одних только поездок - Оренбург, Уральск, Атырау, Хива, Челябинск, Уфа, Орск, Курган, Златоуст, Тобольск, Екатеринбург, Ирбит, Кунгур, Оса, Стерлитамак, Табынск, Магнитогорск, Бугульма, Ижевск, Елабуга, Казань, Черемшан, Булгар, Кокшайск, Пенза, Саратов, Самара, Тоцк, Саранск, Пугачёв, Волгоград, Петербург, Нарва, Калач-на-Дону, Таллинн, Сарепта, Краснодар, Астрахань, Ветка в Польше - и это далеко не всё. А поездки - не единственная работа, и даже не самая трудоёмкая. Задора мне вполне хватает. Времени - нет. А мой творческий потенциал пусть оценивают другие.
2. С оценками Г.М.Ребель я вполне согласен. Если вы считаете, что Г.М. нашла что-то, чего в романе нет, спрашивайте конкретнее: что вы имеете в виду? А тексты кажутся дублирующими, потому что идеи в них одни и те же, но один текст - литературоведение, другой - методический для школы.
3. Финальный разговор Нади и Служкина отсылает к другой служкинской формуле: надо меняться, чтобы стать человеком, и надо быть неизменным, чтобы оставаться им. Наде надо менять жизнь, если уж она настолько недовольна, но она этого не делает. В том числе и по причине ложных приличий. Будкин трусит принять решение за Надю, а Служкину это незачем. Служкин обрёл мир с самим собой, ему надо оставаться неизменным. Надя поставила крест и на себе, и на Служкине, поэтому и начинает с ним разговаривать: для неё он пустое место. Никаких волевых решений Надя никогда не принимала: гонор и спесь - не характер. И Будкин не принимал. И Ветка, и Сашенька не принимали. А Служкин принимал не раз, хотя подавляющее большинство читателей считает - вместе с Надей - Служкина тряпкой. Я уже не раз говорил об этом. Не делать зла - это поступок, а не отсутствие поступка. Зачастую даже это очень серьёзный и сильный поступок, глубокий - но неэффектный.
4. Мне достаточно того, что я хорошо представляю своих героев, отсюда и "материал". И, доводя "Географа" до финала, я знал, чего ещё герои не сказали друг другу для завершения картины.

04.01.2011 Ольга

Здравствуйте Алексей! У меня к вам вопрос о Иване Грозном. Хочу знать какая у него была настоящая фамилия?

ответ

Уважаемая Ольга.
На Руси времён Ивана Грозного фамилий в современном понимании не было. Но ваше обращение, Ольга, отдаёт некой провокативностью. А что, у Грозного имелась и "ненастоящая" фамилия? И на ваш вопрос общеизвестен ответ лично Ивана Грозного: "Рюриковичи мы". Живёт в палатах. Казань брал, Астрахань брал, Шпака не брал.

02.01.2011 Алексей,который

А вам присылают свои произведения начинающие авторы? Вы вообще как нибудь наблюдаете за молодежью? С прошедшими и будущими вас праздниками!

ответ

Уважаемый Алексей.
Вас тоже с праздниками.
Сейчас уже тексты мне не присылают. И как я могу "наблюдать" за молодёжью? В целом же я скептически отношусь к "ювенильному творчеству". Хотя бывают исключения. Но я - как тот старый горбатый карлик из "Верескового мёда": "Не верю я в стойкость юных, не бреющих бороды". Ювенилизация "смыслоёмких" отраслей деятельности, на мой взгляд, также непродуктивна, как и засилье старцев.

01.01.2011 Алексей Мальцев

Добрый день, Алексей. Хотелось бы поговорить о многом, но задам то, что интересует больше всего. Читали ли Вы роман Л.Юзефовича "Журавли и карлики", и, если читали, каково Ваше мнение о романе? И - буквально в двух словах, каковы, на Ваш взгляд, задачи литературы сегодня, и формулируете ли Вы для себя их в принципе (очень извиняюсь, Вы наверняка отвечали на этот вопрос). С уважением, Алексей Мальцев, писатель, Пермь

ответ

Уважаемый Алексей.
Роман Л.Юзефовича я читал, и он мне очень понравился. На мой взгляд, роман строится на сочетании двух истин: "всё повторяется" и "мы живём не своей жизнью". Собственно, наша жизнь и оказывается не нашей, потому что всё на этом свете уже когда-то с кем-то случалось. Иллюзорность нашей новизны и самодостаточности предопределяет русский образ жизни. Кто-то из великих сказал, что всякая душа по природе своей христианская, а у Юзефовича видно, что русская душа по природе своей - буддистская. Отсюда и вытекает идеология и художественный метод Пелевина, который, кстати, позаимствовал "Внутреннюю Монголию" у Юзефовича. Если Пелевин - квинтэссенция русского постмодернизма, то Юзефович вскрывает иллюзорность пелевинской методологии анализа. Реализм сильнее и умнее постмодернизма, только оперировать им гораздо труднее. Юзефович - умеет.
А задачи литературы... Во-первых, их формулирует общество в целом, а не писатель. Во-вторых, любые задачи, если они не ведут к разрушению, для литературы правомерны. В третьих, вообще никакие задачи не исчерпывают смысл существования литературы. Лично для себя я вижу единственную задачу: писать качественно.

