Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



12.12.2015 Анна

Добрый день, Алексей Викторович!
К Вам пишет очередная студентка филологического факультета, в душу которой навсегда запал Ваш неподражаемый "Географ...".
Я решила именно этот роман выбрать для своей дипломной работы, в связи с чем хотелось бы задать Вам пару вопросов.
1. Что послужило основой для написания романа? Есть ли у героев прототипы или они результат длительного наблюдения и обобщения?
2. Ваш роман имеет открытый в некотором смысле финал, каждый выбирает для Виктора Служкина свой дальнейший исход. Какой, на Ваш взгляд, он будет у главного героя? Сможет ли его жизнь найти свое русло? Наладятся ли отношения с Надей, займет ли кто-то место Маши в его сердце? Чем для него обернется "светлая и лучезарная пустыня одиночества"?
Заранее спасибо за уделенное время!

ответ

Уважаемая Анна.
Спасибо.
1. Основой послужил мой собственный жизненный опыт - работа в школе учителем и турпоходы со школьниками. У некоторых героев есть прототипы, у некоторых - нет.
2. Жизнь Служкина войдёт в нормальное русло ("лихие девяностые" закончатся). Служкин не потеряет себя и не сопьётся. Маша из его жизни ушла, и это бесповоротно. Отношения с Надей не наладятся; скорее всего, Служкин с ней разойдётся. "Пустыня одиночества" ничем не обернётся, а чем она может обернуться? (Чем в жизни человека может обернуться, например, острый слух?) "Пустыня одиночества" - экзистенциальное ощущение жизни в целом, а не конкретная жизненная ситуация.
Дорогая Анна, за прошедшие со времени выхода романа 13 лет я много раз подробнейшим образом отвечал на подобные вопросы на этом сайте. Можете поискать более развёрнутые ответы.

11.12.2015 Ирина

Добрый день!
Скажите пожалуйста, на основе какого общежития написана Ваша книга "Общага на крови"? В каком общежитии Вы жили, обучаясь на первом курсе журфака?

ответ

Уважаемая Ирина.
Пока учился на журфаке, я жил на Большакова, 79. Но роман написан про общагу на Большакова, 71, хотя и с небольшими примесями 79-ой. Например, в 71-ой не было читалки, а в 79-ой была.

11.12.2015 Артем

Скажите не планируете ли Вы написать продолжение комьюнити? Прочитал книгу нахожусь в полном восторге...

ответ

Уважаемый Артём.
Спасибо. Мне очень приятно, потому что "Комьюнити" публика приняла плохо, хотя я горжусь этим романом.
Непосредственно "Комьюнити" я продолжать не буду, но серию "Дэнжерологи" - возможно, когда-нибудь в неопределённом будущем. В этой серии должен был быть третий роман - "Бугурты", он про субкультуру ролевиков, феномен фанфиков и легенду о Коте Казанском.

09.12.2015 Владимир

Здравствуйте, Алексей!
'Взахлёб' прочёл Вашу книгу 'Географ глобус пропил, примите мою благодарность за неё.
Честно искал ответы на терзающие меня вопросы после прочтения. Помогите, пожалуйста, с ответами:
1. Почему Служкин не решился на отношения с Машей после увольнения из школы (хотя с их будущим он определился уже в походе)? Любовь настоящая появилась в его жизни, а он всё-равно придержался своего правила 'ни кому не быть залогом счастья'? Потому что он уже стар (для неё), с ребёнком и не хотел ломать ей жизнь?
2. При последней встрече Служкина и Маши, последняя даже не смотрела на него - т.е. она всё также его любила, но шла под руку с Старковым? Получается Служкин заливал горе водкой, а Маша - ухаживаниями со стороны других парней?
3. Почему Надя не ушла к Будкину? У них любовь, всё что она хотела в жизни у него есть: квартира, машина, деньги... И тут бац и она решает пожертвовать своим счастьем... ради Таты? Так она её из садика то не забирала, на концерт не приходила. Точно не ради Служкина, которого она не уважает даже. Так ради чего?
Заранее спасибо.
С уважением, Владимир.

ответ

Уважаемый Владимир.
Спасибо.
Отвечу по пунктам.
1. Да. Напомню: Служкину 28 лет, Маше - 14. Как бы Служкин ни любил Машу, эти отношения - неправильные. Служкин это понимает. И он, отодвигая себя, даёт Маше возможность жить своей жизнью, как в походе даёт отцам возможность быть в своём походе. Для Служкина высшая ценность не любовь, а, так сказать, бережность по отношению к другим. А это требует самоотречения - самого трудного решения.
2. Я бы не сказал, что Служкин заливал горе водкой. Он не напивался. А Маша, потеряв Служкина, просто приняла то, что уже имелось, - Старкова. Но это у неё несерьёзно.
3. Для Нади главное - не любовь, не дочь и даже не благополучие, а чувство своей правоты. Так она самовыражается. Надя должна быть права, должна кого-то обличать. (Как певица Слава поёт: "Я сама дверь закрыла, я собою довольна. Отчего же так грустно, отчего же так больно?") Уйдя к Будкину, Надя не сможет быть правой по отношению к Будкину, а оставаясь со Служкиным сможет наслаждаться своей (бессмысленной) правотой по отношению к Служкину. Это весьма распространённый тип поведения в эпоху самовыражения: сделать всем - и себе - только хуже, но остаться правым. Служкин говорит об этом Наде открытым текстом.

07.12.2015 Ирина

Добрый день!
Я студентка факультета журналистики УрФУ. На одном из предметов нам задали проект про известного человека. Обязательное условие - с Урала.
Проект посвящен Вам и Вашему творчеству.
Пожалуйста, ответье на вопросы.
1. В 1987 году Вы поступали на журфак УрГУ. Скажите пожалуйста, почему вы решили уйти с данной образовательной программы?
2. Вы работали не только журналистом, но и преподавателем в школе и университете, а также гидом-проводником. С чем связан выбор этих профессий?
3. Вопрос в дополнение. Чем отличается преподавательская деятельность в университете и в школе?
4. Если не секрет, расскажите пожалуйста о проектах, над которыми Вы сейчас работаете.
5. Как, по Вашему мнению, добиться успеха?
Спасибо!

ответ

Уважаемая Ирина.
Отвечу по пунктам.
1. Я хотел стать писателем, и мне казалось, что факультет журналистики поможет мне в этом. Увы, журналистика и писательство - разные занятия. В этих профессиях разное отношение к фактам. Когда я понял, что ошибся с выбором пути, то ушёл с журфака.
2. Выбор странных профессий связан с безденежьем девяностых годов. Где была возможность работать, там и работал.
3. Я не работал преподавателем в университете. Я вёл творческий семинар у студентов - придумывал им литературные задания и обсуждал результаты их работы. Эта деятельность совсем не походит на работу школьного учителя. Она не формализована.
4. Сейчас я работаю над проектом "Тобол". Он посвящён петровским временам в Сибири. Он состоит из трёх частей: сценарий 8-серийного сериала, роман и книга нон-фикшн.
5. Я не знаю, как добиться успеха. Знаю, что нельзя изменять себе, однако очень многие добиваются успеха как раз потому, что изменяют себе.

01.12.2015 Светлана

Как Вы считаете, если издательство ...

ответ

Уважаемая Светлана.
Вряд ли я могу помочь вам советом. Я никогда не издавал книги за свой счёт.
С учётом опыта могу сказать, что главная проблема - не издание книги, а её вывод в торговые сети. Если издательство хочет работать как издательство, а не как типография, оно само печатает книгу и отправляет её в сеть, продаёт её и зарабатывает, а автор получает гонорар (начинающий автор - очень небольшой). Ни о каком финансовом вкладе автора в издание и речи не идёт. Если вам предлагают иную схему, нежели та, о которой я говорю, значит, книга будет "мёртвой": она не появится в магазинах, её никто не купит и не прочтёт. За свой счёт издают только для себя. Ищите издательство, которое возьмёт вас бесплатно. Такие есть, пожалуй, только в Москве. Нужно, чтобы вас порекомендовал туда кто-нибудь, кто в литературной тусовке. Я - не в тусовке.
Или попробуйте путь, по которому прошла Гузель Яхина. Но его подробностей я не знаю.

01.12.2015 Андрей, Новосибирск.

Здравствуйте, Алексей Викторович.
Если "Сердце Пармы" будут снимать не в Пермском крае, то где?
Чердынь, Ветлан, Вишера, Кама, всё должно быть настоящее. А иначе зачем?
Как порадовал "Географ" именно тем, что снят по месту.
Я расстроен. Это не сердце Пармы будет, чьё-то другое. Извините.

ответ

Уважаемый Андрей.
Место съёмок определяется многими причинами, в том числе не имеющими никакого отношения к роману. Увы, съёмки - не реконструкция. Но не расстраивайтесь. С одной стороны, конечно, вы правы. Но с другой стороны, "Александра Невского" Эйзенштейн снимал не на Чудском озере, и "Войну и мир" Бондарчук тоже снимал не на поле Бородина.

30.11.2015 Евгений

Добрый день. Мне 49 лет. Живу в Перми. Узнал, что Сергей Бодров будет снимать фильм по вашему роману "Сердце Пармы". Очень хотел бы быть участником этого проекта в качестве актера, хотя и не профессионал. Возможно ли?
С уважением, Евгений.

ответ

Уважаемый Евгений.
Вряд ли фильм будет сниматься в Пермском крае, а по поводу участия - вопрос не ко мне, а к продюсерам фильма, голливудским или компании "Star Media".

24.11.2015 Евгений Сухомяткин

Здравствуйте уважаемый Алексей, с прошедшим вас днем рожденья. Прочитал еще одно ваше произведение-Блуда и Мудо. По мне это одна из самых философских книг, которые я читал за последнее время. Очень заинтересовала идея противопоставления стиля и причинно-следственных связей. Прочитал все рецензии на эту книгу, почему-то никто не увидел вашу не литературную парадигму-отсылку к Платоновскому миру идей.Без этого не особо понятны ваши мерцоиды, поиск идеальной женщины, да и само название книги. Интересна магия чисел, которую вы даете. Три героя, три антигероя, двенадцать женщин и семь глав. Я в этом до конца не разобрался, а глупости говорить не хочется, но что-то есть в этих библейских цифрах. У меня есть к вам такой вопрос Алексей-есть ли у вас такой друг как Щекин, который вас до конца понимает?

ответ

Уважаемый Евгений.
Щёкина я писал со своего брата, хотя Щёкин и мой брат внешне ничем не похожи. Брат и есть такой друг. Как говорится, кум куме поневоле товарищ.

24.11.2015 Константин

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович. Я являюсь поклонником Вашего творчества. Но мне не понятна Ваша позиция: "Я давно не живу в Перми и не хочу говорить об этом городе. Пусть пишет кто-нибудь из местных". Вы не встречаетесь с пермскими читателями в Перми. Чем мы провинились? Ведь Пермь это Ваш проект, Вы на всю страну объявили про "звериный стиль" (сейчас это бренд Перми)и наконец это Ваша родина. Я понимаю, что у Вас есть обида на пермские власти, но страдают то читатели. Возвращайтесь на родину!!!

ответ

Уважаемый Константин.
Я пятьсот раз объяснял свою позицию.
Я много работаю и не занимаюсь писательским "чёсом" - не разъезжаю по встречам с читателями за гонорары. Я встречаюсь с читателями бесплатно и только там, где работаю.
Сейчас я работаю над проектом "Тобол" и, соответственно, часто бываю в Тобольске и Тюмени - там и проходят встречи. Книгу "Закон и тайга" (часть "Тобола") финансирует московская компания "Комус", поэтому я буду встречаться с читателями в Москве. Когда я работал над проектом "Ёбург", встречи проходили в Екатеринбурге. Когда участвовал в проекте "Стенография" (фестиваль стрит-арта) - встречался в Оренбурге. И так далее. В Перми у меня нет проектов.
Мои проекты всегда масштабные. Даже если их финансирует частный бизнес, их всегда поддерживают местные власти. Поэтому все вопросы о моём присутствии адресуйте местным властям, а не мне.

23.11.2015 Анна

Здравствуйте, Алексей! Я поклонница вашего творчества. В этом году я заканчиваю филологический факультет и темой моей дипломной работы является ваш роман "Географ глобус пропил". И еще я работаю журналистом в газете "Столица С", мне бы очень хотелось с Вами пообщаться, взять у Вас интервью, пусть даже по почте. Это возможно?

ответ

Уважаемая Анна.
Сейчас у меня нет времени на интервью, потом - может быть появится. Об интервью надо договариваться с моим продюсером Юлией Зайцевой, её контакты здесь, на сайте, справа.

22.11.2015 Ирина

Добрый день Алексей. Хочется сказать Вам огромное спасибо, за ваше творчество, за ваш неоценимый труд по сохранению истории нашей страны. За свой взгляд, совпадающий с взглядом многих, на нелёгкие, иной раз каверзные, противоречивые судьбы людей. Читая ваши книги, который раз, ловлю себя на мысли о своей не просвещенности, о своём незнании. Впервые «Золото бунта», а затем и «Сердце Пармы» ставит в историко-географический тупик. Кружу «в трёх соснах». Посоветуйте, где можно найти карту местности тех событий, которые Вы описываете, и словарь понятий и слов которые вы употребляете. Спасибо.

ответ

Уважаемая Ирина.
Для обоих романов достаточно обычных географических атласов Пермской и Свердловской областей. "Сердце пармы" - северный Урал от Чердыни до Пелыма, "Золота бунта" - средний Урал от Ревды до устья Чусовой. Для "Золота" можете посмотреть обычную туристическую схему Чусовой, на которой обозначены все скалы. Словарь для "Золота" находится здесь, на сайте, в разделе "Литературоведение", в самом начале. Словарь для "Сердца пармы" я тоже составил, но до сих пор не поставил на сайт, так что его нет. Впрочем, эти романы надо читать без словаря. Если бы в нём была необходимость, я бы поместил его прямо в книгах.

21.11.2015 Наталья

Уважаемый Алексей Викторович! Обращаюсь к Вам ...

ответ

Уважаемая Наталья.
Не хочу обижать вас молчанием, поэтому отвечаю: извините, нет. Если я не могу помочь в деле до его благополучного завершения (вы понимаете, что я имею в виду), то я и не начинаю. А я, увы, помочь не могу.

20.11.2015 Алексей

Здравствуйте, Алексей!
Такой вопрос. Какой по вашему мнению из писателей обладает наиболее трудной техникой написания. Когда вы начинали писать, вы старались подражать кому-то? Ведь всякое творчество всегда начинается с подражания, как известно. Спасибо.

ответ

Уважаемый Алексей.
У вас очень интересный вопрос.
Безусловно, творчество начинается с подражания, но литературное подражание – вещь особая. Для литературного подражания надо понимать, чему ты подражаешь, то есть осознавать художественную речь не как инструмент, а как феномен. А это даётся только с опытом – жизненным и художественным. То есть не сразу. Нужен определённый уровень развития личности, чтобы понять: как читатель (и – потенциально – писатель), я читаю речь, а не сюжет и не идею.
Например, я читаю Станислава Лема (пусть и в переводе): его очень внятную и фактурную прозу. И не важно, про что произведение – про овеществлённую совесть на планете Солярис или про борьбу экипажа звездолёта «Непобедимый» с некроэволюцией планеты Регис. Или, например, я читаю Юрия Коваля: его образную и остроумную прозу. И не важно, про что произведение: про похитителя телевизоров, орудующего в районе московской площади Крестьянская Застава, или про поиски недопёска, сбежавшего со зверофермы «Мшага».
Когда я дорос до осмысления того, что читаю речь другого писателя, а не сюжет его произведений, я уже наработал собственную речь (пусть наивную и простенькую, но свою). Поэтому чужой речи уже и не подражал. Это понимание пришло ко мне в классе 8-9; тогда-то я и решил стать журналистом, чтобы побыстрее пробиться в писатели.
А вот чужие сюжеты – да, производили впечатление. Причём порой такое, что сам начинал выдумывать нечто подобное. Не перелицовывать под себя, не «переписывать своими словами», а придумывать свою историю на чужом материале (как делают сейчас фантасты в проектах «Метро» или «STALKER»). Какие это были произведения? Они обязательно соответствовали мальчишескому уровню развития. Все уже не вспомню. Но кое-что – помню (в детстве я читал преимущественно фантастику). Помню повесть Эндрю Нортон «Саргассы в космосе» - меня в ней потрясла идея кладбища звездолётов на некой планете, и я тоже сочинял что-то про кладбище звездолётов. Помню повесть Кира Булычёва «Звездолёт на Вяте» - меня в ней потрясла идея приземления летающей тарелки возле обычной советской деревни, и я тоже сочинял нечто подобное. Помню повесть Анатолия Ромова «Голубой ксилл» - меня в ней потрясла идея бандитских ракетолётов над джунглями далёкой планеты, где прячутся геологи, открывшие удивительные минералы. Объектом подражания в данном случае была не речь Нортон (если у неё есть своя речь), Булычёва или Ромова, а «картинка» (в случае Ромова – в буквальном смысле: прекрасные иллюстрации художника Айдарова в журнале «Вокруг света»).
Подражание чужим «картинкам» (сюжетам) учило меня выстраивать свои собственные сюжеты: коллизии, интриги, экшн, драму. Порой вообще хватало одной картинки, чтобы фантазия сразу накрутила вокруг неё сюжет: в журнале «Техника – молодёжи» публиковали репродукции фантастических картин зарубежных художников, и некоторые из них для меня были как наркотик-галлюциноген. Я учился извлекать зерно драматургии из тех обстоятельств, которые предлагала мне картинка, и потом выращивать из него развесистое дерево своего собственного сюжета. Возможно, поэтому и нынешние мои произведения обвиняют в «голливудщине» и кинематографичности.
Это очень важное для писателя умение – строить сюжет. Но с одним сюжетом ты просто сценарист, «скриптор» (так назвал меня Том Стерн, оператор фильмов «Царь» и «Малышка на миллион»). Писателя писателем делает речь. И я никогда не подражал чужой речи, хотя в моей речи слышат и Крапивина, и Тургенева, и Довлатова, и вообще кого хотят. Одурев от спецлитературы, я порой пробую читать кого-нибудь из современных фантастов – и не могу, потому что их речь отформатирована Стругацкими, Сапковским или Кингом (как у половины журналистов речь отформатирована Парфёновым). С чужой речью ты не писатель, какой бы сюжет ты не накрутил.
Подражание – вещь нужная и сложная, но и опасная. Мне повезло: я начал писать очень рано, с первого класса школы, и «заразу» чужой речи встретил уже с «иммунитетом», а «заразу» чужих сюжетов довольно быстро преодолел собственной фантазией.
Ответ получился длинный, но мне интересно было порассуждать.
А что вы подразумеваете под «техникой»? Сложность сюжета, как у Форсайта в «Дне Шакала»? Изощрённость языка, как у Набокова? Достоверность фактуры, как у Эко в «Имени розы» или у Памука в «Меня зовут Красный»? Это всё «техники написания» - именно «техники», то есть практические навыки писательского ремесла.

12.11.2015 Евгений Сухомяткин

Здравствуйте Алексей, спасибо за ваш развернутый ответ о постмодернизме и вашем романе. Я его довольно долго обдумывал. У меня за спиной только 10 лет деревенской школы, поэтому взор почти не замутнен готовыми ответами. Сейчас, когда появилось свободное время, пытаюсь наверстать пробелы в образовании.
Мне постмодернизм казался смесью декаданса и очаровательной шизофрении, а вы заставили взглянуть на него иначе.Мне всегда думалось, что вас не нужно причислять к постмодернизму, потому что одна из главных черт постмодерна-это полное отсутствие морали и смысла. Вещи случаются, потому что случаются, без смысла, без высшей цели, а в ваших романах вы даете эти смыслы. Может быть я неправ, но в любом случае вы пишите прекрасные вещи, как их не назови.

ответ

Уважаемый Евгений.
Спасибо.
Могу добавить, что я рад был ответить вам. Руководствуясь здравым смыслом и художественным вкусом, вы сразу уловили конструктивную суть "Сердца пармы": в нынешней культурной ситуации для некоторых произведений реализм без доли фантастики, как ни странно, невозможен.

страница: 192 из 213

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram