продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

***

Юный студент по прозвищу Отличник не пьет, не курит, не матерится, не развратничает, философствует и учится хорошо – потому и Отличник. Но вот компания друзей у этого маленького христосика подобралась странная: четверо старшекурсников, по-своему искренних и талантливых, однако даже в напоминающей притон общаге знаменитых буйством разгула.

Все люди «разные, большинство – честные, хорошие», – как, словами песни Александра Башлачева, выражается один из героев романа, и христосик-Отличник всех готов простить. Но в какой-то момент незнакомая девочка прыгает с крыши, и вся вина за несчастье сверхъестественным образом сваливается на самого невинного из всех обитателей общаги – на Отличника. И вот как раз за то, что он всех прощал и будет прощать всегда, ему и приготовлена в романе маленькая общажная голгофа…

Как бы ни жаждал читатель нового сочного исторического фэнтези от Алексея Иванова, пермский автор пообещал, что больше ничего подобного «Сердцу Пармы» и «Золоту бунта» писать не станет: надоело. Пока же мы дожидаемся чего-нибудь новенького остросюжетного про современность, иномарки и мобильные телефоны, издательство «Азбука» решило опубликовать два его старых неисторических романа.

«Общага-на-крови» – это первое произведение Иванова. В одном из интервью писатель признался, что прототипом «Общаги» послужило общежитие Свердловского университета, который Иванов закончил в начале девяностых, а вообще же роман – о духе девяностых, о совершенно особой популяции свободных и сумасшедших людей.

Чтение романа, однако, оставляет ощущение, что на самом деле никакой это не роман, а притча, и не о девяностых он вовсе, а об всех временах сразу и о всем человечестве одновременно.

В основе сюжета лежит старая, как мир, мифологема о жертвоприношении, причем с отчетливыми евангельскими отсылками. Общага – это как бы наш мир в миниатюре, со всеми его страстями и духовными достижениями, причем мир живой, самостоятельный, думающий. Персонажи ведут спор о концепции Бога как писателя и жизни как романа, гадают о том, кто же из них Герой этого самого романа, рассуждают о божественном предназначении каждого человека, а в конце концов умерщвляют лучших из своего числа, чтобы его смертью искупить многочисленные грехи.

Надо сказать, что посвященные современности ранние романы Иванова – и «Общага-на-крови», и «Географ глобус пропил» – невероятно мрачны. В одной только «Общаге» – несчастный случай, два самоубийства, какой-то ужасный содом и невозможность истинной любви.

Создается впечатление, что автора этих произведений самого окружала настолько неприятная среда, что ему ничего не оставалось, как убежать от нее в мир героического прошлого, населенный князьями, смелыми сплавщиками и вогульскими красавицами-колдуньями. Но, судя по тому, что это прекрасное прошлое ему со временем приелось, жизнь все-таки налаживается. Есть надежда, что по прочтении будущих книг Алексея Иванова уже не будет, как той девочке, хотеться спрыгнуть с крыши.

Мария Бутербродова

Сайт «Аfisha.mail.ru»