31.12.2010 Наташа

Уважаемый Алексей Викторович, меня интересуют значения слов: балбан, ляххал, сопра ("Сердце пармы"). Растолкуйте, пожалуйста.
Очень признательна, Наташа

ответ

Уважаемая Наташа.
Балбан - то же самое, что болбан, болван, истукан, - то есть, идол.
Сопра - родовой знак финно-угров. Если он в виде отдельного изделия - то тамга, если клеймо на животном - тавро, если вырезано на затёсе древесного ствола - сопра, если написано на бумаге или бересте - пас.
Ляххал - мансийское слово, означающее "весть", "письмо", "послание". Я использовал это слово, так сказать, метафорически, в философском смысле; на самом деле такого понятия у финно-угров этнографами не зафиксировано.

30.12.2010 григорий

Уважаемый Алексей, увидят ли свет в 2011 г. Ваши новые художественные книги: романы, повести? И как вы относитесь к романам - продолжениям в контексте вашего творчества?

ответ

Уважаемый Григорий.
Увы, нет: в 2011 году не будет ни романов, ни повестей. А в продолжениях, то есть, в сиквелах, я не вижу смысла - всё и так сказано.

30.12.2010 Никита Федотов

Уважаемый Алексей, скажите, как закончилась эпопея с проектом "Пермь как текст"? И что нужно сделать чиновникам минкульта, чтобы наладить диалог с Вами?

ответ

Уважаемый Никита.
Эпопея окончилась ничем. Три книги остались не изданными, людям не заплатили, воров не наказали.
Чтобы чиновникам "наладить диалог" со мной, надо доделать этот проект. Это, вообще-то, не моя прихоть, это требование закона. Книги надо издать, долги надо заплатить, надо подать в суд на Вилькевича, разворовавшего бюджет проекта, чтобы он сдал Вайсман, которая воровала вместе с ним. Я бы и сам давно подал в суд, но по закону я - никто и не могу вмешиваться. Разве что имею право на "моральные претензии", но мне хочется доделать проект, а не поиметь с него немножечко денег.
Я не думаю, что воры Вилькевич и Вайсман понесут наказание при Чиркунове. Взятый под стражу Вилькевич через два часа был отпущен прокурорами по звонку из администрации губернатора. Это информация неофициальная, её никто не подтвердит, но я знаю, что так было.
Ситуация с "Пермью как текстом" - не исключение, а правило, подобное - и в больших масштабах - происходит во многих других пермских культурных проектах, которые курируют или курировали Мильграм, Вайсман, Гельман и проч. Пострадавшие молчат. Это "молчание ягнят" и называется "Культурной столицей". Всё остальное - музей ПЕРММ, фестивали, Курентзис и Цумтор, слюни журналистов - только пиарт-обстрел, заставляющий пермяков лежать мордами в грязи.

30.12.2010 Маргарита

Уважаемый Алексей Викторович.
Я составляю словарь непонятных мне слов по роману "Сердце пармы"
Подскажите, пожалуйста, значения следующих слов:
вакули, вёрс, колема, колодинка, павыл, пурикулы, тумпы, тюрень, чапурига, хонтуй, хонт, халатур.
Заранее благодарна,
Рита.

ответ

Уважаемая Рита.
Поясняю (именительный падеж единственного числа):
Вакуль - коми-пермяцкий водяной.
Вёрса - коми-пермяцкий леший.
Колодинка - русское диалектное название скворечника, сделанного из выдолбленного чурбака.
Павыл - "поселение" по-мансийски.
Пурихум - "человек, предназначенный в жертву". Это слово я составил из двух мансийских слов - "пури" (жертва) и "хум" (человек).
Тумп - "гора" по мансийски.
Тюрень - тип татарской лодки. Это слово я придумал.
Чапурига - русское диалектное название глухого, непроходимого леса.
Хонтуй - "князь", "военачальник" по-мансийски.
Хонт - "войско" по-мансийски.
Холатур - мансийское название Горы Мертвецов; происходит от "холат" (мертвец) и "ур" (камень - в смысле гора).
Слова "колема" у меня нет, наверное, вы как-то ошиблись.

27.12.2010 Наталья

Алексей, намерены ли Вы взаимодействовать с региональными властями? Как Вы оцениваете итоги конкурса культурных проектов? И проводите ли Вы читательские конференции, пресс-конференции, брифинги?

ответ

Уважаемая Наталья.
"Взаимодействовать с властями" - вы имеете в виду с пермским минкультом? А что в нём изменилось? Клон сменил мутанта? Это непринципиальная модернизация. Ну, и я не меняю своего отношения.
Хотя, по правде говоря, это я - деятель культуры, а не чиновники минкульта, так что это они должны искать "взаимодействия" со мной, а не я с ними.
Культурные проекты я посмотрел бегло - порадовался за художника Овчинникова, и пока всё. Чтобы оценивать адекватно, теперь мне надо знать, сколько власть дала на тот или иной проект, какие ещё были проекты.
Читательские встречи я сейчас проводить не хочу: нет настроения.

27.12.2010 Дмитрий Никитин

Уважаемый Алексей Викторович, как вы прокомментируете заявления некоторых чиновников Коми округа, так же обуреваемых новомодными культурными веяниями, о том, что Вы-де украли у округа его бренд ПАРМА, присвоив его несколько иной территории. Ясно, что бред, но хотелось бы знать Ваше мнение на сей счет.

ответ

Уважаемый Дмитрий.
Вы сразили меня наповал. А что, они правда такое говорят? Йаду мне, йаду, как писал Булгаков.

26.12.2010 Жамиля

здраствуйте!!! а как вы относитесь к авторскому праву и пиратству? я устояла перед соблазном скачать ваши книги в интернете!!! теперь с другом дарим ваши книги друг другу и берем почитать!!!!

ответ

Уважаемая Жамиля.
Я отвечу "вообще", хорошо? Я считаю, что информация (не важно, романы это, фильмы или музыка) должна А) быть доступна, Б) быть качественна, В) иметь возможность быть оплаченной. Скажем, по поводу А: я покупаю пиратские диски с фильмами, зная, что деньги идут в карман ментам, которые у нас крышуют этот бизнес, но я покупал бы лицензионные - только поблизости от меня такие не продаются. Переться целый час до центра города за диском мне лень. Б: я могу качать фильмы или книги в и-нете, но у меня нет гарантии качества. Например, насколько я знаю, мои тексты в и-нете выложены в каком-то хреновом качестве. В: я считаю, что должны быть "постфактумные добровольные платежи", но для этого они должны быть доступными. Пиратство, конечно, не искоренить, да и не надо, наверное: надо наладить в обществе и государстве эти А, Б, В.

26.12.2010 Алексей , который

Изучив столько материалов о Пугачевщине, скажите, на чьей вы стороне? В советское время Пугачев и Ко однозначно были положительными героями с небольшими издержками. А каково ваше личное мнение?

ответ

Уважаемый Алексей.
Как ни странно, в советское время Пугачёв был не слишком презентабельная фигура. Не из-за жестокости, а из-за монархизма. Не взирая на гигантский масштаб деяния, ему был установлен только один памятник - в Саранске. Салавату Юлаеву, к примеру, поставили около 20 памятников.
Я ни на чьей стороне, потому что почти все были правы. В каждом конкретном эпизоде я на стороне отважных. В пугачёвщину отвага была синонимом самоидентичности.

26.12.2010 В.Н.Корепанов

Добрый день Алексей Викторович.
1. Не встречались ли Вам фотографий барок?
2. Не пытался ли кто либо изготовить в настоящее время барку.

ответ

Уважаемый господин Корепанов.
Я встречал множество фотографий барок, но все они, разумеется, показывают барки позднейшего времени: без потесей, мачт и "сопляков", с особым рулевым устройством, так как с 1884 года (если не ошибаюсь) началось массовое использование лотов. Барка вообще сильно эволюционировала от первоначального вида остроносой парусно-вёсельной плоскодонной ладьи начала 18 века до некоего подобия ящика образца начала 20 века.
Насколько я знаю, близ деревни Трёка на Чусовой лежит нечто вроде барки-новодела. Но доведено ли до конца это сооружение и насколько оно подобно барке - я не в курсе, сам ещё не видел.
Уважаемый господин Корепанов. Если вы родственник екатеринбургского историка Николая Корепанова, то через вас хочу передать своё восхищение качеством исторических трудов Н.С.Корепанова и прекрасным литературным языком его книг.

страница: 103 из 211

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram