Уважаемая Ангелина.
Вы напишите об этом моему продюсеру Юлии Зайцевой, её координаты здесь на сайте. Она подскажет вам, что сделать.
Алексею Иванову, автору «Сердца Пармы».
От верх-тагильского вогула самоисследователя,
скрывающийся под псевдонимом — Митко Вахруш.
Не смог лично задать вам несколько интересующих меня вопросов, так как разминулся с вами в жизненной реальности — в Нижнетагильском Краеведческом Музее, во время ваших съёмок фильма об Урале (у каждого был свой). А жаль... Ряд старожил тагильских вымерло, а резьбы сколь языческой сожжено и порушено за пару последних десятилетий. Хотя остались ещё единичные вогульские (перестроенные) юртёнки 300 летней давности. Остались, пусть и фрагментарно, древние архетипы просечной резьбы, коя связана генетически с пермской культовой бронзой (раннесредневековая просечная резьба по бронзе) и недавно еще бытующими бронзовыми шаманскими подвесками манси; вплетены в неё и самые архаичные сказы Бажова... Впрочем, кому нужны «чудилы с Нижнего Тагила» или «чудаки верхтагильские» — тагильские крещённые вогулы самого юга бывшего Пелымского княжества бывших Балакиных юрт... А ведь скоро, в 2014 году, грядёт 300-летие принятия их, архимандритом Сильвестром, в лоно русской православной церкви, тогда как пермяки ужо ажно як шесть веков крещены… Ну да ладно, про то во век не расскажешь…
Вот ряд вопросов озадачивших меня: Из каких источников у вас взяты названия «утерянных» топонимов, значения слов, местечковая легенда и следующие факты??? Нет ли здесь игры воображения автора или подгонки документальных сведений под ваш роман?
I
Пунг-выгыр-вор-толунт-нёр^ или Вор-толунт-ур – «гора головы красного медведя»
* Гора у поворота Сылвы. На ней останец, как медвежья голова и пещера.
______________________________________________________________________ _____________
^букв. – «(подобно) голове охряного, в бору обитающего, гора»
Люссуй-нёр (гора) – «плачущая гора»
* Гора за Вор-толнут-ур, в сторону Ибыра, с небольшим водопадом.
Ханг-ла-вит – Чусовая
Туя-вит – Сылва
II
вангкрип мувлахи таганэтал – «крючья из обтёсанных стволов», мансийские осадные лестницы
лилли хеллехолас – душа умершего
пети-ур – ледяной вогульский ад
састум (лат.? манс.?) – главная площадь городища, культовое место с идолами (родовым деревом)
сорум патум хотпа махум – «мёртвые народы», так манси зовут древние курганы
тэли эри алунгкве – зимний закон; обычай когда невыкупленные военнопленные сами казнят
друг друга, а последнего казнит победитель
янгкынг ма кивыр курссип – ледяная пещера для хранения мяса
III
Куль-Отыр – украл солнце и спрятал его в расселине горы Холат-чахль.
IV
XII век Вогулы отобрали у пермяков Чусовую и Яйву, в низовья которой они вытеснили коми, ниже вишерского устья на правый берег Камы; захватили верхнюю Вишеру вплоть до Акчима. После того оживлённый путь по Вишере и Вёлсу обезлюдел... А в верховьях притока Вёлса речки Посьмак стоял хартумский идол означающий место волока...
Уважаемый Митко Вахруш.
«Игры воображения» нет, кое-где есть реконструкция. Воображение не имеет границ, реконструкция делается с соблюдением определённых строгих правил. Что вы имеете в виду под «подгонкой документальных сведений под роман»? Я сфальсифицировал какие-то документы XV века, чтобы выдать свой роман-фэнтези за исторический?
I
«Гора головы красного медведя» - это скала Лобач на Сылве. Возле скалы городище сылвенской археологической культуры VIII-IХ веков. Скала Лобач красноватого цвета, на ней есть грот и каменный останец в виде медвежьей головы. Название я составил из мансийских слов по образцу мансийских названий подобных гор и скал на Сосьве (например, «Гора головы утонувшего лосёнка»).
«Плачущая гора» - береговой откос Сылвы с водопадом Плакун.
«Ханглавит» - по мансийски «быстрая вода», аналог названия Чусовой (Чусвы) на языке коми. Это слово я использовал и в «Золоте бунта».
«Туявит» - по мансийски «талая вода», аналог названия Сылвы на языке коми.
II
«Мувлахи» - «крючья из обтёсанных стволов», штурмовые лестницы из еловых стволов. На фотках или изображениях святилищ или домов манси иногда можно увидеть подобные лесенки, но высотой они около метра. Я их «увеличил» до «фортификационной необходимости». Название составлено из мансийских слов по принципу, который описан выше.
«Лилли хеллехолас» - душа умершего («холас», «холат» - мертвец, например, Холат-сяхл – «Гора мертвецов»). Это элемент мансийского язычества, упоминаемый многими этнографами и историками.
Пети-Ур – ледяной ад – я придумал.
Састум – площадь, по мансийски «састум кан».
«Мёртвые народы» - название для могильного кургана – я придумал. Имеется же в виду Неволинский могильник VI-VIII веков на реке Ирень. Могильник был огромен и дал большое количество находок из золота и серебра, торевтики.
«Зимний закон» я придумал. Наверняка воинственным манси приходилось решать проблему пленников, которых зимой нечем кормить.
Ледяная пещера – это Кунгурская ледяная пещера, старый вход и далее гроты в «экскурсионном» порядке (сейчас старый вход перегорожен решёткой или закрыт железной дверью). Крестьяне села Филипповское хранили в пещере мясо ещё в начале ХХ века; почему бы местным жителям не делать этого и в XV веке?
III
Куль – злой дух. «Отыра» я придумал «для атмосферы». Холат-чахль (Холат-сяхл) – Гора мертвецов. «Сяхл» и «чахль» - равноправные русские версии мансийского слова. Здесь я взял «чахль», потому что напоминает «чахнуть» и звучит страшнее. Мифический сюжет о краже солнца демоном Кулем я придумал, но такой сюжет присутствует во многих мифологиях.
IV
Этнические процессы ХII века – тема сложная, у учёных ещё нет общего мнения. Видимо, произошла война, в результате которой финны (коми) были вытеснены уграми (манси) на территорию нынешнего проживания коми. Многие археологические памятники в ХII веке внезапно меняют керамику с финской на угорскую, а неволинская археологическая культура обрывается какой-то катастрофой (торопливые погребения неволинцев сделаны прямо на территории разрушенного городища). Я предположил, что была война, воспоминания о которой ещё сохранялись в памяти людей XV века.
В верховьях Посьмака существовал некий Хартумский волок. Что означает слово «Хартум», я не знаю. Я предположил, что волок обозначен идолом – соответственно Хартумским идолом.
Здравствуйте, Алексей Викторович!
Спасибо Вам огромное за ваши книги, за ваш великолепный слог. Вы для меня стали поистине литературным открытием последнего времени. Хотелось бы узнать, планируются ли у вас литературные встречи с читателями в Москве?
С уважением к Вам и Вашему литературному дару, Элеонора.
Уважаемая Элеонора.
Возможно, в марте у меня будут встречи в Москве. Об этом я поставлю объявление здесь, на сайте, в разделе «Новости».
Уважаемый Александр.
Эти таблички были установлены для Всесоюзного планового лодочного маршрута № 157-79-01 (он же 58А), который проходил от Коуровской турбазы до турбазы в селе Верхняя Ослянка. Не знаю, в каком году был учрёждён этот маршрут (для него ещё сделали промеры расстояний и путеводитель со схемами), но думаю, что в конце 1970-х годов. В 1980 году я сам уже видел эти таблички.
здравствуйте алексей у меня к вам есть просьба. начну из далека.мне было около 10лет часто оставались с сестрой одни дома.однажды по пермскому телевидению включили документальный фильм только как то странно без названия там про картинки на камне.посмотрела да и забыла.прошло время.три года назад оканчивала техникум попросила у работника библиотеки книжки по краеведению хотелось узнать побольше о писаном камне он мне дал только это была другая книжка о другом камне я разочаровалась поэтому названия не посмотрела.спросите какая связь между фильмом и книгой прямая это было одно и тоже.помогите найти книгу пожалуйста книжка о говорливом камне.о рисунках на нем все думают что говорливый камень получил название от тог что у него красивое эхо но это не так.я сама видела картинки благодаря тому что книжку просмотрела.спасибо
Уважаемая Ольга.
Увы, ничем не могу вам помочь. Я не знаю, какой фильм о Говорливом камне вы смотрели и какую книгу разыскиваете.
Здравствуйте, Алексей Викторович.
Спасибо за ГЦ.
На портале 66.ру прочитал несколько новелл из новой книги. 1.В новелле "Быт как бой" нет ясности кто в итоге остался в квартирах? Или не в этом суть? 2.Ёбург выйдет в формате альбома (Х.Р.) или книги? 3. Знакомы ли Вы с С. Гринкевичем из села Кын, (он нам экскурсию проводил). Помогал ли он Вам с материалами по Кын-заводу? Спасибо.
Уважаемый Андрей.
Отвечаю.
1. На мой взгляд, там всё ясно. В квартирах остались «афганцы». Если бы их выгнали, я бы сказал об этом. Кроме того, в книге будет и вторая новелла про «афганцев» - про убийства лидеров и переформатирование движения.
2. «Ёбург» выйдет в формате, близком к обычной книге. Он будет проиллюстрирован чёрно-белыми архивными фото в тексте. Это не фотокнига вроде «Хребта», «Бунта» или «Цивилизации».
3. С С.Гринкевичем я знаком. Вроде бы, он давал мне какие-то материалы, впрочем, по Кыну и Кын-заводу у меня самого материалов немерено, только я их не разбирал, потому что эта тема для меня сейчас не профильная.
Скажите, Алексей Викторович, сцена с Машей в ночном лесу имела место быть в книжной реальности или это были такие галлюцинации подвыпившего Служкина? Если первый вариант верен, почему он позднее говорит, что ни разу не целовал ее в губы?
Отдельное Вам спасибо за диалоги "отцов" - они замечательно яркие, реалистичные, с цепляющимися словечками вроде "бивня". И второе отдельное спасибо за кота, под которого суют тетрадь, как под пресс-папье, который раздувается огромным шаром и шипит на пылесос и которого пихают костылем в живот от нечего делать.
Уважаемая Лена.
Спасибо.
Нет, это были не видения. А про поцелуи в губы – упс. Я забыл про сцену в затопленном лесу. Ляп.
Уважаемый Алексей.
Этот двухтомничек – только «подступы» к «Message: Чусовая». Он морально устарел и никогда не будет переиздан, не ищите его. «Message», кстати, тоже морально устарел; если я и переиздам его, то лишь с большой переработкой.
Алексей Викторович!!!Разрешите мне поблагодарить Вас за "Сердце Пармы". Удивительная, восхитительная книга.Преклоняюсь пред Князем Михаилом,защитившим Свою Землю. И про Осташу- классного парня тоже словно получилось. Сейчас вот читаю " Блуда и МУДО".Хорошая книга. Знаете, мне " открыл" Вас мой Друг. Он очень Замечательный человек, он ассоциируется у меня с князем Михаилом. Саша, так зовут моего друга, тоже защищает Родину и безумно любит свою Землю, Свой Урал. И всю свою Душу он отдает своей работе в полиции.
Как то я прочитала у Вас, что для тех, кто интересуется историей Урала Вы рекомендуете Льва Сонина " Тайны Седого Урала". Я решила эту книгу подарить Саше на 23 февраля. Однако найти ее не могу, ни в интернет- магазинах, ни в книжных. Знакомые из Екатеринбурга говорят, что ее нет даже в их книжных магазинах. Я не знаю. что делать, где искать эту книгу. Потому и обращаюсь к Вам за помощью, возможно Вы подскажите где найти мне " Тайны Седого Урала"?
А 10 ноября я подарила Саше Вашу книгу " Хребет России". Ему очень понравился подарок. Спасибо Вам за такую Великолепную Книгу.
Хочу чтобы Все У Вас Было Хорошо, а самое главное Пусть исполняются Самые Сокровенные Ваши Желания!!! С уважением, Светлана.
Уважаемая Светлана.
Спасибо. Привет вашему другу Саше.
Увы, я не знаю, где купить книгу Льва Сонина (Л.Сонин «Тайны седого Урала», Москва, «Вече», 2009 год). Вообще-то она издана неплохим тиражом – 7000. Эти новеллы Сонина я читал ещё в журнале «Урал» где-то в районе 1990-ых, а книгу купил в интернет-магазине OZON.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Скажите, вы планируете еще писать исторические романы? Очень жалко, что их всего два. Прочитал запоем "Золото Бунта", сейчас читаю "Парму". С ужасом думаю, что Парма скоро закончится. Что читать дальше? Может что-то посоветуете. Заболел темой раскольников, освоения Урала и Сибири. Может Мельникова? Я не читал, а вы?
Уважаемый Алексей.
В ближайшее время я не планирую писать исторические романы.
Не знаю, что вам посоветовать. Я часто читаю о себе, что эти два моих романа – эпигонство Мельникова-Печерского, Шишкова, Фёдорова, Мамина-Сибиряка. Ну, и почитайте их романы. А потом напишите мне ваши впечатления. Про эпигонство говорят, в основном, не те, кто действительно читал, а те, кто всего лишь смотрел кино, поэтому мне интересно мнение человека, реально познакомившегося с этими текстами, причём после знакомства с моими.
Добрый день, Алексей Викторович!
Достаточно долго отстаивал свое впечатление от фильма и все-таки решил высказать. Конечно, сильно резанул финал без превращения вина в воду и лучезаного одиночества с котом. Для меня объяснение нашлось в том, что киношный и книжный Служкины - два разных человека, точнее два раных возраста. Книжный - молодой человек, начинающий учитель (сам был таким когда-то), и для старшеклассников он станет лучшим учителем, лучом света в беспросвете школьной бюрократии, возможно даже Учителем... Потерпев поражение, он, в конце концов, побеждает, становясь мудрее, просветленнее. В лучезарном одиочестве 27 лет еще много интересного. Служкин же киношный - человек в состоянии классического "кризиса среднего возраста". Он действительно всем, даже самому себе чужой и лишний. И не спасет тут никакое одинчество, только клоунада.
А вопрос такой: перечитывая "Сердце Пармы" столкнулся с непониманием хумляльтской роли Асыки. Сначала Калина говорит, что ему нужна только тамга, затем сам Асыка - уничтожить Чердынь и Михаила, Затем Юмшан - убить Михаила. Так выполнил ли Асыка в финале свое предназначение? Или остался навеки (порознь с Калиной?) скитаться без возможности упокоиться?
Уважаемый Владимир.
О целях Асыки каждый герой говорит в меру своего разумения. А вообще цель Асыки – изгнание русских, и своей цели Асыка не достиг, хотя и убил князя Михаила.
Я ученица 10 класса Пермской школы. В НОУ пишу работу «Символика романа «Географ глобус пропил». Где можно с вами встретиться для частного общения, есть ли у вас график встреч с читателями школьниками и студентами? Я сделала попытку и определила ваш роман как полифонический. Как бы вы определили жанр этого романа?
Уважаемая Екатерина.
К сожалению, у меня нет времени.
Смотря что вы вкладываете в понятие «полифонический». По теории, любой роман – полифонический. Но если угодно, пусть будет так. А с определением жанра я не вижу никаких заморочек. Обычный реалистический роман. Не бытописательский. Не «школьный». Не «роман воспитания». Не «история путешествия» («роуд-муви»). Не «история любви» («лайв-стори»). Не сатира. Не социальная критика. И так далее с «не…» Получается, что лучший способ определения жанра – апофатический.
Здесь, на сайте, огромное количество информации по «Географу» - статьи литературоведов и критиков, мои интервью и ответы на всевозможные вопросы.
Здравствуйте,
Скажите пожалуйста не планируете ли коснуться в своем творчестве Великой Отечественной?
Был бы очень интересен Ваш взгляд на события и на людей вовлеченных в эти события.
Читаю Симонова "Живые и мертвые" (к своему стыду только сейчас). Удивлен что это совсем не ура-патриотическая книга, там есть информация и о катастрофе 41-го, и о репрессиях. Т.е. то что выдавалось нам за страшные тайны советской власти совсем не скрывалось.
С уважением,
Константин.
PS Еще раз спасибо за творчество. Таки "Сердце Пармы" решил сыну подсунуть, думаю дорос.
Уважаемый Константин.
Нет, заниматься темой Великой Отечественной я пока не планирую.
Доброго времени суток! По Вашей информации прочитал "Перевал Дятлова" Анны Матвеевой. Прочитал последнее предложение и хочу читать рассказ дальше. Запой. Спасибо Вам. По реальности, которая возникает при чтении Ваших книг и рассказа Матвеевой возникает вопрос:" Вы одной крови?". Всего Вам доброго. С уважением Георгий.
Уважаемый Георгий.
Нет, мы с Анной Матвеевой очень разные писатели. Но это не мешает нам хорошо относиться друг к другу, читать друг друга с удовольствием и поддерживать добрым словом.
Добрый день!
Очень давно люблю Ваши книги. Одна из них "отправила" все мое семейство и семейство друзей на спал по Чусовой. А вот фильм "Географ глобус пропил" разочаровал. Совсем. Моя любимая книга...Вопрос:
Вот если откинуть, что вы писали книгу, принимали участие в съемках фильма. Вы бы рекомендовали этот фильм смотреть друзьям и чем бы аргументировали свои рекомендации?
Уважаемая Анна.
Я не принимал участия в съёмках фильма, о чём говорил много-много раз.
Мои друзья смотрят этот фильм уже потому, что они мои друзья. Им интересно то, что интересно мне, по факту наличия моего интереса, без мотивов.
А вообще я бы ответил так. Объективно. Этот фильм получил четыре главные награды года отечественного кинематографа. Такое случается исключительно редко и лишь с очень достойными работами. Уже по одной этой причине фильм следует посмотреть. Лично я не настолько самоуверенный зритель, чтобы отказывать в уважении коллегиальному мнению высоких профессионалов.