Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



11.10.2011 Александр

Алексей, здравствуйте. Являюсь давним поклонником Вашего творчества, а недавно с огромным удовольствием посмотрел "Хребет России".
Я родом из города Сарапула, бывали ли Вы там, если да, остались ли какие-то впечатления? Как Вы считаете, является ли сей город частью уральской матрицы?

ответ

Уважаемый Александр.
В Сарапуле я был. Конечно, это город-жемчужина, бушенинские особняк и дача - просто чудо. Прекрасный музей; особенно меня поразила морская мина времён бронефлотилий - это посреди континента!.. За нынешнее состояние города обидно вдвойне - особенно по сравнению с соседней Елабугой. Сарапул и Елабуга всегда соперничали, как Пермь и Екатеринбург, и сейчас по ним понятно, в чём разница между Татарстаном и Удмуртией.
Сарапул, конечно, не входит в зону "Уральской матрицы", хотя неподалёку горнозаводские Воткинск, Ижевск, Камбарка и другие селения. Сарапул - зона крестьянского Поволжья, во многом инородческого. Именно об этом я писал в своей книге о пугачёвщине.

10.10.2011 Василич

Прошу прощения,Алексей Викторович, я имел в виду, конечно, региональную программу.
Где-то можно ее посмотреть?
Спасибо. Ваш Василич.

ответ

Уважаемый Владимир Васильевич.
Увы, ничего не знаю по этому вопросу.

09.10.2011 Василич

В презентации "Дороги единорога" увидел фразу "Все три «центра культуры Пермского края» 2009 года (Лысьва, Очер и Барда)"...
Это действительно все три или еще есть? Ей-Богу, считаю, что их много больше - от северных до южных границ Пермского края. Готов отстаивать этот ярлык для центров от разных исторических периодов вплоть до того, что готов поспорить о центрах и советского периода - Красновишерске, Чайковском и др. (правда, в прилагательному "культурный" следует добавлять другие термины - промышленный, политический и т.д.).
А уж Белая Гора занимает отдельное место.
Простите, историю края я, конечно, знаю плоховато.
Спасибо. Ваш Василич.

ответ

Уважаемый Владимир Васильевич.
Книга "Дорога единорога" выпущена в рамках региональной программы "Пермский край - территория культуры". По той программе каждый год выбирали три "центра культуры" края, и они получали небольшое финансирование своих культурных проектов. В 2008 году звания таких центров добились Лысьва, Очёр и Барда. Вот и весь смысл определения "центр культуры". Это не оценка реального положения дел.

09.10.2011 Василич

Большое спасибо за ответ о центрах культуры Пермского края. Писали ли Вы о каких-либо еще кроме Лысьвы?
Спасибо. Ваш Василич.

ответ

Ох, Владимир Васильевич...
Что вы имеете в виду? Писал ли я другие книги в рамках этой программы? Нет. Писал ли я вообще о городах и посёлках, которые были "центрами культуры" в рамках этой программы? Да. Например, о Чердыни - "Сердце пармы".

08.10.2011 людмила

Уважаемый Алексей Викторович! Скажите пожалуйста, а какие женские образы Вам нравятся. Я прошу ответить на примерах из истории или литературы. (вопрос после прочтения "Блуда и мудо", который очень понравился, спасибо).

ответ

Уважаемая Людмила.
Ваш вопрос как-то загнал меня в тупик. Я не могу вам ответить.

07.10.2011 Денис

Алексей, спасибо за ответ (по поводу предполагаемой встречи с кем-либо из писателей). А вот вопрос по поводу нобелевки... Что уж говорить, на всех не угодить, Булгаков, Кафка, Джойс, Распутин, да много кто был обойден премией стороной... Вы бы из ныне живущих кого бы отметили? Все таки как не относится к Нобелевской премии, но это очень престижная награда.

ответ

Уважаемый Денис.
Совсем недавно я назвал бы Айтматова, Астафьева, Лема... Уже поздно. Лично я бы отметил Фазиля Искандера - за "Сандро из Чегема", за какую-то великую человечность. И Валентина Распутина за "Живи и помни": за то, что сугубо русской "деревенский" роман вывел на высочайший уровень экзистенциальной европейской прозы.

07.10.2011 Алексей Мальцев

Уважаемый Алексей Викторович, добрый день. Хочу спросить вот о чем. Приглашали ли Вас на встречу с Путиным 29 сентября? Как, на Ваш взгляд, она прошла? Лично меня заинтересовала только одна тема, которую развил Захар Прилепин: о Тимченко, "Транснефти" и Гунворе. И последнее - Ваше отношение к Захару Прилепину. Спасибо. С уважением,
Алексей Мальцев

ответ

Уважаемый Алексей.
Нет, меня на эту встречу не приглашали. Прошла она, по-моему, как обычно.
Я скептически отношусь к таким "острым" вопросам Путину - что у Архангельского, что у Шевчука, что у Прилепина (это не означает, что я скептически отношусь к тем, кто задаёт эти вопросы). По-моему, нелепо думать, что после такого вопроса Путин расплачется и всё переделает: хороших парней наградит, плохих накажет. И ответы Путина известны заранее. Значит, острые вопросы задаются не "для Путина", а "для себя". Для самопозиционирования.
Тем не менее, я считаю, что к Путину надо ходить - чтобы решать свои проблемы. Глобально "поход к Путину" ничего не изменит, а на локальном уровне - возможно. Лично у меня с такой тактикой ничего не получилось, но у кого другого может получиться.
К Захару Прилепину я отношусь очень хорошо - и как к человеку, и как к писателю.

02.10.2011 Егор

Уважаемый Алексей Викторович! В годы учебы в университете нам на лекциях по педагогике рекомендовали прочитать "Географа" и Стругацких. и этот случай не единичен, когда преподаватели по педагогике рекомендуют ваше произведение. Как вы к этому относитесь?

ответ

Уважаемый Егор.
Не знаю, как в смысле пользы для педагогики, но просто как автору мне это, конечно, льстит.

01.10.2011 денис

здравствуйте, Алексей. праздный вопрос к любимому автору, с кем бы из современных иностранных писателей хотели бы встретиться,пообщаться? Да и вообще есть ли кто то из великих, как ныне живущих, так и ушедших встреча с кем для вас была бы желанна?

ответ

Уважаемый Денис.
Знаете, от писателей мне хватает текстов. С моей стороны это не кокетство, не снобизм, ничего такого, - просто действительно хватает текстов.

30.09.2011 Владимир Гусев (Новосибирск)

Уважаемый Алексей Викторович! Вероятно, когда вы писали «Географ» то ещё не были верующим христианином? Ведь ясно, что Служкин живёт по своим понятиям, которые отличаются от религиозных.
Что касается достоинств книги (которую я для себя называю повестью, а не романом), то я выделяю её как уникальную, что вообще в литературе большая редкость. Уникальность «Географа» очень родственна уникальности «Республика ШКИД» Л. Пантелеева. В «Географе» очень точное, мастерское выражение взаимоотношений детей между собой и со Служкиным. Как они говорят, какой язык! Что останется от книги, если это убрать? Для меня сам Служкин не является каким-то уникальным персонажем. В какой-то мере он даже напоминает Иванушку-дурачка из русской сказки, который нигде не пропадёт. В реальной жизни тот поход детей с ним почти наверняка закончился бы трагически. Я почти уверен, что интерес и восхищение тем, что вы написали, вызывают у большинства читателей именно ситуации в которых изображены ученики школы вместе со Служкиным. Всё остальной не так уж и важно потому, что мелко. Сама жизнь мелка вокруг Служкина. Да и он сам чувствует настоящую жизнь не в городе, а за городом.

ответ

Уважаемый Владимир.
Нет вопроса - нет ответа.

30.09.2011 Катя

Здравствуйте! С Хабенским кажется определились. А Вы не подскажете кто будет играть роль Маши?

ответ

Уважаемая Катя.
Увы, не знаю.

30.09.2011 Ольга

Ждать скоро Вашей новой книги не приходится - Вы так сказали. Почему-то обидно. Наверное, лично к Вам это не относится, но тоскливо, что так получается именно тогда, когда настоящие книги особенно нужны.
Алексей Викторович, а можете ли Вы сейчас сказать, когда в свет явится обещанный "Пугачев"?

