продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

АЛЕКСЕЙ ИВАНОВ «ЁБУРГ»(фрагмент обзора)

<...> А. Иванов известен как автор экранизированного романа «Географ глобус пропил», однако сам он не замыкается в беллетристической раковине и, один за другим, с озадачивающей регулярностью, создает краеведческие нон-фикшны, в которых осваивает нечужие ему регионы: сначала бассейн реки Чусовая, потом Пермский край, а затем и весь Урал; тенденция очевидна, и если когда-нибудь в России будет создана партия регионов, то Иванов был бы идеальным претендентом на вакансию председателя.

Это не мемуары – в книге нет «я», и Иванов помалкивает о том, какое он сам имеет отношение к Екатеринбургу (хотя известно, что действие его раннего романа, «Общага-на-крови», разворачивается в Свердловске – где и учился автор). История «Ёбурга» – советского Свердловска и постсоветского Екатеринбурга – позиционируется рассказчиком как ревизия событий и явлений, которые должны сохраниться в коллективной памяти жителей страны как уникальный опыт; на самом деле, это даже нечто большее – по сути, история России последнего тридцатилетия, рассказанная через историю одного региона.

 Параллели с «Сердцем Пармы» и «Золотом бунта» – и идея преемственности – неизбежны: Иванов показывает, что нынешние жители Урала никак не мельче своих предков. Территория по-прежнему генерирует личности – соответствующие ее масштабу: людей, которые придумывают новый способ воспитания детей (писатель Крапивин), ведения бизнеса (история про свердловчан, которые на заработанные в Бронксе 30 000 долларов купили в 1992 пол-недвижимости своего города), политического развития (сюжет о том, в начале 90-х на Урале была создана непризнанная республика), бытования поэзии (глава про метаморфозы лирического героя екатеринбургского рока).

Впрок пошло А. Иванову и сотрудничество с Л. Парфеновым (телепроект «Хребет России») – он играючи освоил жанр остроумного микро-эссе, посвященного тому или иному «феномену» недавней истории – только для того, чтобы тут же его революционизировать: ивановские высказывания не менее афористичны, однако ироническая интонация вовсе не является здесь доминирующей – и снятие этого ограничения позволяет анализировать то или иное явление глубже и разностороннее; по сути, это нон-фикшн-новеллы – и кто бы мог подумать, что отчеты о проблемах коренного улучшения городской инфраструктуры и перебоях в финансировании строительства небоскреба «Высоцкий» могут показаться увлекательнее «Графа Монте-Кристо».

 


 

Лев Данилкин

Сайт «Ассоциация премия Горького»