Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



09.01.2009 Кирилл Дегтярёв

Алексей, с Рождеством Вас!
В «Сердце Пармы» есть выглядящие красиво, интересно и глубоко психологические и теологические построения шаманов. Приведу примеры того и другого:
1) «Пам видел души человека – две, три, пять, у кого сколько есть. Душа-ворон живёт с предками. Душа-филин с духами. Душа-сокол с богами. Душа-лебедь – там, выше богов, где движутся судьбы. А последняя душа, живущая с людьми, у всех разная – у кого утка, у кого воробей, у кого ястреб. В хакане Асыке пам не увидел ни одной души. Он был глух и целен, как камень…»…
2) «Для каждого нашего народа есть священные уста, с которых к нам долетают слова вечности… Но, ожидая ответа из этих уст, мы спрашиваем не гору, не предка, не бога, не идола. Мы спрашиваем что-то большее, которое одновременно и гора, и предок, и бог, и идол… Всё, что есть, - это одно и то же, всё это – одна цепь, а мы видим только её звенья. Связь между звеньями этой цепи ваши шаманы называют «ляххал» - «весть». Судьба – это весть земли, боги – вести судьбы, люди – вести богов, земля – весть людей…»…
Вопрос – Вы это «сами придумали», так сказать, «для красоты» или за этим стоят реальные и где-то зафиксированные представления древних угро-финнов о человеке и мире, которые могут быть как-то «переведены» на современный язык соответствующих дисциплин?
Кирилл

ответ

Уважаемый Кирилл.
И вас с прошедшим Рождеством.
Спасибо за вопрос.
Про пять душ человека - это реальные верования финно-угров, многократно зафиксированные этнографами.
Бездушного и цельного хумляльта я выдумал.
А второй пассаж, который вы приводите, - это мой пересказ принципа синкретизма, свойственного языческому мироощущению.

08.01.2009 Катерина

Уважаемый Алексей! Планируете ли в ближайшее время издавать что-нибудь в жанре фантастики? Читаю фантастику со школы - т.е. уже лет 25. Ваша "Земля-Сортировочная" - лучшше, что я читала в этом жанре за последние 5 лет. Спасибо.

ответ

Уважаемая Катерина.
Спасибо за хорошее отношение к моей фантастике. Обычно в критике её принято лажать. А я в ближайшее - и не очень ближайшее - время возвращаться к фантастике не планирую, и издаваться, соответственно, ничего не будет.

07.01.2009 Акбашев Арсений

Я житель с.Кояново, Пермского района, прочел вашу книгу "Message: Чусовая" - очень хороша и сложна. Спасибо. Немного напутанно. Где можно материалы по Исмагилу Тасимову, по п.Юг, и с. Кояново? Уж очень хочеться узнать возраст Кояново. Обидно, на Сибирском тракте живём... Спасибо заранее. Акбашев Арсений.

ответ

Уважаемый Арсений.
Наиболее подробное упоминание об Исмагиле Тасимове я встретил в книге екатеринбургского историка Николая Корепанова в книге "Никифор Клеопин", издательство Института истории и археологии УрО РАН ("Банк культурной информации"), Екатеринбург, 2000 год, 11 выпуск серии "Очерки истории Урала".
Материалы по посёлку Юг надо искать скорее как материалы по Юговскому заводу П.Осокина 1732 года.
О Сибирском тракте и, соответственно, о селе Кояново должен знать пермский краевед и турист Сергей Горелов, но его материалы никем не изданы.

04.01.2009 Константин

Уважаемый Алексей! Хотелось поинтересоваться по поводу литературного течения повести "Общага-на-Крови". В ней есть признаки как реализма, так и постмодернизма. К какой литературной тенденции Вы сами можете отнести своё произведение и почему?
Спасибо.

ответ

Уважаемый Константин.
"Общагу" я отношу к махровому реализму с классическим драматическим "единством места, времени и действия". Лично я никаких следов постмодернизма в ней не наблюдаю. По-моему, когда я писал её в 1992 году, я ещё и слова-то такого не знал...

01.01.2009 Светлана

Уважаемый Алексей! Скажите пожалуйста, какое влияние на Ваши романы оказало творчество Михаила Александровича Шолохова.

ответ

Уважаемая Светлана.
У меня романы разные. "Блуда и МУДО" и "Географ глобус пропил" никак не могут навести на мысль о Шолохове. Видимо, вы имеете в виду исторические романы. Тогда отвечу: никакого влияния творчество Шолохова не оказало. Как, например, и творчество Д.Р.Толкина - об этом тоже часто спрашивают. Я очень люблю и уважаю творчество Шолохова, но сравнение с ним - поверхностное. Шолохов описывал жизнь, которую видел в реальности. У меня - полностью реконструкция, вплоть до языка.

01.01.2009 Светлана

Уважаемый Алексей! Все равно полной реконструкции никогда не получится. При сохранении хронологии, архаичного языка и т.д. Вам приходится переносить в прошлое виденные Вами типажи, чтобы сохранить логику. То есть персонажи получаются (у всех, с моей т. зр.) либо мертвые, либо современники. Романы оживляет то, что как будто подсмотрено, вытянуто из людей и делает происходящее достоверным. Я с Шолохова тащусь, потому что это недосягаемая высота бытописания, когда самые прекрасные и самые страшные вещи происходят без опошления их смакованием, ужасая своей правдивостью. И в Вашем Золоте бунта было нечто похожее. А Толкин……да ну нафик, ничего общего!)).
Как Вы реконструировали образ мышления героев в Золоте бунта? Как реконструируется то, что не принято записывать?
Спасибо.

ответ

Дорогая Светлана.
Спасибо за столь приятный комплимент, но... Ответить мне нечего. Если в "Золоте бунта" есть то, что вы увидели, то я не знаю, как у меня это получилось.

30.12.2008 Константин

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович!
Прочитал вашу повесть "Общага-на-Крови" и меня заинтересовал ваш герой по прозвищу Отличник:
1. Задумано ли изначально, что он "обезличен": его мыслей почти не приводится, да и говорит он довольно мало, чаще молчит, бездействует. Если так необходимо, то почему?
2. Всё-таки положителен ли этот герой?
Заранее спасибо.

ответ

Уважаемый Константин.
Не соглашусь с вами. По-моему, Отличник очень много говорит и думает. Но в целом он "обезличен", точнее, является "суммой" своих друзей. И он безусловно положительный герой, не совершивший ни одного низкого поступка. Просто как личность он ещё не развит - маленький пока.

26.12.2008 Неугодников Алексей Павлович

Добрый день, уважаемый Алексей!
Не вопрос, поэтому прошу прощения. Но в "Гостевую книгу" - не к месту. Прочитал последний очерк "Барон умер - да здравствует барон?" Помню, как отец рассказывал про дикие трудности выхода из крестьянства в рабочие - в начале 50-х годов, во время советского крепостничества, высылал паспорт из армии в город, не в деревню, откуда родом. Так из Корюково (Курганская область, Катайский район), попал в Каменск-Уральский. Работал токарем, фрезеровщиком. Закончил вечерний УПИ (параллельно с дневным Ельциным). Стремился. Стал инженером. По факту - фанат технической мысли. Сейчас давно пенсионер, но изобретает и мыслит. Но я не об этом. Неужели Урал - это только РЕСУРСНАЯ, недрами богатая земля, и потому - ее закат предрешен и связан с истощением даров-ископаемых и тупостью новых русских в параллели с умными парнями из Гарварда и Масачуссетса, которые знают, как управлять? Может, я не прав, но последний очерк уместен, как логический кирпич в построении модели "зарождение - жизнь - закат" великого и странного Урала - и только. Мне при этом все же кажется, что еще и некоторые уральские свойства (пардон за тавтологию) уральцев какую-то роль играют. Приборостроение, иные технологии - они же есть! И не в малой степени. Мне сложно окинуть всю четырехмерную (включая время как измерение) картину Урала, но, кажется, кое-что, помимо богатств горнозаводской империи, существенно имеется. И это отдельно от логичной вековой истории развития заводов металла. Это параллельно, коллинеарно и не менее значимо. Нынешняя ситуация "всеобщего кризиса" - на мой взгляд, не аргумент против моих умозаключений.
Спасибо.

ответ

Уважаемый Алексей Павлович!
Вы попали как раз в ту тему, которую я не заметил. И вы совершенно правы.
"Матрица" - наиболее эргономичный способ освоения Урала как именно РЕСУРСНОЙ территории. Но ведь ресурсное освоение - не единственно возможное. Оно прекратится - а Урал не прекратится, и жизнь здесь не остановится, и промышленность не исчезнет. Только "матрица" аннулируется, и всё. Но ресурсов Уралу хватит ещё очень надолго, так что у "матрицы" большое будущее. Я так думаю.

