Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



10.11.2008 Светлана

Алексей Викторович, что такое парма и почему она пишется с маленькой буквы - догадаться было не сложно. Ошибка издательства - тоже понятна и даже не удивительна. В сомнение нас ввёл Максим Кронгауз. Ему то мы привыкли доверять, а он в своей книге упоминает именно «Сердце Пармы».
В следующих изданиях эта неточность в написании будет учтена, или это для Вас не принципиально?
Светлана.

ответ

Уважаемая Светлана.
Специфика книгоиздания такова, что следующее издание может быть только в другом издательстве. Всё, что будет издавать "Азбука" - пусть с другой обложкой, пусть вместе с кем-то ещё, - всё будет сохранять те же самые ошибки, потому что никто не будет править файл. Парма с большой буквы - не самая страшная из ошибок. Например, в "Золоте бунта" с ошибкой написаны очень многие старинные слова. В авторском файле они стояли с ударениями. Но ударения убрали, только вот не учли, что редакторская программа "о"-ударное автоматически переделывает в "у". И все слова с "о"-ударным искажены. Например, если бы я поставил ударение в слове "корова", компьютер написал бы "корува". Таких "корув" в книгах масса. Это обиднее "пармы", хотя и "пармы" тоже жаль.

09.11.2008 Петро

Многоуважаемый Алексей Викторович!
По роду моего увлечения (поиск с металлодетектором) я являюсь кладоискателем. И, кстати, достаточно успешным. Живу я в Курском крае, известном своей богатой историей. К чему мое вступление. Я учитель истории по образованию, люблю хорошую литературу. Прочитав Ваши произведения, хочу особо отметить "Золото бунта" и "Сердце пармы". Ничего подобного им за последние лет 20 никто не создал. Меня очень сильно зацепили места в романах, в которых прямо или косвенно упоминается кладоискательство. Ну, например, Бакирка-пытарь, или бугровщики... ведь они были предтечами современных археологов. Нет ли у Вас желания написать отдельное произведение, посвященное этой тематике?
Я и мои коллеги-поисковики были бы благодарны за такую книгу. Спасибо за ответ.
P.S. Испытываю какой-то приятный трепет, от того что пишу Вам. Простите, все никак не привыкну к тому, что сейчас благодаря Инету можно общаться с любым человеком на планете.

ответ

Уважаемый Петро.
Спасибо.
Да, кладоискатели, бугровщики, пытари - предшественники археологов. И было бы очень интересно написать книгу о современных кладоискателях. Лично я писать такую книгу не собираюсь (пока), хотя всё возможно. Это такая тема, от которой всегда разыгрывается воображение и как-то волнуется в груди.

08.11.2008 Алексей Неугодников

Добрый день, уважаемый Алексей!
Совсем недавно открыл для себя Ваши произведения, но «влип» сразу. Наверное, неудивительно: родился и до 15 лет жил на Урале, затем, суммируя интернат при МГУ, мех-мат и 11 лет вертолетного КБ – 18 лет общаги. Так что и уралец, и общажник вполне профессиональный.
Махом проглотил все очерки «Уральской матрицы» и многое, подспудно ясное и интуитивно очевидное, обрело для меня границы, формулировки и выводы. Последние годы, приезжая в родной Каменск, ощущаю себя обкраденным – супермаркеты и банковские офисы вместо памяти. Только старый центр, одноклассники и малорослые хрущевки спасают. Поэтому «Матрица» для меня крайне важна как некий канал связи.
В связи с этим два вопроса: 1) планируете ли Вы продолжать эти очерки? (что равно вопросу – все ли признаки или культы сформулированы?) 2) в прямой аналогии – у математической матрицы (а слова и термины, мне кажется, не случайны) - существует детерминант – число, вычисляемое однозначно и несущее определенное значение. Есть ли такой аналог у уральской матрицы – главный, безусловно генеральный, базовый культ или признак (при необходимом наличии остальных, но все же менее важных)? Если есть, то как Вы думаете, можно его сформулировать?
Спасибо.
Неугодников Алексей

ответ

Уважаемый Алексей.
Очень приятно отвечать на вопрос, сформулированный с такой академической культурой мышления. Извините за комплимент.
1. Продолжать очерки я не планирую. Но планирую продолжать тему. Сначала - более-менее подробно разверну её заново и немного иначе в фотокниге "Хребет России". Потом - в задуманной большой книге "Уральская матрица" (если этот замысел будет воплощён).
Мне сложно сказать, всё ли я отметил и сформулировал. Видимо, в пределах моей компетенции - всё. Но это субъективное ощущение. Для объективного нужен диалог, которого пока нет.
2. Термин "матрица" я использую не в математическом и даже не в культурологическом, а скорее в художественном смысле. Но детерминант, мне кажется, есть. Этот детерминант - "выбор Ермака", то есть, решение ключевого вопроса о сущности свободы личности. Сформулировать его можно так: "дело превыше всего". Превыше справедливости, богатства, славы, любви. Такой детерминант определяет систему ценностей - этическую и социокультурную.

08.11.2008 Шелонцев Олег

Читал вашу книгу о Чусовой, у вас есть ошибка... Могильная плита в Сулеме изначально находилась в Илиме, плиту перетащил в Сулем тот мужик, что пытался создать музей в Сулеме... А тело коллежского секретаря покоится в Илиме...

ответ

Уважаемый Олег, спасибо. Я собираю все свои ошибки, чтобы исправить их в следующем издании - которое, я надеюсь, когда-нибудь, да будет.

08.11.2008 Светлана

Здравствуйте, Алексей Викторович. Разрешите наш спор: как всё-таки правильно - "Сердце пармы" или "Сердце Пармы"? И почему возникло это разночтение, вернее, разнонаписание?
Светлана.

ответ

Уважаемая Светлана.
Парма - это тип рельефа местности (например, сопки, или степи) и тип растительности (например, тайга, или дубрава). Название романа можно уподобить "Сердцу сопок", "Сердцу степи", "Сердцу тайги", "Сердцу дубравы". Везде второе слово - с маленькой буквы. То есть, правильно - "Сердце пармы".
Это название придумали в московском издательстве "Пальмира". Компьютерная программа автоматически переправляет слово "парма" на "Парму" - ну, на название итальянского города. Видимо, те, кто готовил книгу к печати, не прочитали её и не знали, что речь в романе идёт не об итальянском городе, или прочитали, но не удосужились отследить ситуацию при издании.

06.11.2008 Владислав

Здравствуйте, Алексей!
4 месяца назад мне порекоммендовали "Сердце Пармы". Прочитав его, сделался вашим фанатом и с тех пор прочитал все, что написали, кроме "Земля-Сортировочная".
Мне кажется, Ваш взгляд на историю и судьбу города Перми и Пермского края разделяет большинство пермяков. К тому же, благодаря Вашим произведениям, Вы стали одним из самых знаменитых пермяков современности.
Я это вот к чему. Не хотите ли попробовать баллотироваться в мэры или депутаты? Понимаю, что писать и управлять городским хозяйством - две большие разницы. Но ни у кого из сегодняшних политиков нет искреннего стремления, как у Вас, видеть Пермь гармонично развитым городом. Может попробуете?

ответ

Уважаемый Владислав.
Спасибо.
Но идти во власть - нет, увольте. Я не умею. Каждый, действительно, должен заниматься своим делом. А "хороший человек - не профессия". Я не думаю, что во власти все - злодеи и стяжатели (хотя, наверняка, процент таких велик). Но даже злодей и стяжатель может управлять городом так, что за город жителям не стыдно. Если этого не происходит, сдедовательно, дело не в злодействе и стяжании, а в непрофессионализме. А разве нашему городу нужен ещё один непрофессионал?

02.11.2008 pradagirl

Здравствуйте, Алексей Викторович!
Прочитала на сайте, что Вы в ближайшем будущем нас новой книгой не порадуете. Жаль, последнее время как-то вообще читать стало нечего, а Ваши книги я все прочла, кроме фантастики - это не мой жанр(об исключении ниже).
Интересно было бы увидеть экранизации Ваших произведений - но лучше современных. "Золото" и "Парму", мне кажется, могут испортить. Намедни пошла в кино, увидела рекламу "Обитемого острова" по Стругацким и исполнителя главной роли - мрак и ужас! Не дай Бог подобное с "Золотом бунта" сотворить!
Это должен быть очень качественный и дорогой проект, чтобы ничего не испортить. А как Вы считаете - экранизации все равно нужны, чтобы донести до широкой аудитории основную идею произведений так или иначе?
И еще вопрос - личный - какой тип внешности Вам нравится - женский? М.быть какая-нибудь актриса и т.п.
Всего Вам хорошего.

ответ

Дорогая pradagirl.
Да, я считаю, что экранизации всё равно нужны. Даже плохие. Хотя хорошие, конечно, - лучше. Дело не в "донесении идеи", а в том, что любая экранизация "фиксирует" произведение в "текущей" культуре. А хотелось бы "зафиксироваться", потому что если бы не хотелось - незачем было и романы писать.
А по поводу типа женской внешности... Не сочтите мои слова за кокетство или вежливость. Но ведь приятен, интересен, притягателен человек, а не тип. Я никогда не понимал выражений вроде "джентльмены предпочитают блондинок". Это какое-то животноводство - судить по масти.

30.10.2008 Саша

Здравствуйте , Алексей Викторович!
Созрел вопрос к Вам... Вчера перед сном погрузилась в "Золото бунта" и ясно ощутила, чего не хватает! Иллюстраций... Да, я многие фотографии видела в интернете, многие изгибы Чусовой, но вот именно те самые бойцы хотелось бы видеть, те самые каменные ворота и игольное ушко!..
Может быть, где-то в интернете собраны подобные фотографии? Почему в книги "Сердце Пармы" и "Золото" они не добавлены?.. Я понимаю, что это не журнал "Мурзилка", но хотелось бы узнать, намеренно ли вы так сделали, или просто так получилось.
Спасибо!

ответ

Уважаемая Саша.
Ведь книги издавал не я, а издательство. Формат не предполагает иллюстраций - ни рисунков, ни фотографий, ни карт. Увы.

29.10.2008 Наташа

..доброго времени суток, Алексей Викторович!!
..рекомендовали бы вы "Географа.." почитать будущему учителю?

ответ

Уважаемая Наташа.
Вполне бы рекомендовал. Но, конечно, не как руководство к действию, а так, "для общего развития".

29.10.2008 Venena....

Добрый вечер, прекрасный волшебник, Алексей Иванов!..... я бы хотела у вас спросить, сколько вы тратите времени на написание своих изумительных книг?.... (мне всё время кажется, что то что вы пишите, быль)

ответ

Уважаемая Venena.
Пышностью обращения вы вгоняете меня в краску.
А пишу я долго. "Сердце пармы", которое вы читали, я писал пять лет.

27.10.2008 Александр

Здравствуйте, Алексей!
Как и большинство посетителей этого сайта являюсь поклонником вашего творчества. Не все прочитал запоем, но так наверно должно и быть. В ответе на один из вопросов вы написали, что разочарованы тем, что читатель в полной мере не сумел оценить замысел "Блудо и муда" и вы на какое-то время перестаете писать произведения в духе реализма. Скажите, так ли это? и еще: знаю. что сейчас вы сильно заняты телевизионными проектами и не планируете писать что-то новое. Но думаю (а точнее надеюсь!) какие-то замыслы имеются. И не хотите ли вы написать роман, посвященный проблеме национализма в нашей стране? Понимаю абсурдность всего сказанного, но читателям очень нужны ваши книги.

ответ

Уважаемый Александр.
Спасибо за добрые слова.
Да, художественную прозу я пока писать не собираюсь, потому что занят с теле- и кинопроектами. Относительно "Блуды" я разочарован не тем, что "читатель не сумел оценить замысел" - чего его оценивать, роман не прилавок. Я разочарован тем, что "не состоялось разговора". То есть, тем, что "пролетел мимо кассы", что тема оказалась безразличной.
А тема национализма меня не интересует, даже если все читатели с жаром подхватятся её обсуждать - как, например, тему нацболов или олигархов. Я не вижу тут материала для романа. То, что национализм - зло, понятно априори. Для чего писать роман? Проиллюстрировать само собой разумеющееся утверждение?
Да книги и не пишутся "на тему". Они пишутся как "история", а потом уже понимаешь, на какую "тему" история была тобою рассказана.

26.10.2008 Школьница

Уважаемый,Алексей! Не могли бы вы мне дать хотя бы одну легенду про какой нибудь город, озеро, реку и т.д.?

ответ

Уважаемая Школьница.
Как я вам "дам легенду"? Их количество - бесконечно. Всё равно, что попросить: покажите мне какую-нибудь звезду. Ну, возьмите что-нибудь про Илью Муромца и город Муром. Или я должен переписать текст?

25.10.2008 Мария

Уважаемый Алексей!
Читала в брошюре Уральского Экологического Союза о "превращении" умиравшей Трёки в деревню-музей народного промысла (как замусолено это словосочетание, но употребить придётся). Как Вы можете прокомметировать этот шаг? Что вообще нового на Чусовой? Если Вам нечего ответить - не утруждайте себя. С уважением.

ответ

Уважаемая Мария.
Чусовая большая - что конкретно вас интересует, какой район? Вообще-то я не мониторю эту тему, но иногда, бывает, узнаю что-то новое.
А по поводу Трёки... Хорошо, что власть пытается что-то сделать с умирающей деревней, но плохо, что так топорно. Какие промыслы, как они будут окупаться, кому они сейчас нужны "в промышленных масштабах"? Только деньги на ветер...

24.10.2008 Venena....

Добрый вечер,уважаемый Алексей Иванов!....я на данный момент читаю вашу книгу "Сердце Пармы".И я просто зачитываюсь....моего терпения не хватает на то,что бы дождаться перемены,и даже читаю на уроках вашу волшебную книгу....не могли бы вы одарить меня честью,дать совет какую книгу потом прочесть?
Заранее искренне благодарна!....

ответ

Уважаемая Venena.
Меня как-то даже оторопь берёт от вашей церемонности и пиетета... Если вы имеете в виду мою книгу, то посоветую вам роман "Золото бунта".

23.10.2008 Виталий

Уважаемый Алексей!
Спрашивая о Моржове, с трудом удержался, чтобы не подписаться Щекиным. Конечно, мне было важно именно Ваше мнение о Ваше же герое. Судя по роману, Вы в него много вложили (былинный герой, народный мститель Дубровский - похоже вот его Мудо в Блуде). Вы хотели сказать своим романом о том, что достало (уже так ДОСТАЛО, что романы приходится писать?). А какой-то выход Вы видите? Кроме того, чтобы куда-то уйти (н-да, наворотил).
И, если можно, еще один вопрос:
когда писали "Общагу на крови", на Вас как-то повлияло творчество (и биография) Башлачева?
И последнее. Ваши "Корабли и Галактика" - пронзительны, вдохновенны. Это одно из самых по-детски мудрых произведений, сводимых к жанру фантастики. Его отзвуки слышаться и во всей Вашей последующей прозе. Спасибо Вам.

ответ

Уважаемый Виталий.
Я вам ответил несколько желчно, потому что никак не ожидал, что под вопросом может оказаться подпись "Щёкин". Простите.
Спасибо вам за хорошие слова - и отдельное спасибо за "Корабли и Галактику". Я очень горжусь этой странной вещью. При желании, я мог бы написать "Географа-2", "Парму-2", даже, поднатужившись, "Общагу-2", а вот "Корабли-2" - никогда. Значит, это супер.
Биография Башлачёва на меня, конечно, повлияла. Я ведь и жил в той же общаге, что и он. Но влияние его биографии в том, что Башлачёв очень точно отразил не только мироощущение, но и способ жизни ТАКОГО человека в ТАКОЕ время. Я бы назвал это - "жизнь как жертвоприношение". И в "Общаге" все герои занимаются жертвоприношением. Только жертвы и богов они выбирают разные. Но всё равно не мыслят себя без такого выбора. В необходимости найти бога и принести ему жертву - главное влияние Башлачёва.
А по поводу ухода Моржова... В начале истории Моржова стоит фраза: "Он сознательно держал себя на бездуховной стороне вещей". В конце - "ПМ уже не мог помочь" (как-то так, цитирую по памяти). Между этими фразами - деятельность Моржова, который, желая улучшить мир, осознанно использовал только тот инструментарий, что мир и предлагает: подкуп, лицемерие, соблазн. Ну, Моржов словно бы надел на себя скафандр под названием "Моржов" и спрятал под него всё традиционно-человеческое: жалость, гнев, достоинство, милосердие, бескорыстие, талант, веру в бога. (Я утрирую для понятности.) Да, с помощью инструментов ОБЖ, ДП, КВ и т.д. Моржов сумел построить фамильон - систему, которая спасала близких Моржову людей. Но едва в созданную систему вторглась подлинная вещь - смерть Алёнушки, - система стала нестерпимой. Работоспособной, но нестерпимой. И Моржов снял скафандр - убил Лёнчика. Но, сняв скафандр, он перестал существовать в этом мире ложных ценностей, пиксельного мышления. Он исчез. Не уехал в Москву, а "улетел в космос", как сказал бы Щёкин. В этом, в общем, и смысл финала. Реалистического прочтения в финале нет - только сверхреалистическое (а не метафорическое), а в сверхреальности общаться с Моржовым мог только "космонавт" Щёкин - потому он и хотел писать Моржову знаки на снегу.
Другими словами: Моржов, какой он есть в романе, существует только в неподлинном мире. Он неподлинный: на виагре, с кодировкой, с пистолетом и банковской карточкой. Подлинный Моржов "вываливается" из неподлинного мира. Моржов совершил подлинный поступок - убил подонка - стал подлинным и "вывалился" в никуда. Система неподлинного мира изложена в "таблице Щёкина". Феноменология - в девицах-районах города Ковязина. Этим я и апеллирую к "Мёртвым душам", где тоже изложена феноменология России гоголевского времени. А то, что этот неподлинный мир с его КВ, ОБЖ, ДП(ПНН) и проч. мы считаем подлинным - это наша проблема, а не Моржова. Потому Моржов и слушает Костёрыча и Щёкина, которые пытаются объяснить упырям, что подлинное, а что - нет. Проблема подлинности - главная для Моржова. Об этом две ключевые сцены: Леночка назвала Моржова "ненастоящим" и любовь Дианки оказалась настоящей.
Мне кажется, я изложил в "Блуде" всё так доступно, понятно... Там же все герои талдычут об этом пять сотен страниц. Странно, странно...

страница: 37 из 223

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram