продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

АЛЕКСЕЙ ИВАНОВ. «КОМЬЮНИТИ»

Алексей Иванов и сам знатный дэнжеролог, и написал два последних романа о дэнжерологах. Роман «Псоглавцы» был о жуткой иконе, а «Комьюнити» о самой важной в нашей жизни вещи, о социальных сетях, о феномене телекоммуникации, если шире сказать. Традиционно считается, что дэнжерология как система воззрений и практических навыков зародилась в недрах католической церкви для установления чудотворности икон, а ныне обитает в виде Малого дикастерия Святого Престола при Ватиканской Пинакотеке. Базовым основанием чудотворности церковь считает Божью благодать. Эта идея впервые была сформулирована блаженным Августином, возводившим культ чудотворных икон к теургическим практикам неоплатоников. У нас основателем-дэнжерологом можно назвать Игоря Грабаря. Кроме древней службы дэнжерологов Ватикана и Реставрационной мастерской Грабаря, были и есть дэнжерологи, получающие зарплату в секретных учреждениях. В эсэсовском рейхе поисками артефактов, сабджектов занималось Аневербе, где наука синтезировалась с магией. В НКВД был Комитет культурных влияний, возвративший прах Тамерлана, типичный сабджект, обратно в мавзолей, вскрытый 22 июня 1941 года. Получается, что когда «сабджект» переносится в иную среду, он может становиться опасным, т.к. стратегия поведения, которую он продуцирует, в новой среде может нести угрозу для человека. Устранение этой угрозы и есть поле деятельности дэнжерологов-практиков.

В «Комьюнити» сабджектом стала чума, чёрная смерть. Если вы чего-нибудь не знаете о чуме, читайте этот роман. Глеб приехал покорять Москву и стал топ-менеджером компании «Дикси», рвущейся осваивать госбюджет, выделенный на цифровое телевидение. Глеб придумывает темы для платного комьюнити «Дикси», эту работу ценят не только подписчики «Афиши». Сюжет завязывается на Калинниковском кладбище, на похоронах Гурвича, гениального программиста, придумавшего «телеком третьей генерации». Мы уже живём в этом телекоме, все новости в фейсбуках подвязаны под наши предпочтения. Парадокс – при связанности всех со всеми посредством телекома одиночество углубляется экспоненциально, это гигантский процесс атомизации социального человека.

Нет совместных действий, общезначимой информации и общепринятых правил, зато есть свобода получать только и исключительно желаемую информацию, и это бешеное счастье потребления. Третий телеком отменил не только подневольного социальным установкам человека, он отменил саму метафизику реальности. Какая вам Божья благодать, существуют лишь разнообразные концепты благодати, божьей, научной, демонической, потребительской, манагерской, какой угодно. Всё ведь наглядно, невидимым причинам нет места в серверах, вот он перед глазами – экран пиксельного сознания со значками соцсетей. И здесь на сцену выходит она, госпожа чума.

Иванов всегда остранённо разглядывает человека. На этот раз он впервые разглядел Москву и её население – манагерство. Это манагерство разнополо, разноумно, разносворо. Но внутренне все пользователи сетевых комьюнити одинаковы, им всем присущи «чудовищные завалы разбитых надежд, неоправданных амбиций и бессистемных убеждений». Как сказал однажды Виктор Топоров, все сайты-СМИ это эпицентры местных карго-культов. У чумы тоже свой устойчивый культ, подзабытый с момента основания в 1771 году чумного Калитниковского, Ваганьковского и прочих кладбищ. Но со всеобщей вакцинацией появилась небывалая возможность для чумы – дождаться третьего телекома и уйти в информационную матрицу человечества. Она и уходит, доводя до полного сумасшествия и гибели всех участников «чумного» комьюнити. Директор «Дикси» с говорящей фамилией Гермес становится чумным королём с помощью обряда раскрытия имени чумы – Абракадабры. Но сам Гермес попадает в чудовищные лапы новейшего рабочего класса, программиста Борьки, научившегося управлять демоном чумы с сервера фирмы. Для управления демоном надо иметь доступ к аккаунтам пользователей, демон ведь один из них, всего-то забот. Ну и конечно, надо сильно, по-манагерски, пожелать Орли, коварную дочку Гуревича, молодую евреечку, с чёрно-красными губами и сосками, ставшую следующей королевой чумы.

Глеба, героя романа, имеющего всё ж таки в себе крохи совести, принесли в жертву. Для этого был использован программистский талант Борьки Крохина, Крохобора в комьюнити. Этот Борька думал, что слово крохобор это крохотный борец – вот так переводят себе все слова мира программисты. На Лихоборке пластилиновый двойник Глеба, откуда-то из сериала «За гранью», выкинул из окна директора Гермеса по велению простой рабочей программистской руки. Для меня это место было детским и плавательным – окрестности речки Лихоборки. А теперь приходится верить дэнжерологу Иванову о бывшем секретном биологическом институте КГБ на Лихоборке. Собственно, этот научный «ящик» и выступил в романе взломанным ящиком Пандоры, откуда произошло зачумление нашего манагерского сословия телекомом третьей генерации.

Взломали этот жуткий ящик, судя по роману, не хищное племя Гермесов и их программистов, но ИД «Афиша» совместно с айфоном. «Афиша» делает западный образец потребления удобоваримым и желанным, а айфон помянут на каждой странице. Припев романа – человек есть его айфон. 

Ли Син

Интернет-журнал «Русский журнал» (Москва)