продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

ПЬЕСА ДЛЯ ГЕРОЯ С АЙФОНОМ

Алексей Иванов, которого критик Лев Данилкин назвал «золотовалютным резервом русской литературы», успешно продолжает осваивать нетипичные для себя направления современной литературы и играть с целевой аудиторией.

Если в предыдущем романе «Псоглавцы», выпущенным под псевдонимом Алексей Маврин, он ориентируется на жанр триллера для подростков, то в «Комьюнити» автор пытается играть на поле романа a-la Сергей Минаев, с его обличающей патетикой, повествующего о нелегкой и насыщенной жизни менеджеров среднего звена.

Главный герой – Глеб Тяженко – топ-менеджер московского медиа-холдинга, хипстер и циник. Он реализует свою мечту, мечту провинциала о жизни премиум-класса: престижная работа, квартира в столице, брендовая одежда и парфюм. Его жизненная позиция проста: «Я через жопу вывернулся, в лепешку разбился, и я, бля, победил. Я здесь!»

Сюжет романа развивается вокруг двух «точек сборки». С одной стороны – интрига, связанная с дележом наследства талантливого айтишника и одного из создателей холдинга, где работает Глеб. С другой – загадочные события, происходящие с участниками сообщества в социальной сети, которое модерирует герой. Две эти линии связаны образом Чумы, которая решила посетить Москву, как некогда господин с разным цветом глаз. Детективно-мистическая интрига разворачивается на фоне столицы, охваченной лихорадкой митингов.

Автор с педантичностью хирурга препарирует героев нашего времени, составляющих новую формацию – «креативный класс». Успешных или только стремящихся к успеху, привыкших по каждому поводу нырять за справкой в Сеть. Для которых Москва – это Мекка, а принадлежность к корпорации, возможность маркировать себя знакомцем Артемия Лебедева и Антона Носика – мерило жизненного успеха. Иванов акцентуализирует, временами доводя до абсурда, две страсти – жажду и страх. Именно они, как шлейф, во все времена, сопровождали деву Чуму (у автора – Королеву). Неутолимая жажда осуществить свои желания любой ценой толкает персонажей в чужие постели, к предательству и убийствам. Страх потерять достигнутое, оказаться в страшном Замкадье, куда в финале Глеба увозит демон Абракадабра, управляет жизнями новой элиты.

Выбрав в качестве центральной фигуры человека склонного и к самолюбованию, и к самокритике, автор получает возможность критиковать и узость провинциального мышления, и снобизм московской креативной тусовки.

Чуму, как образ уничтожения себя и уничтожения всего, что мешает достичь цели, А. Иванов, вслед за А. Камю, использует как метафору. Играя, он то примеривает ее поочередно к разным персонажам, подкидывая читателям подсказки, кто же является Чумным королем, человеком, который ценой жизни других, выкупает свою; то, обобщая, фактически ставит знак равенства между черной смертью и Интернетом, делая «уютный бложик» разносчиком болезни, убивающей в реальности. С линией тематического сообщества в сети связана критика «электронного интеллектуализма», представители которого мыслят по схеме «прикол-креатив»: откопал что-то интересное, поделился с собратьями, забыл. Автор проецирует эту модель и на оффлайновую жизнь героев, для которых оппозиционные митинги один из вариантов флешмоба, позволяющий удовлетворить чувство причастности к социальным изменениям.

Язык романа прост, как комменты под твитом, или тексты плакатов на митинге, что позволяет в полной мере ощутить «реальность» происходящего, прочувствовать тот эрзац, который герои называют реальностью. Персонажи, несмотря на «посконную жизненность» ситуаций, в которых они существуют, не вызывают сопереживания. Автор создает физиологический очерк, моментальный слепок реальности, как он ее видит, зеркало. Возможно, именно поэтому роман вызвал неоднозначную реакцию у читающей и критикующей публики. Очень немногим хочется, заглянув в зеркало, увидеть кривую углозубую ухмылку демона. Лучше пойти написать в любимый бложик что-нибудь креативненькое.

Елена Уланова

Интернет-журнал «DARKER»