Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



21.08.2011 Дмитрий

Алексей, здравствуйте!
Спасибо большое за ваши романы. Читаю их с огромным удовольствием, и обычно вопросов к вам не возникает – до того ясны и самодостаточны рассказанные в них истории. «Блуда и МУДО» не исключение, но именно эта книга показалась мне словно вызывающей на диалог, и мне захотелось задать вам один вопрос. Я понимаю, что писатель не должен пояснять свои тексты, поэтому общаюсь как к читателю).
(Наверное, надо предупредить читающих это сообщение посетителей сайта, что дальше – раскрытие сюжета романа.)
А именно насчет концовки. Я её понял следующим образом. Моржов всю жизнь жил в пиксельном мире, но когда испытал сильное человеческое чувство (а именно гнев, всамделишный, непиксельный), он расстался с окружавшей его действительностью – отбросил ПМ в кусты, свершил справедливость своими руками. «Только поверхность», – говорил он, но после того, что он свершил в финале, он словно взмыл над поверхностью жизни, как будто ручка оторвалась от бумаги. Ушел в экзистенциальном смысле в третье измерение. И мне как-то стало обидно за оставшихся… За что им дальше существовать в этом пиксельном мире? Ну, Манжетов там, Саныч, понятно. А вот Костёрыч? Он же умный, глубокий человек. За что ему «поверхность»? Почему он не уходит в эти «звездные дали», как Моржов, в «объём», так сказать?.. Или я как-то странно, как говорится, «по-левому» понял текст?
Заранее спасибо за ответ. Дмитрий.

ответ

Уважаемый Дмитрий.
Вы всё поняли совершенно правильно, мне ужасно приятно как автору. Но вот что ответить вам, я не очень представляю. Мне кажется, что такие люди, как Костёрыч, и не живут пиксельно - они всегда в своём цветном и объёмном мире. А если в проекции "на поверхность" их мир кажется убогим, то это проблема "поверхности". Такие миры - как "нехорошая квартира" из "Мастера и Маргариты", которая внутри гораздо больше, чем снаружи. Костёрыч не жил в пиксельном мире, как не живут в нём и дети, поэтому ему неоткуда вываливаться, подобно Моржову.

19.08.2011 Марина

А я вчера отослала реплику, и тут сразу ответ, я по-щекински подумала: Кто здесь? и с испугу «за перо», и сразу (подсознательно, что-ли?) про маты… Я всю ночь не спала потом. Представьте, Вам! любимый писатель! пишет! о неправильном спряжении названия своего романа, и мягко намекает на Ваш КВ, а Вы в ответ с искренним восторгом пишете про то, как Вам нравятся в этом же романе многоэтажные маты.
А от универа, особенно от гос. – много блуды)))). Я после него училась в ПУ, там все было прозрачнее. С уважением, Марина.

ответ

Уважаемая Марина.
М-м-м... Э-э-э... А что мне сказать? "Ну и слава богу!"

18.08.2011 Марина

Да я знаю, что не склоняемая. Но Вы же отпустили этого ребенка в мир. Я его зову так, любя. Вообще я бы на Вашем месте таз снимала вообще редко. Поражаюсь и преклоняясь Вашей выдержке и любви к людям. Кстати, мат в "Блуде" - это что-то. Я прошла и ипподром, и много конюшен, но такое услышала впервые (это где Моржов встречается с трудными). Это в каких университетах?))) Очень впечатляет класс. Действительно в семь этажей. И как доходчиво, и без вариантов. Спасибо за "Блуду и Муду", Алексей Викторович, и вообще за все спасибо.

ответ

Уважаемая Марина.
И вам спасибо.
Представляете, эту многоэтажную матерную фразу я услышал - действительно - в университете. Уральском и государственном. От девушки, студентки факультета журналистики. Она где-то "поймала" это матерное чудо и "принесла" его в нашу компанию как образец виртуозности. А я запомнил - на всякий случай. Вот, через 20 лет случай подвернулся.
Конечно, люди так не ругаются. В "живой речи" такого не создать - это "лабораторный" шедевр. Но и в "Блуде" Моржов выдаёт эту фразу не впопыхах, а остановившись, театрально откашлявшись, - то есть, по драматургии сцены видно, что герой воспроизводит заготовку.

18.08.2011 Марина

Алексей Викторович, я же забыла, у меня истор. образование, много знакомых в музеях и архивах Волгограда, в т.ч. и в Сарепте. Как Ваша книга о Пугачеве? Если вдруг понадобиться что-то из источников, какая-то информация - всегда пишите. С уважением, Марина.

ответ

Уважаемая Марина.
Спасибо за предложение. А книга про Пугачёва практически доделана.

18.08.2011 Наталья

Алексей Викторович, доброго времени суток! Есть ли в продаже подарочное издание "Сердце Пармы"? Если есть, то где можно приобрести? Очень надо))))) И можно с Вашим автографом? Подарок для моей сестры, она поклонница Вашего творчества. Очень буду Вам благодарна

ответ

Уважаемая Наталья.
Я ведь не занимаюсь продажей своих книг. Даже изданием их не занимаюсь. Ничем не могу помочь, увы.

18.08.2011 Сергей

Алексей Викторович. Вопрос - (риторический наверное. но задело) про ту девочку. которая задала вам вопрос... а что выделаете? ....... ваш ответ ..."сижу на стуле" .....а как?.. А в самом деле, как так сесть чтоб написать такие книги. В смысле как найти такое положение "точки сборки", чтобы выразить свой потенциал хотя бы на четверочку?
С уважением, Сергей.

ответ

Уважаемый Сергей.
Я до сих пор не знаю. Лично мне очень помогает принцип "кто ясно мыслит, тот ясно излагает", но он не на все случаи жизни.

18.08.2011 Ольга

Сужу по некоторым друзьям и приятелям - не все прочли "Золото бунта"- жалуются, что не могут "продраться" сквозь устаревшие и просто незнакомые местные слова в самом начале. Вы, конечно, понимали, что такие будут. Интересно, почему не стали "облегчать" читательский труд?

ответ

Уважаемая Ольга.
Дело в том, что эта лексика - не "утяжеление" чтения, а художественная норма данной истории. Некорректный пример, но тем не менее: а что, Пушкин не мог рассказать историю Онегина прозой?

17.08.2011 Наталья

А мне нравится фамилия Служкин. Ему очень подходит грибоедовское: "Служить бы рад, прислуживаться тошно".
Вопрос: Уважаемый Алексей, планируете ли в ближайшее время написать что-то реалистическое в духе "Географа", "Блуды" и "Общаги"? Читатель ностальгирует по таким книгам. Обрыд уже этот постмодерн. Мне кажется, за прошедшее с выхода перечисленных книг время у Вас уже должно было накопиться, что сказать людям.

ответ

Уважаемая Наталья.
Да, постмодерн обрыд. И есть, что сказать. Но говорить не хочется. Так что пока подобных романов я не планирую. Сорри.

17.08.2011 Марина

Как много у Вас синонимов. А мне видится «рефлексировать» это как в украинском анекдоте про многократные усилия отца показать дебильному сыну море, а сын постоянно удивляется: Где, батько? Не бачу!
Интересно, когда Вы писали «Блуду и Муду» оно было в обиходе? Наверное еще нет. В обществе ДП без великолепного глагола «рефлексировать» вообще никак.

ответ

Уважаемая Марина.
Я не помню, был ли в ходу глагол "рефлексировать", когда я писал "Блуду".
Кстати, МУДО - несклоняемая аббревиатура. Ударение - на "О". Это и так понятно по аналогии с непристойным словом "мудо", но в одном месте я специально "подверстал" эту несчастную аббревиатуру к уже известным названиям, цитирую: "...были секции единоборств, бесконечных «до» - дзюдо, айкидо, таэквон-до и кэн-до. (Щёкин говорил, что в Олимпийский реестр надо ввести ещё один вид борьбы – подковёрную борьбу му-до)". Название романа часто читают как "блУда и мУда", а правильно - "блУда и мудО", как "пепел и алмаз". Особенно мне нравится, когда появляется слово "блудо". А вот когда аббревиатуру расшифровывают как "учреждение ДОШКОЛЬНОГО образования" - мне хочется накрыться медным тазом и умереть. Неужели нельзя слово "дошкольник" сопоставить с героями романа - "упырями"? Они что - дошкольники? Перевирание названия этого романа - лучшее свидетельство его правоты, потому что иллюстрирует КВ.
Но это меня занесло просто так, по ассоциации.

15.08.2011 Сергей

Уважаемый Алексей Викторович.Если вам поступило бы предложение совместно написать книгу. Вы бы согласились?

ответ

Уважаемый Сергей.
Нет, не согласился бы.

15.08.2011 Марина

Уважаемый Алексей Викторович, здравствуйте! А можно еще такой вопрос: что значит рефлексировать? Нет, Павловскую теорию я хорошо знаю, а как это применимо к современному человеческому обществу? Но этот термин как-то въелся в нашу реальность, а Вы так ловко все формулируете. Я как-то не пойму это. Вот у Кинчева рефлексия в негативе, но это по тексту. А вообще что сие понятие значит? Наверное, я очень не в теме, если не трудно. Заранее благодарна, с уважением, Марина.

ответ

Уважаемая Марина.
Рефлексировать - то есть, переживать, осмыслять, реагировать, отзываться. Наверное, не лучший термин, но - вы правы - он уже как-то "въелся" в речь.

14.08.2011 Олег

Уважаемый Алексей Викторович, правда ли, что съемки фильма по произведению "Географ пропил глобус" будут проходить в микрорайоне Водники?

ответ

Уважаемый Олег.
Не знаю. Но В.Тодоровскому и группе очень понравились и школа № 1, и район на берегу Камы, и - особенно - корабли в затоне. Однако В.Тодоровский уже не режиссёр "Географа".

14.08.2011 Станислав

Здравствуйте, Алексей.
Как можно передать вам инфу по Кыну?

ответ

Уважаемый Станислав.
Через моего агента Юлию Зайцеву. Её координаты здесь в разделе "Контакты".

14.08.2011 Владимир Гусев (Новосибирск)

Уважаемый Алексей Викторович! Давно уже хочу спросить, почему вы дали географу такую фамилию – Служкин? В этом слышится и тема служения, и тема эпиграфа книги «Это мы – опилки». Однако звучит эта фамилия как-то не очень благозвучно, хотя очень симпатичный человек. Можете объяснить свой выбор именно такой фамилии? Ведь выбор был тщательный, но не сразу понятный, в отличие от названия книги «Географ глобус пропил», которое настолько удачно, что лучше не придумать.

ответ

Уважаемый Владимир.
Я вообще-то не любитель "говорящих" фамилий в духе Фонвизина или Островского. В Служкине, конечно, можно прочитать и холопского "слугу", и высокое "служение", но я искал просто "негордую" и приятную (для моего слуха она вполне благозвучна) фамилию. Встретил на какой-то доске объявлений.

11.08.2011 Марина

Уважаемый Алексей Викторович, можно задать Вам такой вопрос: как и чем отличается целостное художественное произведение от попытки самовыражения самого автора. Почему попытка самовыражения через творчество не плодотворна? Вы часто поднимаете эту тему, но можно поподробнее? И с примерами? Заранее благодарна, с уважением, Марина.

ответ

Уважаемая Марина.
Вы задаёте очень интересные и сложные вопросы.
Пожалуй, не найти формальных признаков, по которым «целостное художественное произведение» отличается от «попытки самовыражения автора». Но всё равно чувствуется, когда автор хочет говорить о мире (пусть даже субъективно), а когда – о себе (пусть даже объективно). «О себе» - это и есть самовыражение. Однако надо быть очень изощрённым полемистом, чтобы доказать, что вот здесь – «о мире», а здесь – «о себе». Скажем, абсолютно субъективная вещь «Это я, Эдичка» - она «о мире», а, например, вроде бы объективные исторические изыскания Суворова есть самооправдание, то есть, «о себе».
Формулу «самовыражение непродуктивно» я услышал от Леонида Юзефовича и был впечатлён её точностью и глубиной, с тех пор и пользуюсь.
Проблема самовыражения сейчас, на мой взгляд, необычайно актуальна. И вовсе не из-за моды на социальные сети. Эта проблема, я бы сказал, лежит в основе современной культурной ситуации. Самовыражение – это «продвижение себя», а самореализация – «продвижение компетенции». В основе развития любой общественной системы всегда лежала возможность самореализации, а не самовыражения. То есть, возможность изменять внешний мир благодаря своей компетенции. А самовыражение – это и есть бесплодный гламур, который не в состоянии изменять мир.
О гламуре я уже высказывался неоднократно. Гламур – продвижение персоны вместо продвижения компетенции. Когда человек считается специалистом в какой-либо области только потому, что он – известная личность, это и есть гламур. Персона вместо компетенции. Ксения Собчак ведь плоха не тем, что глупа или у неё дурной вкус – наоборот, она умна, и вкус имеет приличный, просто в мире нет такой общественной роли – «я». Если такая роль появляется, все остальные роли не нужны. Нафиг нам академики, если Тина Канделаки высказывается по любой теме? Нафиг нам знание, если всё объяснит конспирология? Нафиг нам инженеры, аналитики и врачи, если все оценки дадут блогеры? Когда звание «Тина Канделаки» или «блогер» становится синонимом понятия «профессия», тогда торжествует самовыражение и гламур. Самовыражение тем и плохо, что оно всегда ведёт к гламуру (как у Стругацких: «куда приходят серые, туда потом всегда приходят чёрные»).
В общем, жизнеспособный и необходимый культурный продукт выдаёт только компетенция. И не обязательно компетенция в прикладном смысле. А самовыражение – десерт, который сейчас стал основным блюдом, и не дай бог станет единственным. Тем и плохо самовыражение, что его слишком много.

страница: 124 из 213

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram