Уважаемый Сергей Владимирович.
Мне эта история интересна - но только как читателю (и зрителю).
Если вы хотите узнать какие-либо тонкости о взаимоотношениях с киношниками, то напишите моему продюсеру Юлии Зайцевой; её телефон справа на сайте.
Уважаемый Давид.
1. Такой необходимости нет. Хотя подобное образование и не помешает. По большому счёту, научиться можно только самостоятельно - на практике.
2. По разному. Бывает, что несколько недель вообще не читаю художественную литературу - только научные и документальные тексты. Кстати, чтение "по страницам" мне кажется каким-то наивным, школьным. Художественное произведение делится не на страницы, а на главы или эпизоды.
Здравствует, Алексей Викторович! Я начинающий писатель. Некоторые мои работы публикуют в литературных журналах, но радоваться этому я перестал. Я очень люблю ваши книги и учусь, в том числе, и у вас. Буду рад, если вы ответите на несколько моих нудных вопросов.
1. Что появляется раньше: концепция (идея), символ или сюжет? Что вас побуждает начать работать над большим произведением? У меня идея. И, кажется мне, что такой подход губителен. Мучаюсь над писательской стратегией, поэтому интересуюсь вашим методом.
2. Создаете ли вы план произведения? если да, то чему больше уделяете внимание: сюжетному ходу, описанию героев или оставляете заметки о том, что обязано появится в романе?
3. Что делать с историей, которая, кажется, проявляется на бумаге, но вдруг, выцветает, перестаёт интересовать? История плохая или я недисциплинированный? Бывает у вас такое? как вы боритесь с этим ?
Понимаю, что вопросы слишком "интимные" для писателя, но ощущаю непреодолимое желание такие вопросы задать Авансом выражаю благодарность за ответ.
Желаю жара той потенции, которая знакома всякому одержимому, выдумывающему текст перед сном. И новую книгу жду, конечно.
Уважаемый Алексей.
Ничего "интимного" в ваших вопросах нет. Нормальные вопросы для человека, желающего работать профессионально. Но я могу ответить, исходя лишь из собственного опыта. Не знаю, насколько он полезен или репрезентативен.
1. У меня всё начинается с символа, то есть образа. Потом - концепция, потом - сюжет. Приведу в пример роман "Ненастье". Сначала был образ "гражданской крепости" - двух высоток, захваченных афганцами. Потом - концепция: "ментальные ловушки, одинаковые для человека и для общества". Потом - сюжет: история (в общем приближении) екатеринбургского Союза ветеранов Афганистана. К работе меня тоже побуждает идея. Образов и сюжетов много, а важная идея - редкость.
2. Да, я делаю план. Он весь посвящён сюжету. План и идея вместе формируют систему образов - это происходит само собой, в процессе работы. Разумеется, параллельно записываю всё, что может пригодиться: всякие детали, повороты, мысли, выражения. Изначально план не должен быть слишком подробный, и по ходу дела он редактируется - но не кардинально.
3. Роман - дело долгое, и писать - не читать. Любая история время от времени вдруг "выцветает". Это неприятная, но нормальная фаза работы. Потом всё возвращается. Эту ситуацию я игнорирую. Если работаешь с полной отдачей, на качестве текста ничего не сказывается. А часто бывает даже наоборот: беспокойство и тревога заставляют работать ещё напряжённей - тебе самому трудней, но текст лучше.
А вот с "одержимостью" - если пишете роман - будьте осторожнее, потому что можно потерять управление романом.
Уважаемый Алексей Викторович! Мой вопрос о проблеме искусственного интеллекта с позиции гуманитария. Вы согласны, что принципиально невозможно сконструировать искусственный «мозг», обладающий сознанием своего «Я», ибо природный феномен сознания на основе материальной структуры мозга это таинство, которое абсолютно недоступно человеческому пониманию и воспроизведению средствами науки и техники? Искусственный интеллект - это только сумма технологий, имитирующих процессы принятия решений. Хотя, возможно, что искусственный интеллект когда-нибудь станет соавтором в написании фантастических книг? Связка интернета с глобальным искусственным интеллектом – это новый Левиафан? А поведенческие стратегии русской нации соответствуют новой цифровой эпохе, в которой будут доминировать искусственный интеллект, интернет вещей, роботизация, криптовалюты, блокчейн и т.д.?
Уважаемый Фёдор.
Такое ощущение, что вы знаете, чем я сейчас занимаюсь. Если хотите, вернёмся к этому разговору позже - через пару месяцев (первый вариант) или через пару лет (второй вариант).
Уважаемый Сергей.
Что значит "обхожу историю города"? Вообще-то я написал книгу "Ёбург", да и в "Горнозаводской цивилизации" о Екатеринбурге сказано немало. (В "Общаге" город не играет никакой роли, хотя я писал, исходя из своего опыта жизни в общаге на Большакова.) Я даже сделал большой текст к альбому "Екатеринбург. Умножая на миллион". Или вы имеете в виду роман о более давних временах? Тогда всё впереди. У меня есть замысел.
Уважаемый Егор.
Вы всё делаете правильно. В отличие от многих других. Но я - это не та кандидатура, которая вам сейчас нужна. О причинах я говорить не могу. Поищите другого. Вы и так сделали уже половину дела и стоите на верном пути. Удачи вам.
Уважаемый Григорий.
Эта книга по-прежнему в реальных планах. Но я её немного отодвинул по времени - сначала сделаю нынешний проект. Однако речфлот не брошу. Материалов у меня двести тонн, переводить ничего не надо.
Уважаемый Иван.
Я понимаю ваше желание, но и вы поймите. Я ушёл из этого сюжета 20 лет назад. Те люди, которых вы назвали, вообще этой теме чужды. Вам нужно искать контакт с историками Пермского классического или Пермского педагогического университетов, которые работают с этим периодом, с работниками музея в Чердыни, в республике Коми (в Сольвычегодске?) или с работниками Музея Природы и Человека в Ханты-Мансийске. Это тема для учёных, а не для писателя.
Добрый день Алексей, закончил книгу " блуда и мудо"
Осталось сильное послевкусие от книги и личности Бориса. Сам собой напрашивается вопрос - у него есть прототип в реальной жизни или его образ собирательный. Что бы художник - пилигрим , зашитый от алкоголя с виагрой в кармане, живущий в принципе одним днем, мог на одном языке общаться с бандитами, чиновниками, педагогами.. Иметь принципы и сильный внутренний стержень. За свои 50 лет не припомню никого с похожими характеристикам в одном лице.
За простеньким сюжетом хорошая энергетика..
Спасибо
Уважаемый Сергей.
Моржов - персонаж собирательный. Но было из чего собирать. Я встречал подобных людей, правда, не художников, а учёных и поэтов. Такие типы встречаются и в истории, например - Бенвенуто Челлини (как раз художник) или Франсуа Вийон (поэт). Отсутствие личного знакомства с подобными людьми - не аргумент.
Дорогой Алексей Викторович! Решил написать Вам снова. Дочитываю уже четвертый Ваш роман - Блуду. Почему-то очень долго его читаю. Мое искреннее восхищение Вашим творчеством нисколько не иссякает, а, напротив, все усиливается. Какие -же разные у Вас книги! Я не знаю, прошел уже или еще предстоит Ваш Юбилей,но хочу пожелать Вам помимо физического здоровья дальнейшего литературного и духовного расцвета- на благо страны и народа, которых Вы любите значительно сильнее, чем наши власти. С глубочайшим уважением, Ваш И. Д. Михайлов.
Уважаемый Иван.
Спасибо.
По поводу модератора - борюсь с его склерозом.
Уважаемый Дмитрий.
Странно, что новой для вас была только лексика. Завидую, что вы изначально знали все исторические факты, которые я выкапывал с изрядными трудозатратами. Идей и концепций, судя по всему, вы вообще не заметили.
Вопрос "что вы хотите донести читателя своими произведениями" не имеет ответа. Когда Льва Толстого спросили, о чём роман "Анна Каренина", он предложил заново прочитать роман с первой строчки: "Вот о чём мой роман". У Курта Воннегута есть хороший пассаж на эту тему. Воннегут рассказывает о писателе Килгоре Трауте - авторе двадцати восьми романов, который получил письмо от читателя: "Я прочитал все ваши романы и понял, о чём они. О том, что во всех обстоятельствах надо оставаться человеком". И Килгор Траут говорит: "Чёрт, вот же я дурак - написал двадцать восемь романов, а мог бы отбить телеграмму в шесть слов!"
Говорить обо мне в будущем времени не стоит. "Не хотелось бы, чтобы вы стали..." Я пишу уже лет тридцать, и написал два десятка книг. Либо я уже стал (модным, умным, интересным и т.д.), либо не стану никогда.
Я отвечаю на вопросы сам. Какой смысл подсовывать вместо себя другого человека? Всё равно что в свой паспорт вклеить чужую фотографию.
Уважаемый Алексей Викторович! Совсем недавно, взахлеб прочитал Ваш роман Сердце Пармы..... Как знатоку истории Перьми Великой, у меня вопрос о дальнейшей судьбе потомков вогульских князей. Могли ли потомки князя Асыки очутиться на белгородской засечной черте? или они были вырезаны до единого?
Сердце Пармы - Первый и пока единственный Ваш роман, прочитанный мною.... Зацепил.
Уважаемый Иван.
"Сердце пармы" я написал почти 20 лет назад. Увы, я уже не помню исторического контекста. Но вряд ли источники зафиксировали судьбу потомков князя-инородца.
Уважаемая Анастасия.
Графиком моих поездок занимается мой продюсер Юлия Зайцева. Её координаты справа на сайте.
Уважаемый Алексей, хочу вас искренне поблагодарить за "Сердце пармы"! После прочтения книги испытал схожее состояние с лсд трипом: побывал в месте, в котором навсегда осталась частичка меня. Будто физически побывал там, в парме. Это прекрасно. Хотелось бы задать вам пару вопросов:
1. Почему Тичерть убегает к Асыке, ведь его жена - Айчейль и она ведь была с ним, когда Михаил в последний раз забрал Тиче?
2. Вы сказали что православный, но не воцерковленный. После прочтения "сердца пармы" мой уровень недоверия к христианству, и к православию в частности, только укрепился, даже скорее вырос. Не считаете ли вы свой роман "проязыческим", "протрадиционным" если угодно? Не мешает ли вам ваш уровень знания истории, образованность и здравый смысл считать себя православным? Ни в коем случае не хочу вас этим вопросом задеть и обидеть, но если уж таковое случилось - искренне прошу прощения.
3. Можете ли рассказать об уровне своего участия в процессе экранизации "сердца пармы"?
Спасибо вам еще раз, не останавливайтесь! Честь быть вашим современником.
Уважаемый Роман.
Спасибо.
1. Ну и что? Многожёнство - норма у северных инородцев.
2. Принадлежность к вере определяется не подчинением господствующей церкви, а подчинением канонической чистоте. Из-за того, что папы римские творили бесчинства, а крестоносцы зверствовали, Франциск Ассизский и Фома Аквинский не переставали быть христианами, потому что они верили в заповеди, догматы и каноны, а не в понтификов, и чужие грехи им были не указ.
3. Я никак не участвую в съёмках. Я познакомился со съёмочной группой, побывал на декорациях - и мне этого достаточно.
Уважаемый Егор.
Ну, если хотите - то пожалуйста. Андрею поклон.