ответ

Уважаемая Ольга.
Обычно издательства презентуют большие проекты на какой-нибудь ярмарке. "Пугачёв" - проект большой. Учитывая трудоёмкость фотокниги, думаю, что выйдет она к мартовской ярмарке в Питере.

28.09.2011 Владимир Гусев (Новосибирск)

Уважаемый Алексей Викторович! Вы ошибаетесь в том, что «все эти ответы содержатся в тексте». Я ни в чём вас не обвинял и мне абсолютно ясно ваше осуждение педофилии. Ничего иезуитского в моих словах нет. Вы просто не хотите понять то, что я написал. Вот, что я спрашиваю (ответа на это в книге нет):
1.Вы согласны, что если бы описанное в «Географе» произошло сегодня, то мать Маши обвинила бы Служкина в педофилии и кто-то из учеников смог бы это подтвердить? Это обвинение было бы справедливо?
2.В вашем ответе вы ни разу не употребили слово «любовь», хотя в «Географе» вы ясно, очевидно и талантливо изобразили именно ЛЮБОВЬ между Машей и Служкиным. Почему? Вот здесь и есть тонкость, которая не очевидна и порождает вопросы. Если есть взаимная, настоящая любовь, то нет греха и нет развратных действий, даже если ей всего 14 лет? Любовь всегда права? Многие скажут «да».
3.Читая ваш ответ, у меня создалось впечатление, что в то время, когда вы писали «Географа» вам было важно написать интересно, привлекательно, экстремально. Поэтому и отношения взяты между взрослым и 14-летней девочкой. А сейчас, на фоне актуальности темы педофилии в обществе, вы называете эти отношения грехом. В книге нет о грехе ни слова. Служкин абсолютно не считает, что, обнимая Машу в школе, он грешит. Вот перечитайте эти восхитительные строки:
«Служкин, улыбнувшись, подтянул ее вплотную и осторожно поцеловал.
–Вы меня любите, Виктор Сергеевич? – тихо спросила Маша.
–Очень люблю.
–А я вас больше всех на свете…
Голос Маши чуть дрогнул, и Маша обвила руками шею Служкина, словно бы силой объятия покрывала слабость своего голоса. Служкин тоже под пиджачком обнял Машу за талию, поцеловал в розовое ушко под светлой, изогнутой прядью волос и взял губами ее сережку, как вишенку с ветки».
Любой нормальный человек никогда не назовёт это провоцированием педофилии и не назовёт это грехом. Почему же вы грешите против Служкина и вдруг забываете, что между ними ЛЮБОВЬ? Даже такие странные слова написали «он ранил душу девочки».

ответ

Уважаемый Владимир.
1. Да, Служкина обвинили бы в педофилии. Уже обвиняли читатели - и ещё обвинят, будьте спокойны.
2. Нет, любовь не всегда права. «Любовь зла». Юлия Друзилла любила Калигулу.
3. Служкин отлично осознаёт, что его любовь греховна. И дело не только в разнице в возрасте. К ней добавляется разница в статусах (учитель-ученик), разница в жизненном опыте, разница в обязанностях и так далее. Любовь Служкина к Маше греховна не тем, что «ненастоящая», а тем, что, увы, не имеет права на существование. Такое бывает сплошь и рядом. «Евгения Онегина» читали? «Но я другому отдана и буду век ему верна». Служкин «отдал» себя другому и должен быть ему «верен». Или же он тряпка, как считает его жена.
Искушение Служкина – двойное. Во-первых, его любовь подлинная, взаимная и тэ дэ. Идти навстречу такой любви кажется очень благородным – но кажется девочкам, а не взрослому мужчине. Во-вторых, Служкин измучен воздержанием, его мужское самолюбие уязвлено. Он ищет женщину. Судьба протащила его по кругам ада – и вдруг дала сразу трёх женщин, а он отказался от этого подарка ради Маши. Но теперь вот надо отказываться и от Маши. А ведь он её любит, и любит взаимно, и любовь – отличное оправдание соблазну. Служкин отказывается не только от соблазна, но и от соблазна с оправданием. Вообще «Географ» - не «роман воспитания», а «роман искушения». И принцип «неимения залога» - это методика жизни без такого искушения, с каким может справиться только Служкин, но быть Служкиным очень трудно. Поэтому Служкин – герой-стоик, а не тряпка.
Тема «педофилии» - конъюнктура СМИ, а тема греховности отношений Служкина к Маше не нуждается в пафосе Всеволода Чаплина, чтобы о грехе автор вещал в тексте в лобовую.
И ещё, Владимир: разбор этих вопросов с автором - бестактность. Во взаимоотношениях читателя и романа есть нечто интимное, не нуждающееся в присутствии автора как персоны. Ответы на эти вопросы читатель должен находить без автора, иначе и роман не нужен.

