Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



04.09.2018 Владимир

Алексей, здравствуйте! Известно, что имя и фигура Ермака в присоединения Сибири стоит особняком.
И хотелось бы узнать ваше мнение о фильме "Ермак" Ускова/Краснопольского. Если вы смотрели фильм, понравился ли он вам и чем?
Удалось ли авторам фильма раскрыть почему имя Ермака так значимо для Сибири?
Заранее спасибо за ваш ответ.

ответ

Уважаемый Владимир.
Это фильм очень "советский", но добротный. В этом фильме мне особенно понравились две вещи. Одна - финал: эпично сделано. Другая - массовка: удивительно были видеть в роли "богатырей" обычных людей - парней ублюдочного вида, каких-то лысых мужиков, стариков-раздолбаев. Это очень правдиво. Помнится, в "Кин-Конге" Джексона красавчик-киноактёр говорит: "Я ведь не герой, я только играю героев, потому что настоящие герои с пивным животом и плохими зубами".
В "Ермаке" мне всё-таки чего-то не хватило именно с киношной точки зрения. Некой монументализации, что ли. Пространство "съедает" персонажей, а они должны быть по крайней мере равновелики.
Лично я считаю "пафос" фигуры Ермака не таким, какой показан в фильме. Но тут - право авторов на свою трактовку. Я думаю, что значимость Ермака для Сибири не раскрыта - и не может быть раскрыта, ибо она выражается иначе, без Ермака. Ну, например, когда все говорят о Ермаке, но мы его не видим ни разу, - тогда и рождается ощущение значимости (как в ужастиках настоящий ужас бывает лишь тогда, когда мы не видим чудище целиком и при свете). И суть значимости какого-либо героя воплощается в стратегиях поведения потомков (потомки ведут себя так же, как герой; придерживаются его системы ценностей), а те стратегии поведения Ермака, которые и стали сутью сибиряка, в фильме показаны на втором-третьем плане, а то и вовсе не показаны.

04.09.2018 Дмитрий

Здравствуйте, Алексей Викторович. Какие фильмы повлияли на ваше творчество? Если личный Топ фильмов Иванова? Вы приняли предложение по поводу работы в проекте кластера вокруг горы Белой в Нижнем Тагиле? И что вообще с этим проектом?

ответ

Уважаемый Дмитрий.
С Белой горой пока никаких подвижек.
Очень многие фильмы произвели на меня большое впечатление и, следовательно, как-то повлияли. Все не перечислить. Да и не люблю я топы. Есть фильмы, которые я пересматриваю, но это зависит от настроения. Под какое-то хорош "Хищник", под какое-то - "Кин-дза-дза", под какое-то - "Бумбараш". Но мой любимый формат - это драматический сериал.
В фильмах я в первую очередь смотрю на драматургию. Порой даже имени режиссёра не запоминаю.

03.09.2018 Денис

Уважаемый Алексей Викторович, здравствуйте!
В сети появилась информация о том, что Вы закончили новый роман "Пищеблок", о котором вы долго не говорили из суеверия. Можете рассказать об этой книге подробнее? Как возник этот чудный замысел произведения о пионерах-вампирах? Почему 80-ый год? Это серьезная или ироничная книга? Ну, в общем что-нибудь, чтобы мы, Ваши читатели, не умерли от нетерпения. Спасибо.

ответ

Уважаемый Денис.
Читательское нетерпение очень льстит автору, большое спасибо. Но давайте я отвечу на ваш вопрос поближе к выходу книги, хорошо? То есть где-нибудь в конце октября. Только вы напомните мне об этом.

30.08.2018 Юрий

Алексей Викторович, здравствуйте!
Как вы относитесь к творчеству Ивана Ефремова?

ответ

Уважаемый Юрий.
Спасибо за вопрос.
В детстве Иван Ефремов был для меня писателем номер один. Самой дорогой мне книгой в моей библиотеке было первое издание "Туманности Андромеды", которое мне подарил знакомый дяденька, потому что я брал эту книгу почитать раз сто. Повзрослев, я более трезво оценил литературные достоинства Ефремова. Мне стало понятно, что его эпичность порой переходит в пафос, а люди у него одномерны. Но это не помешало мне сохранить любовь к его творчеству. Сейчас я его книги не перечитываю (и вряд ли буду), но если хочу вновь ощутить ту пронзительную романтику, которая так воодушевляла в детстве, то вспоминаю образы Ефремова. Для меня многие вещи - например, Гоби, Тускарора, Пунт или "Катти Сарк" - навсегда останутся "ефремовскими". В своей жизни я много раз возвращался к тому, о чём впервые я прочитал у Ефремова. Скажем, когда занимался уральскими алмазниками - вспоминал "Алмазную трубу". А над подземным городом Каргалы в Оренбуржье меня прямо дрожь пробрала, когда я вспомнил, что читал о нём в "Путями старых горняков". Ну и, конечно, звёздное небо - всегда то, где погиб "Парус", где затерялся спиралодиск, где горит невидимая Железная звезда - "ужас астролётчиков". Сейчас в моей библиотеке есть книги о Ефремове - ЖЗЛ-овская и воспоминания П.Чудинова.

26.08.2018 Александр

Добрый день, Алексей Викторович! Читаю роман "Тобол, много званых" и "Тобол, мало избранных" третий раз, причем подряд. Не хочется расставаться не только с сюжетом, а с обстановкой романа, людьми, их жизнью, поступками, мыслями, переживаниями.С неохотой думаю о том, что закончу читать и в третий раз.
Известно, что Гагарин описывается разными авторами прямо противоположно. У одних он - безоговорочный вор, стяжатель, жестоко относящийся к людям.
У Вас - конечно,также вор,даже безоговорочный изменник, но помимо этого он представлен человеком, чей вклад в развитие государства очень велик. Во многих эпизодах он представлен человеком, способным сочувствовать, переживать, проявляющим милосердие и уступчивость.
Есть ли исторические свидетельства существования такого "положительного" Гагарина?
Есть ли в Ваших замыслах далее создавать романы об истории Сибири, истории России?

ответ

Уважаемый Александр.
Спасибо.
Понимаете, в чём хитрость. Писатель описывает характер, историк описывает факт. Задача писателя - сделать характер таким, чтобы он не противоречил факту. Поэтому исторических свидетельств "положительности" Гагарина быть не может, как не может быть и свидетельств "отрицательности". Есть факты, которые можно истолковать и так, и эдак. Чем больше фактов, тем меньше возможностей истолкования. О Гагарине фактов (значимых) не так уж и много - Пётр распорядился уничтожить материалы о Гагарине, и даже все портреты его были сожжены. Поэтому любой автор вправе рисовать Гагарина так, как считает правильным, лишь бы факты не были искажены, и фактов было бы побольше.
Так что я не знаю, как оценивать исторические свидетельства о "положительности" Гагарина. То, что он помогал шведам, построил канал, храм и кремль - это положительные свидетельства или отрицательные? С одной стороны, шведы - враги, а строительство не принесло городу пользы; с другой стороны, шведы - тоже люди, а строительство было необходимо в логике того времени.
В основу личности Гагарина я положил не корысть, а дерзость. Гагарин ведёт себя как бизнесмен, а главная функция бизнеса - извлекать прибыль, и нельзя бизнес за это укорять. Нужно укорять государство, дозволяющее извлечение "аморальной" прибыли. Гагарина нельзя оправдать, но можно простить. И при оценке его личности надо учитывать и этику эпохи.

23.08.2018 Василий

здравствуйте, Алексей Викторович! Вуди Аллен сказал, что садится и пишет каждый день, не обращая внимание на настроение и "музу". Сколько страниц вы пишете каждый день? и как по-вашему, можно ли совмещать труд писателя с другой работой? можно ли написать что-то хорошее, работая ночами и выходными? с уважением

ответ

Уважаемый Василий.
Я работаю по такому же принципу, что и Вуди Аллен. Но пишу не по страницам, а по эпизодам. Говорю сам себе: сегодня я должен написать вот такой-то эпизод, - и пишу. Сколько потребуется страниц, столько и потребуется.
Труд писателя можно совмещать и с другим трудом. Лично я совмещал лет тринадцать. И, безусловно, можно написать что-нибудь хорошее. Но будет гораздо труднее и в несколько раз дольше. В молодости меня хватало на такие подвиги; сейчас, наверное, уже не хватило бы сил.

21.08.2018 Иван

Здравствуйте, Алексей Викторович! В "Тоболе" вы много пишете о деятельности православных подвижников Сибири, об их трудах в деле просвещения туземцев. Хотелось бы знать, как вы относитесь к современной православной прозе, где может совмещаться, как история, так и мистика? Знакомы ли вы с такой литературой?

ответ

Уважаемый Иван.
Я вообще уважительно отношусь к любому жанру. Жанр, о котором вы говорите, - вещь очень интересная. По-моему, очень правильная. В этом жанре я читал книгу М.Яковлева "Слово о святителе Филофее, который Сибирь крестил". Но сам по себе жанр мало что решает. Необходимо и литературное качество.

