продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

ЖЕСТОКОЕ КОМЬЮНИТИ (суровый взгляд на сетевой мир)

Эта книга пришла ко мне «довеском». С её хозяином мы периодически обмениваемся разными серийными вещами. На него она сильного впечатления, как мне показалось, не произвела. Честно говоря, и я до неё добрался отнюдь не сразу. Нет, разумеется, за тем, что делает автор романа Алексей Иванов, наблюдаю с любопытством уже много лет. Как забыть наполненную шаманством, запахами леса, пропитанную сказочными мотивами, написанную на языке, который требует специального погружения в текст «Сердце Пармы», как не вспомнить лиричную, весёлую и грустную одновременно, сотканную из образов, которые близки по духу, «Географ глобус пропил», как вычеркнуть из памяти бьющую по нервам «Общагу-на-Крови»?! Однако, как это часто бывает в наше время, вроде бы и не специально, но дороги мои (разумеется, всего лишь как читателя) и Иванова разошлись. Уровень мастера был понятен, а далее обычные условия, в которых к тебе приходит столько информации, что порой не знаешь, с какого конца за неё браться.

Сразу скажу, что «Комьюнити» не из тех книг, с которыми приятно залечь на диванчик, уютно устроившись с какими-то погрызушками. Она сразу, окончательно и бесповоротно, бьёт по мозгам. Ибо даже начинается с похорон. Именно там, на старом московском кладбище, в результате странной надписи на старом могильном кресте, обнаруженной медийщиком крупного холдинга ДиКСи Глебом Тяженко, начинается история, рассказанная в книге.

Главный герой, тридцативосьмилетний провинциал, наконец-то, после многих лет обычной для суетливой столичной тусовки попытки вписаться и закрепиться, перешёл на новый уровень. Солидный кабинет, свободный график, перспективная работа главного медиаменеджера, крутая тачка, квартира в хорошем районе, которую вот-вот должны разрешить перевести из служебной, принадлежащей холдингу, в разряд приватизированных. В уют кондиционированного кабинета периодически залетает подруга (ди-джеит на радио той же структуры), считающая правилом хорошего тона спать с начальством. То бишь жизнь практически удалась! И тут начинает, как снежный ком с горы, наворачиваться целый ряд событий, которые изменят всю жизнь Глеба.

Нельзя не упомянуть о самом ДиКСи, чей образ, по ходу пьесы, становится вполне себе одушевлённым и очень даже живым. Хотя у тех, кто прочтёт книгу до конца, два эти понятия – жизнь и ДиКСи – вряд ли будут стоять в одном ряду. Холдинг, благодаря умело найденной платформе, строит для своих клиентов, по сути, персональный интернет. То есть, просчитывая (тут Иванов глубоко и подробно погрузился в тему) устремления и приоритеты каждого своего потребителя, на-гора при поиске выдается информация, которая может быть любопытна именно ему. Под это «заточен» ежедневный дайджест – интернет-газета; по такому же принципу строится радио, где ведущие лишь объединяют «картинку», а каждому слушателю предназначена музыка, греющая душу именно ему; на это же рассчитана и своя социальная сеть «ДиКСи-нет», которая пока не гонится за сверхраскруткой, но чётко просчитывает, кого именно она бы хотела видеть среди тех, кто обсуждает предложенные темы на их виртуальной площадке. Именно в Сети и разворачивается главная интрига действа.

Впрочем, важно ещё упомянуть и о том, что развитие холдинга, начавшего набирать совершенно сумасшедшие обороты, принося его владельцам уже на данный момент миллионы, пошло с разработок гениального айтишника Льва Гурвича. Это именно его хоронят в начале книги. Он ушёл, завещав авторские протоколы, составляющие суть самой операционной системы, своей дочери Орли (Оле Телегиной). Такая вот диспозиция.

Итак, странное слово ABRACADABRA, обнаруженное Глебом на старинном кресте, сфотографированное (как без этого, надо ведь постоянно писать посты и поддерживать дискуссию в Сети?!), подхваченная сообществом, запустило механизм, последствия функционирования которого оказались чудовищны для многих действующих лиц. Не вдаваясь в подробности, скажу, что неведомым образом, почти все втянутые в дискуссию относительно чумы (она оказалась увязана с надписью) через какое-то время начали понимать, что чума – не только поле обмена репликами или постами и ссылками, но и реальная вещь, которая начала в мире, бушующем за окном, «косить ряды». Этот переход из виртуальности в реальность, совсем не сразу замечаемый теми, кто сидит у компьютера, одна из самых захватывающих по описанию интриг романа. Но прежде, как человек, знакомый с историей не понаслышке (у него искусствоведчески-культурологическое образование), Иванов, с помощью участников группы, выдаёт столько историко-мифологического материала непосредственно о чуме, сколько нечасто можно найти и в научно-популярных изданиях. При этом проблема распространения болезни рассматривается глобально, с подробнейшими примерами, а зона охвата – вся Европа. Вот это соединение двух пластов – истории болезни, от которой практически не было спасения, и мира, который при полном, казалось бы, внешнем благополучии, разребячившись, разрезвившись, вдруг попал в сети совсем не виртуальных проблем, спровоцированных поначалу невидимым кукловодом, выписаны мастерски. Иванов вообще большой мастер. Если образ – то внятный, даже если дан штрихами; если посыл, то вменяемый, идущий из логики событий. У автора есть собственный стиль, свои подходы, его манеру практически невозможно спутать ни с кем другим.

Мир описанного комьюнити жесток. В нём нет места сантиментам. Здесь легко переступают через тех, кто оказался слабее тебя. Здесь не любят, а просто трахаются, даже если уверяют, что души в ком-то не чают. Здесь прячутся за словами, но не находят их для тех, кто в них нуждается здесь и сейчас. Здесь, лёжа в постели, сразу после оргазма открывают айфон, ибо там что-то «прилетело». Жизнь и Сеть здесь связаны плотно, неразрывно. Здесь почти все отношения — обманка. Как только ты подумал о том, какой симпатичный парень, как он предаёт ближнего, потому как за это заплатили, и много. Читать это больно. Уж очень напоминает истории, которые пусть и не повсеместно, но и в нашем комьюнити происходят всё чаще. Видно, что Иванову вхождение в реальность сегодняшнего построения отношений, где часто «человек – это его айфон» (фраза одного из персонажей) даётся с трудом. Он, будучи продвинутым в Сети, не собирается смягчать краски, бьёт жёстко, наотмашь. Не отделяя, впрочем, себя от происходящего. Ну, куда мы сегодня денемся от Сети?! Редко ли и у нас общение через клаву заменяет общение «живьём»?! Да и игры порой тоже бывают больно бьющими по нервам.

Нет смысла описывать всё происходящее на страницах «Комьюнити». Есть тут и клубы, и пьянки, и секс, и убийства. Хотя, безусловно, роман Иванова ни в коей мере не детектив, да и не это всё составляет его смысл. Попытка найти способ существования, позволяющий, не отрываясь от современных технологий, сохраняя в себе то важное, что и делает нас человеками – это, пожалуй, и есть суть работы Алексея Иванова. Ответ пока не найден. И, наверное, каждый из нас ищет его так же, как ищет его автор.

Не случайно у книги открытый финал. Если, разумеется, глянуть на него не только в рамках предложенного сюжета.

Р.S. В профессиональном плане в романе весьма любопытны размышления автора о том, каким путём сегодня развивается современная журналистика. И весьма занимательно было читать о том, какое влияние оказывают на мир артефакты культуры, несущие с собой информации о сообществе, которого нет.

Алексей Орлин

Интернет-портал «pROCKos»