24.12.2008 Шомысов Даниил

Уважаемый Алексей Викторович.
Может, по молодости моей, но в ваших романах, помимо сюжета и прочего, меня впечатляет - очень сильно - ваши художественные описания: сравнения, образы, словца какие-то - прямо пестрит всё. У меня ощущение, что вы сами присутствовали на той сече - у Искора, что вы сами плыли не барке...
Представлять то время с его бытом, людьми, нравами - для вас это сложно или как-то само-собой получается?

ответ

Уважаемый Даниил.
Сложно - это ответить на ваш вопрос. А представлять - нет, не сложно, само собой выходит.

17.12.2008 Виталий Максименко

Уважаемый Алексей,
есть ли у Вас произведения, которые остались неизданными? Если есть, то планируется ли их издание (или, по крайней мере, выкладывание в Сеть)? Если произведения имеются, но выход в свет им не светит, то почему?

ответ

Уважаемый Виталий, я горжусь тем, что у меня издано всё, что я счёл пригодным для этого. Даже сейчас, когда я давно уже "с ярмарки еду", поступают предложения чего-нибудь издать этаконькое. Увы, трюмы пусты.

17.12.2008 Старых Константин

Здравствуйте Алексей Викторович.
Вопрос касается моих интересов как краеведа. В романе "Сердце Пармы" есть эпизод, где в Чердынь приезжает мадший брат Ивана III князь Юрий Васильевич Дмитровский. Но в источниках я нигде не встречал упоминаний об этом визите. Это Ваш авторский вымысел, или исторический факт? Если факт - подскажите где искать подтверждения. Спасибо.
Да, спасибо за книги!!!

ответ

Уважаемый Константин.
Спасибо.
Нет, это исторический факт. Юрий Дмитрович вёл московское войско по Каме на Казань и заехал в Пермь Великую. Ему нужна была подмога (хотя его поход оказался успешен). Михаил Великопермский ратников не дал. В источниках сказано, что "государевым людям дерзил и за казанцев заступался". Это обстоятельство стало причиной похода московитов на Пермь в 1472 году, то есть, имело место быть где то в 1469-1471 годах.
А все князья приходились тогда друг другу "братьями", как в советское время мы все приходились друг другу "товарищами". Обманываться росдством не стоит, если вы ищете дядю Ивана 3 (или тогда ещё был Василий Тёмный?.. Не помню, увы...)
За давностью лет я забыл источник, но точно помню, что он был, и не один, и вполне доступный.
Удачи вам в розысках.

16.12.2008 Алексей Неугодников

Добрый день, уважаемый Алексей!
На фоне содержательной (чаще положительной) критики Ваших произведений хочу сказать отдельное спасибо «формальному инструменту» - Вашему сайту, точнее, его организации и структуре. По мере того, как я аккуратно читаю Ваши интервью, разделы «Рецензии», «Литературоведение» и др., потихоньку тает огромный айсберг вопросов, что накапливается по итогам прочтения Ваших книг. Такое качественное циклическое производство мысли. Я уже отчаялся придумать «свежий» вопрос (хотя это вовсе не беда и не досада), привык вести с Вами виртуальный диалог. Но вот, кажется, есть все же.
1)Какие писатели-фантасты в юности были для Вас самыми-самыми? (микро-вопрос, личное: Герберт Уэллс как-нибудь присутствовал?)
2)Где-то в одном из интервью я увидел Вашу положительную оценку книг Владислава Крапивина. Для меня Крапивин – отдельная страница детства. Будучи в возрасте оруженосца Кашки, зачитывался. Так и остался Крапивин для меня детским, юношеским. А тут пару лет назад в «Библио-Глобусе» на Лубянке увидел группу бородатых очкариков лет тридцати. Они радостно хватали новые тома Крапивина и обсуждали, обсуждали. Несмотря на атрибутику, они были вовсе не просто «…лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой». Явно было что-то литературно-взрослое, но мне непонятное. Вопрос: Ваше отношение к Крапивину: как Вы считаете, это писатель возрастной - или такая оценка сужает его творчество?

Спасибо.

ответ

Уважаемый Алексей.
Я не согласен с вашей оценкой критики моих опусов. Я считаю, что критика - в основном - глупая, не важно положительная или отрицательная.
У меня такое ощущение, что в фантастике я прочитал всё, что издано до 1988 года. За эту эрудицию меня и уважал Виталий Иванович Бугров. Личные мои пристрастия бессистемны - Булычёв, Стругацкие, Ефремов, Лем, Саймак, Хайнлайн... Уэллс мне даже в юности казался архаичным, хотя я согласен, что он - почти гений.
Я исключительно уважаю писателя Крапивина. Его "Голубятню..." я читаю и буду перечитывать. Я "привил" эту любовь своей дочке. Я горжусь, что однажды Владислав Петрович пожал мне руку. Я думаю, что какие-то вещи у Крапивина - для детей, а какие-то - для всех.

09.12.2008 Ада

Дорогой Алексей,
от писателей часто слышишь: "Пишу, потому что не могу не писать" (хотя некоторым лучше бы не писать, право). Вам лучше бы писать -- потому что, не в обиду будет сказано, вряд ли кто-то в этой стране делает это много лучше вас -- а вы недавно назвали себя "писателем запаса". Выходит, можете не писать? А почему?

ответ

Уважаемая Ада.
Спасибо за столь высокую оценку моих способностей.
Но я сейчас чувствую, что мне надо заткнуться. Логических объяснений нет, только интуитивные. Но интуиция меня никогда не подводила.

07.12.2008 Илья Абрамов

Здравствуйте, Алексей!
Читал роман-сказание «И лун медлительных поток…» Г.Сазонова и А.Коньковой и мысленно постоянно возвращался к «Сердцу Пармы». Возникло ощущение преемственности произведений. Как будто вы переняли эстафетную палочку. То же обилие мансийских слов, фольклора, глубокое знание истории, подача материала. А моменты бытовой жизни описаны просто потрясающе досконально – чувствуется соавторство с мансийской сказительницей.
Акценты в романах по-разному расставлены, хотя канва одна - на примере нескольких поколений коренного населения развернута картина русификации региона, и связанная с этим ломка сознания (Великая Пермь XV в. у вас, Кондинское поречье XIX в. у Г.Сазонова). По отношению к роману Сазонова ваш выступает мощным прологом, хотя если выстраивать хронологию, то все наоборот, именно в «медлительном потоке лун» можно найти ответ, что стало с потомками Асыки, Юмшана.
Вопросы:
- Оказал ли влияние на ваше творчество роман Г.Сазонова и А.Коньковой?
- Контактировали ли вы в момент написания с носителями мансийского языка/традиций. Или полагались исключительно на документы?

ответ

Уважаемый Илья.
Я не читал роман-сказание Г.Сазонова и А.Коньковой.
Когда я писал "Сердце пармы", я не контактировал "с носителями мансийского языка/традиций" и "полагался исключительно на документы". Я ведь писал не этнографический роман.

07.12.2008 Лена

Здравствуйте, Алексей Викторович!
Меня зовут Лена и я ученица тюменской школы.
Есть такая программа под названием «Шаг в будущее». Это научно-исследовательская конференция, которая проводится между учениками до 2-ого курса университета. Там они представляют свои «научные» работы.
Прочитала несколько ваших книг, но видимо в силу своего возраста сильнее всего меня зацепил «Географ». Вот я и решила написать на эту тему реферат. Но не смотря на то, что это «творческая» работа, здесь все же есть стандарты. Именно поэтому мне было бы очень приятно взять у Вас эдакое глобально-развернутое интервью.
Писала Юлии, но она посоветовала искать на Яндексе. А там ну ничегошеньки нет!
Надеюсь на ваше понимание!

ответ

Дорогая Лена.
Не обижайтесь, но у меня совершенно нет времени на интервью. Тем более - "глобально-развернутое". По этой причине в интервью и встречах я отказываю многим СМИ и учреждениям.
На этом сайте есть много моих интервью - в разделе "Интервью". Там про всё, и про "Географа" тоже. Ещё больше интервью - в "Яндексе", как совершенно справедливо посоветовала вам Юлия. Вы набирайте в строчке поиска "Иванов географ глобус пропил" - и всё вывалится. Замучаетесь разбирать. В "Гугле" строчка "Иванов Алексей Географ глобус пропил" даже официально вбита в поисковик.
Успеха вам.

страница: 39 из 211

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram