продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

КРЕПКИЙ УРАЛЬСКИЙ БУЛЬОН

Вот только не надо рассматривать новую книгу Алексея Иванова как историческое исследование! Она отличается от научного издания тем же, чем фотография Руанского собора от «портрета» этого собора кисти Клода Моне, – авторским взглядом. «Ёбург» – это, прежде всего, художественное произведение. Да, повествует он о реальных событиях и персонажи в нем не придуманные, но, благодаря авторской позиции, авторской оценке происходящего, да даже авторскому отбору событий и персонажей, – это авторский художественный текст. ОК, если очень хочется, можете назвать его художественно-документальным, но художественности в этом произведении никак не меньше половины…

Кое-что в «Ёбурге» прекрасно известно любому из нас, но каждый, я убежден, каждый найдет в нем много незнакомых сторон жизни города. Ни один самый знающий краевед, самый дотошный журналист или самый неутомимый тусовщик не может быть одинаково хорошо знаком с деревенским бытом художников и политической историей Екатеринбурга, бизнес-проблемами УГМК и творческой кухней «Уральских пельменей»… До выхода в свет «Ёбурга» трудно было представить рядом трагическую судьбу основателя МЖК Королева и литературный взлет Ольги Славниковой, кровавые бандитские войны и студенческие волнения… Все это происходило на соседних улицах Екатеринбурга, а сейчас встретилось на соседних страницах «Ёбурга». Хотя, конечно, эти страницы не могли вместить вообще все, заслуживающее внимания. Как писал сам автор, обращаясь к екатеринбуржцам, «богато вы жили. Летописи от избытка трещат по швам».

Хотя книга имеет подзаголовок «Город храбрых: сделано в девяностые», ее временные рамки гораздо шире. Сто новелл охватывают период от назначения Ельцина первым секретарем обкома до избрания Евгения Ройзмана мэром Екатеринбурга. 40 лет. Сто глав. Десятки героев – политики, художники, поэты, бандиты, бизнесмены, музыканты,… Ивановский Ёбург представляется огромным котлом, в котором варится густой суп истории. Как нашинкованные овощи, всплывают на поверхность крепкого бульона герои книги. Одни – однократно, другие (более значимые для истории или более симпатичные автору) – несколько раз. Чаще других мелькают политики – то ли потому, что больше других влияли на жизнь города, то ли потому, что такие персонажи не потонут ни в одном супе…

Персонажей в книге множество, но главный герой книги – сам Ёбург. Город не только место действия, а некая точка силы, пункт слияния концентрированного времени и сгущенного пространства. В Ёбурге, как в увеличительном стекле, выпукло отразились проблемы, достижения и боли, типичные для всей России на сломе эпох, но именно уникальная почва Ёбурга взрастила героев, во многом определивших облик страны в это непростое время.

Иванов дает свое объяснение этому феномену: «Три столетия город Екатеринбург строился на двух неодолимых страстях: на дерзких до наглости амбициях, сугубо материальных и земных, и на невозможном, воистину небесном идеализме… В «лихие девяностые» в любых свистоплясках Ёбург не терял ни амбиций, ни идеализма. А потому в те непростые годы Ёбург дал свои ответы на все обжигающие вопросы эпохи. На все вопросы.

Неважно, верными или неверными были эти ответы. Важно, что Ёбург не прятался от истории и никому не позволял отвечать за себя. И удивительно, что решения Ёбурга часто оказывались более остроумными или более адекватными, чем решения Москвы или решения российской провинции. Вот по этим причинам яркий опыт уже ушедшего от нас Ёбурга общезначим для нации».

Свою книгу Алексей Иванов писал на основе множества бесед с будущими героями. Конечно, информацию, полученную от них, он старался проверять, описывал события с разных точек зрения, но в то же время не ставил себе сверхзадачу – найти абсолютную истину, докопаться до голой правды. Историю рассказывают герои (истории и книги), они могут забывать, заблуждаться, привирать, в конце концов… Но если в научно-историческом труде огрехи рассказчика – недостаток, то в книге «Ёбург», скорее, достоинство. Мы, екатеринбуржцы, участники описываемых событий, друзья и знакомые героев книги, имеем свои воспоминания о недавнем прошлом. И в ходе чтения мы неизбежно будем спорить с автором и его героями, возражать им, иногда даже в гневе ругаться на маразм персонажей, путающих элементарные вещи, которые мы-то помним совершенно отчетливо! Но эти споры, возражения, ругань незаметно вовлекают нас в ткань повествования, делают и нас персонажами этой книги. Пусть не главными, пусть второстепенными, но главный-то герой – сам Ёбург, а все Россели-Чернецкие-Баковы-Ройзманы-Шахрины-Коляды-Ивановы-Петровы-Сидоровы-__________ (здесь вставьте свою фамилию) – второстепенные герои, прежде всего жители Екатеринбурга.

Впрочем, это достоинство книги смогут оценить только екатеринбуржцы. Между тем только первый её тираж – 25.000. Понятно, что проблем с его реализацией у издателей не будет – новая книга Алексея Иванова, особенно после триумфа фильма «Географ глобус пропил», уйдет влет. Вот только последует ли за успехом коммерческим всероссийский читательский успех – вопрос. Будут ли новеллы про бизнесмена Горяева, бандитов Коротковых или скульптора Грюнберга читаться на Дальнем Востоке и в Белгороде с тем же интересом, что «Сердце Пармы» или даже «Хребет России» (который был гораздо «читательски-универсальнее» «Ёбурга»)? Не уверен. По крайней мере, мне трудно представить, чтобы я зачитался книгой о жизни Казани или Новосибирска, пусть даже и замечательно написанной…  Впрочем, как мне кажется, самого Иванова больше заботит мнение о его новом тексте именно екатеринбургской аудитории.

Исторические труды о Екатеринбурге конца ХХ века, можно не сомневаться, еще будут написаны. Однако если наши внуки захотят узнать побольше о времени нашей молодости, они вряд ли полезут в академические сборники. Можно смело порекомендовать им книгу Алексея Иванова «Ёбург» – мелкие детали к тому времени сотрутся из любой памяти, да и просто станут неважны, а вот дух нашего времени, ритм нашей эпохи вряд ли кто-то передаст лучше.

Большое, как известно, видится на расстоянии. В этом смысле позиция Алексея Иванова идеальна – прекрасно зная Екатеринбург, прожив в нем несколько лет и регулярно наведываясь сюда, он, тем не менее, смотрит на него со стороны. «Сторона» эта не очень дальняя (до Перми всего часов пять), но, тем не менее, именно дистанция дает необходимый фокус, дополнительную резкость.

Дмитрий Карасюк

Интернет-газета «Znak.com» (Екатеринбург)