21.08.2018 Ольга

Уважаемый Алексей Викторович!
Недавно Вы отвечали на вопрос о сериале "Игра престолов", мол, на третьем месте по "любимости". А что же у Вас на первом и втором?
Заранее благодарю за ответ!
Ольга

ответ

Уважаемая Ольга.
На первом месте - "Ходячие мертвецы". На втором - "Подпольная империя" (а заодно из отечественных - "Ликвидация" и "Оттепель").

18.08.2018 Галина

Здравствуйте Алексей. У меня скорее не вопрос, а большое человеческое спасибо. Долго не могла поверить, что вы автор "Охоты на Большую медведицу" одной из любимых моих повестей. Очень долго я ждала следующих ваших произведений. Ну что же вы так долго не писали то? И вот наконец, прочтя удивительный роман "Псоглавцы", я узнаю, что вы и есть тот самый гениальный автор. Больше всего в ваших мистических романах мне нравится, как глубоко вы копаете. Ведь вы и реальность преподносите как мистику и к концу вашего произведения они настолько смешиваются, что перестаешь понимать, где что. Например после " Псоглавцев" просто весь интернет перевернула о святом с песьёй головой, что оказалось совершеннейшей правдой. Слава Богу я об этом и раньше знала. В общем, огромная просьба, не бросайте мистику ради вашей любимой истории. Существует люди, и сейчас таких все больше, который ну не могут читать длиннющие исторические романы, как бы ни были они хороши. С уважением, и низким поклоном, Галина К.

ответ

Уважаемая Галина.
Большое спасибо. Мне очень приятно, что вы помните эту давнюю-давнюю повесть. Чёрт, тридцать лет уже прошло, как я её написал.
Мистику я не бросаю. Новый роман тоже будет с мистикой. Но вы всё-таки попробуйте почитать "Сердце пармы", "Золото бунта", "Летоисчисление от Иоанна" или "Тобол" - там тоже немало мистики. Вдруг покатит?

16.08.2018 Марина

Здравствуйте, Алексей Викторович! Безумно люблю книгу "Ненастье" и очень жду ее экранизации. Однако, трейлер, вышедший не так давно, расстроил ужасно. Даже не из-за того, что в нем эпизоды, которых нет в книге (к такому беспределу уже привыкли), а из-за Танюши, которая скачет в электричке. Во время чтения невозможно было представить, что она может так себя вести. В связи с этим вопрос, если только вас не сковывают обязательства, как вы относитесь к будущей экранизации? Сотрудничаете с Урсуляком? Спасибо!

ответ

Уважаемая Марина.
Ваш вопрос не такой уж и простой.
Я верю в талант и вкус Сергея Урсуляка.
Когда речь идёт об экранизации романа, я никак не вмешиваюсь в процесс. Надо доверять режиссёру и не путаться у него под ногами. (Другое дело - фильм по моему сценарию. Вот тут я настаиваю на своих решениях - или ухожу из проекта совсем, как в случае с "Тоболом".)
Понимаю ваше недоумение по поводу Танюши. Но взгляните на ситуацию шире. Танюше в романе на момент знакомства с Серёгой лет пятнадцать. Такой молодой любовницы на отечественном телевидении быть не может. Её поневоле надо было сделать постарше. Отсюда - несколько иная трактовка образа. Но главное в этом образе, мне кажется, Сергей Урсуляк и Татьяна Лялина сохранили.
И вообще. Точность соответствия первоисточнику - не главная заповедь экранизации. Куда важнее дух произведения. Так что не спешите с опасениями.

31.07.2018 Егор

Здравствуйте, Алексей Иванович! Буду излагать кратко... Пунктиром... Недавно я увлекся литературой. Начитался разнообразной прозы. Попробывал написать рассказ. Получилась наредкость убого. Обратился в соц. сети. Ничего дельного там не нашел. Решил обратится  к практикующему писателю. Т.е. к вам. Вопросов несколько.
Первое. За счет каких средств  достигается прозаический ритм, интонация, как ускорить читабильность? В интернете приведены примеры на одном предложении, но это капля в море. Бывает, так, что с какого места не начни у автора, у него везде один и тоже ритм. Четкий и ровный. (За исключением Платонова). Я анализировал тексты, но никак не могу понять, как автор этого дибивается. В слух пропевать что ли?  Может есть какие то сочетания букв. Я и по слогам дробил и рифмы скрытые искал и ударения, даже на верлибр набрел, но ничего ясного не нашел.
Далее есть ли какие-то приемы интонирования? От чего зависит интонация?
Еще вопрос. Есть ли какие-то четкие синтаксические конструкции. Каркасы?
Еще есть такая логическая связка тема-рема. Короче много всего, непознанного. Может я зря конечно парюсь и возвожу все в математику. Но не очень доверяю я тем, кто говорит, что писать надо от души. От души можно только тосты произносить...
И заодно. А правда, ли что каждый писатель интересуется  только своим творчеством?
Спасибо.

ответ

Уважаемый Егор.
По-моему, вы и вправду слишком углубляетесь в теорию.
Попробую вам ответить, но не знаю, получится ли.
Как «ускорить читабельность» я не знаю. Что вы имеете в виду? Как писать интересно?
Интонация – это ваше отношение к описываемому плюс адекватный отношению способ описания.
Что вы имеете в виду под «ритмом»? Есть, так сказать, макро-ритм – построение событий произведения в целом. Есть ритм отдельных сцен.
Мне кажется, вас интересует именно ритм отдельных сцен. Можно долго теоретизировать по этому поводу, но лично я делаю проще и без теории. Я просто воображаю сцену и описываю её в соответствии с восприятием. Например, герой идёт по природе и наслаждается пейзажем. Он не спешит, смотрит во все стороны, видит и траву под ногами, и деревья поблизости, и лес вдали, и небо, он ощущает себя, ему хорошо. Каким будет описание? Предложения многосоставные, с однородными членами, много прилагательных, мало глаголов, много гласных звуков, развёрнутые метафоры, плавная речь, на которой язык не спотыкается. Вот и ритм. Или, наоборот, герой дерётся. Он действует быстро, рационально, агрессивно, видит только то, что сейчас важно, - кулак врага и лицо врага, и воспринимает мир функционально: смотрит, как он может использовать ситуацию или обстоятельство. Короткие предложения, много глаголов, много согласных звуков, картинка фрагментарная, метафоры – если есть – в одно слово. В общем, характеристика описания соответствует характеристике действия.
Не думаю, что в литературе сначала можно продумать «теорию написания», а потом написать. Обычно так: пишешь, как получается, интуитивно; потом осмысляешь написанное и находишь закономерности; потом переделываешь написанное в соответствии с найденными закономерностями.
Читайте свои тексты вслух. Это помогает оценить их.
И ещё. Существует распространённое и дилетантское мнение, что хорошая литературная речь – это сложные метафоры, изощрённо-сложный синтаксис и некая изысканность звучания. Это не так. Хорошая речь – это плавная речь, не важно, изысканная или нет по звучанию. Тропы – не самоцель. Главный критерий хорошей речи – это когда читатель «видит картинку», и всё. Нет «картинки», то есть понимания того, о чём говорит автор, - значит, речь плохая. И высшее мастерство – это простота и ясность. Возьмите Багрицкого: «Кто услышал раковины пенье, бросит берег и уйдёт в туман…» Очень простое и не совсем правильное предложение, не изысканное по звучанию (…алра… …ситбе… …гыу… …твт…), без всякой метафорики, но в нём, благодаря подбору образов, есть сразу и море, и душа моряка, хотя нет слов «море» и «моряк».
Писатели интересуются не только своим творчеством. Хотя зачастую их интерес недоброжелателен.

27.07.2018 Дарья

Алексей Викторович, как вы выбираете имена для героев?
Важно ли для вас сперва назвать героя, чтобы понять кто он и как писать о нем, или бывает, что имя вы выдумываете или меняете в конце работы? Хотите ли вы подчеркнуть именем, его мелодией, значением, какую-то черту характера героя, или это уже лишнее нагромождение смыслов?

ответ

Уважаемая Дарья.
Спасибо за интересный вопрос.
Чаще всего я придумываю герою имя ещё до того, как начинаю писать, хотя бывает - исключительно редко, - что по ходу дела меняю имя. Имя героя - это и камертон, и некая программа.
Много-много раз я встречал высказывания, что у моих героев имена "говорящие". Это чушь. Это приём драматурга Островского и фельетонных авторов. "Говорящие" фамилии - школярский уровень компетенции. Типа того, что Андрей Болконский назван автором так, потому что надменный, как бы смотрит на всех с балкона, а Пьер Безухов слушает только свою совесть, потому и Безухов.
Фамилии (и имена) я придумываю и подыскиваю по звучанию и семантике. И семантическое поле может окружать разные свойства персонажа: характер, социальную роль, мировоззрение, внешность. Например, в "Географе" для Служкина я искал "негордую" фамилию, а для Градусова - смешную и "быдловатую". Эти фамилии ни в коем случае не характеризуют героев как лакея и алкаша.

23.07.2018 Олег

Алексей Викторович, здравствуйте.
Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к творчеству Михаила Елизарова?
И еще один вопрос: мне очень интересно то, как вы работаете с текстом. Много ли вы его редактируете? Как подбираете описания?
Спасибо за ответ.

ответ

Уважаемый Олег.
Произведений М.Елизарова я, к сожалению, не читал.
Про работу с текстом я почему-то не очень понял. Вас интересует вообще работа над текстом произведения или конкретно моя собственная редактура?
Над произведением я работаю медленно, но много, поэтому кажется, что быстро. Сначала придумываю идею, потом - тему, потом набираю материал по среде, потом делаю план, пишу и редактирую - вот основные этапы.
Сложно сказать, много ли я редактирую уже написанный текст. Я пишу на компьютере, и мне не нужно раз за разом переписывать текст, как было в докомпьютерную эпоху. Но уже написанный текст я подолгу верчу туда-сюда, взвешиваю каждое слово, пересматриваю через определённое время заново. У каждого писателя есть свои правила для текста. Флобер, например, стремился, чтобы одно слово не повторялось на странице дважды, а Довлатов считал, что нельзя, когда в предложении два слова начинаются на одну букву. Я предпочитаю слушать текст - чтобы звучало гладко, и язык не спотыкался на сложных звуковых переходах. К тому же ненавижу короткую строку в конце абзаца (увы, это не распространяется на набор в книге). Описания я не подбираю (ведь не существует неких "комплектов", из которых можно взять подходящее), а придумываю. Важно, чтобы описание соответствовало среде и духу времени, настроению сцены и ритму повествования.

10.07.2018 Екатерина

Спасибо большое за ответ! Мне очень радостно, что я правильно поняла этого персонажа. Для меня главный смысл книги заключался в поиске настоящего и подлинного, а женщины и секс -- способ связи между персонажами, а не сама суть. Мне очень нравится сложность этого героя и идея про "пиксельное мышление", а также язык книги.
Скажите, пожалуйста, Вы не собираетесь возвращаться к "городской" современной прозе?

ответ

Уважаемая Екатерина.
Рад, что вы правильно прочли "Блуду".
Нет, в ближайшее время я не собираюсь возвращаться к городской современной прозе. Всё, что я хотел сказать, я уже сказал в романе "Комьюнити".

09.07.2018 Екатерина

Здравствуйте, Алексей Викторович!
Я занимаюсь исследованием нарратологии на материале Ваших романов. Мне очень интересно, как Вы выбираете точку зрения, через которую передаётся действие в тексте. Однако в "Блуда и МУДО" повествование выстроено сложно: от третьего лица, с авторскими мыслями, но через призму взгляда главного героя (читатель не знает, что происходит вне точки зрения героя). Собственно, вопрос: почему выбран именно Моржов? Суть лишь в противопоставлении его и Пикселям? Художник vs материальный мир? Или здесь Ваш выбор сложнее и многограннее? Если Вам не сложно, прокомментируйте этого персонажа, он очень многогранен, я не согласна с мнением, что он лишь бабник, но не могу достаточно точно аргументировать свою точку зрения. Спасибо. Извините за невразумительный вопрос.

ответ

Уважаемая Екатерина.
Сводить Моржова к бабнику - всё равно что считать собор Василия Блаженного кучей кирпичей.
Моржов осмысляет жизнь, формулирует "систему мира" и активно преображает окружающую действительность.
Мои герои всегда не согласны с правилами жизни. Либо они просто отказываются жить по этим правилам, либо пытаются изменить жизнь для всех окружающих. Моржов - из вторых. Основной конфликт "Блуды" - противостояние между подлинностью и успешностью. Моржов успешен. У него всё есть. Но он хочет подлинности. Он исследует механизмы неподлиности - это Пиксельное Мышление и то, что им "зааббревиатурено". И в финале делает выбор в пользу подлинности, "вываливаясь" из неподлинного мира. Как автору, мне интересен герой, который способен не только на анализ мира, но и на большой нравственный поступок. Анализ - разумеется, мой, но в стиле Моржова, а поступок - Моржова.
Не знаю, что ещё добавить. Спрашивайте - отвечу.

страница: 222 из 224

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram