продюсерский центр
ИЮЛЬ

Алексей
Иванов

ГОРОД РЕВНУЕТ И ЧИТАЕТ. ТИРАЖ «ЕБУРГА» АЛЕКСЕЯ ИВАНОВА РАСПРОДАН ЗА НЕДЕЛЮ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

ГОРОД РЕВНУЕТ И ЧИТАЕТ. ТИРАЖ «ЕБУРГА» АЛЕКСЕЯ ИВАНОВА РАСПРОДАН ЗА НЕДЕЛЮ

Первый тираж «Ебурга» Алексея Иванова, 15 тысяч экземпляров, был распродан за неделю. В екатеринбургском Доме книги первые 150  экземпляров расхватали за полтора часа.  Издательство уже заказало дополнительные 10 тысяч экземпляров, а заместитель редактора Znak.com Дмитрий Колезев как раз дочитал сборник новелл – и делится впечатлениями.

 Алексей Иванов написал хорошую книгу. Конечно, ее сложно назвать правдивой. Да и какая тут может быть правда? Ведь Иванов – не ученый-историк, а писатель, он описывает не скучную действительность, а яркие конфликты. Конфликты эпох, людей, мировоззрений. В каждом столкновении, в каждой истории – минимум две стороны. А то и три, четыре или пять. И у каждой – своя правда. Объективной, универсальной истины в таких ситуациях не существует. И рассказать так, чтобы понравилось всем, да еще и читать было интересно, – невозможно. Люди и ныне до хрипоты, до мордобоя спорят о событиях полувековой и даже вековой давности. Что уж говорить о происходившем 10 - 15 лет назад здесь, в нашем родном городе? Живы и ходят по улицам очевидцы и участники тех событий. Конечно, каждый из них помнит эти истории по-своему.

Не удивительно, что «Ебург» Алексея Иванова еще до своего появления на прилавках вызвал такое оживленное обсуждение. Отдельные новеллы, которые технично предлагались читателям в качестве «приманки», завели публику. Всем все не нравилось. Журналистам не нравилось, что Александр Новиков выписан слишком комплиментарно. Основателям ОПС «Уралмаш» показалось, что автор извратил идею «Общественно-политического союза». А вышедшие на волю убийцы из банды Курдюмова находили грубые фактические ошибки в описании своих преступлений. Все ворчали, ругались и спорили. С точки зрения маркетинга – прекрасная ситуация для старта продаж.

Но в виде цельного произведения книга, разбитая на короткие энергичные статьи-новеллы, производит гармоничное впечатление. Это добротное полотно – пусть не скрупулезно выписанная историческая картина, но и не лихорадочная импрессионистская зарисовка. Ивановский «Ебург» – промежуточная стадия между строгим советским «Свердловском» и респектабельным современным «Екатеринбургом» – удивительное место силы. То ли постсоветский Дикий Запад, где какими-то страшными, нечеловеческими способами сколачивали баснословные состояния, захватывали власть, убивали, казнили и калечили недругов. То ли всероссийская политическая лаборатория, подарившая стране выборы губернаторов, обкатавшая самые причудливые демократические технологии. А еще – заповедник богемы, которая на фоне умирающей промышленности и криминальных войн создавала гениальную музыку, снимала пронзительное кино, ставила великие спектакли.

Что важно, все это – византийская политика, нахальный бизнес, сумасшедшее искусство – в «Ебурге» Иванова (да и в настоящем Ебурге) замешаны в один коктейль. Одно из главных ощущений, которое складывается, когда перелистываешь последнюю страницу книги: одно без другого, похоже, существовать не может. Частями формулы, описывающей магию Екатеринбурга, одновременно являются и казавшийся полубезумным бродягой старик Букашкин, и сияющая громада «Гринвича», и кровавая история ОПГ «Уралмаш», и театр Николая Коляды, и новости ТАУ. Кто знает, удержится ли конструкция, если изъять из нее хоть один кирпичик?

570-страничный «Ебург», конечно, беспардонно играет на чувствах многих екатеринбуржцев, на нашей смеси столичных амбиций и провинциальных комплексов. Редкий житель Екатеринбурга-Ебурга считает город «всего лишь городом», одним из многих на карте. Иванов делает всем нам роскошный подарок – позволяет утвердиться в мысли, что все здесь «не просто так», что Екатеринбург и правда – особая зона, аномальная территория, где характеры сильнее, краски ярче, песни звонче, бандиты страшнее. Описанных Ивановым сюжетов хватило бы на историю целого европейского государства, а здесь они, смотри-ка, уместились в одном-единственном регионе, да еще и в такой сжатый срок.

Вопрос в том, является ли это феноменом Екатеринбурга – или все же феноменом Иванова, благодаря писательскому мастерству которого знакомые свердловчанам будничные истории превращаются в сюжеты какой-то леденящей, античной силы? Мог бы Иванов написать такую книгу про Новосибирск, Владивосток, Нижний Новгород или Краснодар? Черт знает, может быть и мог, но его героем все-таки стал Ебург – и сам этот факт уже говорит о Екатеринбурге как о весьма необычном месте.

Характерно, что главную на сегодня книгу об Екатеринбурге написал хоть и уралец, какое-то время живший в этом городе и учившийся в УрГУ, но все-таки – сосед, пермяк. Здесь нужна была некоторая отстраненность, которую с трудом может позволить себе местный житель. Для нас Антон Баков, Евгений Ройзман или Павел Федулев – будничные герои сюжетов местных теленовостей. Авантюрность первого, брутальность второго и жестокость третьего стали так привычны, что удивляться этим качествам екатеринбуржцы разучились. Иванов же умудрился одновременно достаточно подробно изучить исторический материал и не потерять к своим героям писательского интереса.

В реакции екатеринбургских писателей на «Ебург» чувствуется легкое раздражение. Наверное, причина тому – ревность. Они ревнуют Екатеринбург к Иванову, заезжему гастролеру, который смог написать про их город так, как до него не удавалось. Им должно быть обидно, ведь рецепт бестселлера, оказывается, все это время был под рукой: расскажи главные екатеринбургские истории и байки так, как будто бы «Намедни» вместо Парфенова ведет Шеремет – и готово. Не слишком-то изысканно. Но екатеринбургский читатель наверняка будет благодарен Иванову, ведь после прочтения его книги появляется удивительное чувство: мы все здесь живем в остросюжетном романе, и какой будет следующая глава – зависит от нас. Это ощущение дорогого стоит.

Дмитрий Колезев

Интернет-газета «Znak.com» (Екатеринбург)