28.09.2011 Владимир Гусев (Новосибирск)

Уважаемый Алексей Викторович! Спасибо за подробный ответ. Вы написали «Ответы на эти вопросы читатель должен находить без автора, иначе и роман не нужен». Почему вы считаете, что в «Географе» читатели могут и должны найти именно такие ответы, какие вы указали? Я прочитал книгу иначе и нашёл там иное. Я нашёл там любовь, которая могла бы иметь продолжение. Эту любовь я не считаю греховной. Чтобы уточнить, верно ли я понял прочитанное, я задал свой вопрос. Это бестактность? Или бестактность затрагивать тему педофилии, читая «Географа»? Мне думалось, что формат сайта допускает любые вопросы и темы. Ваше право отвечать на них или нет. И ещё. Вам не кажется, что фраза «Судьба протащила его по кругам ада» это значительное преувеличение? Развал СССР и дикий капитализм – вот это действительно круги ада, которые были уже позже времени Служкина.

ответ

Уважаемый Владимир.
Формат сайта не допускает "любые вопросы на любые темы". Есть пределы, положенные тактом, вежливостью и так далее - вплоть до раздражения от занудства.
Под "бестактностью" в данном случае я имел в виду две вещи. Во-первых, мне неприятно, когда публично цитируются какие-то "нежные" фрагменты романа. Это не интимные тексты, но всё равно не для публичного цитирования автору.
Во-вторых, меня уже напрягает, что мы с вами - двое, в общем-то, мужчин - как-то слишком напряжённо ведём публичные разговоры о странностях любви. Иногда съезжая на педофилию. Может, хватит? Оставим выводы по этой теме на личную компетенцию и не будем требовать доказательств.
Что вы относите ко "времени Служкина"? Роман я писал в 1992-1995 годах. Это и есть "время Служкина" - как раз развал СССР и дикий капитализм. Знаете, эти социальные катастрофы я даже как-то не заметил. Я занимался устройством личной жизни и определением своего места в мире. Вот это и был ад. Мучительное несоответствие самомнения и мнения окружающих обо мне, амбиций и достижений, желаний и возможностей. Так, наверное, бывает у любого молодого человека, который старается осмыслить себя и которому судьба не приготовила успеха на подносике. По этому аду прошёл и Служкин. А социальные катастрофы я из романа практически убрал. Служкин имеет жильё и зарплату (ну и пусть, что скромные), и развал СССР с диким капитализмом для Служкина не трагедия. Своё детство он вспоминает без романтического флера - он не "последний солдат Империи". Я считаю это достоинством романа. Про катастрофы той эпохи написано много, а про обыденную драму человека практически ничего нет: будто бы при развале СССР и диком капитализме люди не искали простого счастья и взаимопонимания, будто бы не учились в школе, не забирали детей из садика, не совершали рядовых глупостей, а только кусали локти и хрипели со вздутыми жилами.

27.09.2011 Людмила

Уважаемый Алексей Викторович!
В продаже появилась книга, автора Алексея Маврина "Псоглавцы" идательства АЗБУКА,на обложке которой написано: "Стивен Кинг в гостях у Алексея Иванова".Как связана эта надпись с Вами? Спасибо.

ответ

Уважаемая Людмила.
Ну, как она связана... Журналист Константин Мильчин, автор этих слов, сравнил роман "Псоглавцы" сразу и с романами Кинга, и с моими. "Азбука" спросила у меня разрешение поместить эту фразу на книгу Маврина, и я не возражал. Это льстит самолюбию, потому что предполагает некую нарицательность моего имени.
Кстати, я уже видал какую-то книгу, на обложке которой написано что-то вроде "Этот роман - "Золото бунта" на другом материале". Тоже было приятно.

страница: 127 из 224

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram