Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



28.01.2009 Галина

У меня сегодня праздник, нет вру, уже третий день праздник. Я случайно наткнулась на замечательную прозу, имя которой "Географ...", я прочла ее за две ночи, свободные от службы, обязанностей поговорить с бабушкой, посекретничать с детьми, накормить вкусно супруга. Две ночи за школьной партой, в детском садике, на плоту по Ледяной, две ночи по жизни, по душам чужим и своей душе. Еще праздник от того, что есть рецензии, обсуждения на форумах, схожие с моими от "Географа...". Еще праздник в том, что можно запросто написать автору и он, кажется, ответит. Здорово! Интересно! Теперь делюсь своим праздником с близкими людьми и всем задаю вопрос: ты не читал еще "Географа...". Трудно Вам далась эта вещь?

ответ

Уважаемая Галина.
Спасибо.
Да, "Географ" мне дался трудно. Мне вообще все романы давались трудно, и писал их я долго. "Географа" - три года.

28.01.2009 Галина

Благодарна Вам за ответ, Алексей. Есть еще вопросы. Каков Ваш прием: писать по вдохновению, примерно выстраивая сюжет, в начале не зная в точности, куда он заведет в конце? Или же писать строго по определенному плану, придерживаясь заранее проработанной схемы соразмерности частей, вступления и эпилога? И еще: зачем Вам это общение с нами, "виртуальными" читателями?

ответ

Уважаемая Галина.
Мой способ писания романов - что-то среднее между теми двумя крайностями, о которых вы говорите.
А про общение на сайте... Мне кажется, что так надо, если уж есть такое средство коммуникации. Форум не оправдал моих надежд - он оказался ограничен десятком персон, которые скатывались к разборкам между собою, и никакой коммуникации не получилось. Встреч с читателями я не люблю, какие-то они все одинаковые. А этот раздел мне нравится, потому что вот так, не-лично, люди задают куда более разнообразные вопросы, чем на встречах. Спрашивают о том, что зацепило, и мне интересно: что людей цепляет?

27.01.2009 Светлана

Снова здравствуйте, Алексей! Сегодня грустный вечер, закрыта последняя страница "Золото бунта", хотя уже куплена " Общага-на-крови"!
Может хотя бы объясните, кто такие вогулы?

ответ

Уважаемая Светлана.
Вогулами в старину называли народность манси. Сейчас манси живут в Ханты-Мансийском округе, который называется Югра, на севере Тюменской области. С 1930 по 1940 год округ и его центр, город Ханты-Мансийск, назывались Остяко-Вогульским округом и городом Остяко-Вогульском.

27.01.2009 Олег

Здравствуйте, Алексей.
Очень понравилась Ваша книга "Message: Чусовая". Тяжеловато читается из-за повторов, но, материал, конечно, богатейший. Есть пара вопросов. На стр. 244 Вы пишете "летом они миролюбиво гасили адский огонь своих доменных печей". А когда же они работали, если зимой не было воды, а весной и осенью тоже нестабильный гидрологический режим? Им только летом и была возможность работать. И вообще описанный годовой ритм работы заводов мне представляется неправдоподобным - вся работа была "завязана" на воде, а она могла быть только летом. Кстати, выжиг угля вели зимой из-за изменения свойств древесины, а не из-за опасения пожаров. И, собственно, вопрос - не могли бы Вы назвать источник этой информации? Просто интересно, вдруг я не прав и были какие-то другие резоны?
Спасибо.

ответ

Уважаемый Олег.
Вы говорите об утомительных повторах, видимо, не поняв структуры книги. Постараюсь пояснить. На самом деле в «Message: Чусовая» три книги одна в другой: это «историческая» часть – все части, кроме первой; это путеводитель – первая часть «От истока до устья»; это сборник новелл о наиболее значимых объектах – рассыпаны по всему повествованию. Это сделано не случайно.
Предположим, вы прочитали книгу. При всех досадных повторах, вы получили представление о Чусовой и решили пойти по ней в поход. Книгу взяли с собой. Но в походе вы не будете перечитывать весь фолиант, а перечитаете только первую часть – путеводитель. Поэтому кое-какие факты повторяются и в «исторической» части, и в «географической», т.е. в путеводителе, - хотя «географическая» часть и поставлена впереди «исторической», но как иначе? Однако, путеводитель – это скороговорка. О некоторых объектах вам захочется узнать подробнее. Опять же, вы не будете листать фолиант и выискивать информацию по крупицам. Вы прочитаете соответствующую новеллу, где некоторые факты могут быть повторены в третий раз. В этом и заключена причина повторов, а не в моём склерозе.
«Message: Чусовая» - по сути дела, гипертекст. Если бы он существовал в электронном виде, вместо повторного описания одного и того же объекта стояла ссылка на это описание в соответствующем месте. Поскольку при издании книги я не мог проконтролировать этот процесс – указать страницу вместо электронной ссылки – я предпочёл повторы.
Далее.
Привожу цитаты.
Профессор А.Белавин, учебник «Страницы истории земли Пермской», Пермь, изд-во «Книжный мир», 1997 год, стр. 27. «Если учесть, что световой день на Урале большую часть года (осень – зима – ранняя весна) не превышает 5-8 часов, то, соответственно, столь же коротким был и рабочий день на заводе. Объяснение этому простое: если заводские цеха, по желанию, ещё можно было осветить, то осветить шихтовый двор, где готовилась руда для плавки, было невозможно. Таким образом, рассказы о сверхтяжёлых условиях труда на горнозаводской мануфактуре не более чем миф».
Д.Менделеев (автор «таблицы Менделеева»), «Уральская железная промышленность в 1899 году», переиздана в Екатеринбурге, издательский дом «АКВА-ПРЕСС», 2006 год, стр. 134 (в переиздании): «Оказалось, мы приехали в неудачное время: была крестьянская страда, когда рабочие уходят на полевые работы, а завод должен прекратить свою деятельность. Мне впервые пришлось познакомиться здесь с этим оригинальным явлением на Уральских заводах – «страдой». Позже, объезжая средний и южный Урал, приходилось встречать много заводов в таком же точно положении. Вообще, июль месяц – самое неудобное время для осмотра Уральских заводов. Страда продолжается различно: от 2-х недель до 5-ти. «Страда» является как бы отдыхом от тяжёлой заводской работы. Во время страды почти все работы прекращаются, действуют обыкновенно только домны, но иногда и они останавливаются; заводоуправления пользуются этим временем для ремонта». Обращаю ваше внимание, что это – 1899 год, когда в России капитализм, до заводов дошли железные дороги, по которым и ехала экспедиция Менделеева, а крепостного права нет. Соответственно, в XVIII веке эта ситуация была выражена более ярко.
На все прочие сомнения я точно также могу найти цитаты из авторитетных источников, но полагаю, что этих двух фактов достаточно. Мне жаль, что мои сведения подвергаются сомнению. Я ведь писал книгу не в порыве безумного вдохновения, а очень дотошно изучил материалы. Хотя ошибки есть - но не такие значительные, как вопрос о "страде". Кстати, летом заводские пруды обсыхают, и воды в них недостаточно для действия заводских машин.

25.01.2009 Светлана

Здравствуйте,Алексей! У меня знакомство с вашим творчеством началось с "Географа", книга очень понравилась, прочла за выходные залпом. Следующей книгой была "Сердце пармы". Сначала я даже отложила книгу, не ожидала, что она будет настолько другой, что ли. Но теперь не могу оторваться от ваших книг. Я никогда не бывала в Ваших краях, и наверное не смогу побывать. Поэтому мне очень не хватает иллюстраций к Вашим книгам! Псков очень далек от Перми, здесь свои обычаи и свои наречия, поэтому многие слова, к сожалению, я не совсем смогла понять.

ответ

Уважаемая Светлана.
Иллюстрацией к моим романам будет фильм "Хребет России", который покажут по телеку, и, разумеется, моя фотокнига. Ориентировочно всё это появится осенью.
Но не исключайте возможности и лично побывать на Урале. Фиг его знает, как получится. Я вот очень долго не верил, что мои книги издадутся, - хотя не знаю, насколько для вас убедителен этот пример.
А непонятные слова так и были задуманы непонятными. Мне ведь ничего не стоило приложить к книге словарик - для собственного пользования он имеется. Но тогда потерялась бы звуковая магия, исчезло бы ощущение иного мира, где блуждает читатель. Так что - всё нормально.

22.01.2009 Александр

Уважаемый Алексей, доброго здоровья.
В "Сердце Пармы" в сцене встречи Ионы и Ничейки со скудельниками есть такая деталь: "... кивнул ватажник, прилаживая на средний палец правой руки, на ладони которой лежал нож, волосяную петлю и натягивая ее на рукоятку. ... для чего нужна волосяная петля на пальце. Одно короткое движение руки - и нож по рукоятку войдет меж его ребер."
1) Сначала я подумал, что петля - какое-то метательное приспособление, но сразу передумал. Думаю, это - фиксатор, предотвращающий проскальзывание ножа в руке при уколе. Так?
2) Где можно посмотреть примеры таких петель и способов их крепления на рукоятке?
Спасибо, отлично пишете.

ответ

Уважаемый Александр.
Меня сравнительно недавно уже спрашивали в этом разделе сайта про нож на петле... Нет, нож - метают, и петля - что-то вроде пращи. Я уже не помню, как она крепится, - забыл, как забыл, например, системы узлов для альпинистской страховки. Эту сцену я писал лет 15 назад. Не помню даже, где брал материал по этому виду разбойничьего оружия. Помню только, была книжка-брошюрка про всякие кистени, песты, шелепы и проч. Увы!

19.01.2009 Юлия

Уважаемый Алексей! Что значит "пройти отуром"?

ответ

Уважаемая Юлия.
"Пройти отуром" - значит, обогнуть препятствия, разворачивая судно на 180 градусов. В романе - стукнуться носом барки в берег, отскочить кормой вперёд и тем самым обойти скалу, которая стоит немного ниже по течению того места, где стукнулся. Траектория движения напоминает "птичку", клюнувшую остриём в берег. Этот приём сейчас используют туристы-водники, потому что надувные катамараны хорошо пружинят при толчке. Такой способ прохождения препятствия называется "телемарк".

17.01.2009 Лана

Алексей Викторович, про позвоночник истории Вы говорили в интервью 3-летней давности:Книж. обозрение, 20.06.2006

ответ

Уважаемая Лана, вы, чёрт возьми, правы. А у меня, видимо, склероз. Приношу свои извинения Евгении.
Надеюсь, она не обиделась. И тем не менее, сейчас я так уже не думаю. Сейчас та мысль представляется мне поверхностной.

15.01.2009 Сергей

Алексей здравствуйте.Хотелось бы проити по местам событий романа Сердце Пармы. К сожалению не все названия совпадают с настоящими.Может подскажете?

ответ

Уважаемый Сергей.
Боюсь, что в "Сердце пармы" почти все названия совпадают с настоящими.
И каким маршрутом вы хотите пройти? По верхней Каме от Кая до Соликамска или до Перми? От Чердыни до Усть-Выми через Чусовское озеро? От Чердыни до Пелыма? От Чердыни до села Торговище на Сылве? В "Сердце пармы" маршруты очень разнообразные, расходящиеся от Чердыни звездой на все четыре стороны света.

15.01.2009 Ильяс

Уважаемый Алексей!
Прочитал на этом сайте статью А.Старобинец \"Человек Пермского периода\". Покоробило ее мнение о перми и пярмяках. Но пусть ей.. Вопрос в другом, Вы, пользуясь терминологией Морожова, подержали девушку - А.Старобинец - \"за булку\"?

ответ

Ильяс, а у вас всё в порядке с воспитанием?

15.01.2009 Евгения

Здравствуйте, уважаемый Алексей! В одном из Ваших интервью шел разговор о "позвоночнике" истории. Если продолжить такую интересную аналогию разных российских правителей с "позвонками и хрящами", то после Александра Второго как бы Вы распределили последующих "царей" до наших дней? В частности Сталина: ведь при нем давило и плющило ого-го как, неужели он хрящ? В любом случае идея очень оригинальная, как и все у Вас. Спасибо.

Уважаемый Алексей Викторович, задала Вам вопрос про "позвоночник" истории, а теперь переживаю, что он, конечно же, наивный: при желании можно и самому сообразить. Но у меня упорно получается, что все правители в этом хребте - позвонки, а народ - между ними, и плющит его, и давит со страшной силой верх и низ, независимо от значимости правителя...
И еще, Алексей Викторович, почему Вы связываете психоанализ с язычеством? Я пыталась понять: потому что он имеет дело с темными, стихийными, первобытными силами подсознания, стремится вытащить их на свет, так же как язычники освещают пламенем костра пещеру, и их тени отражаются на стенах? Но ведь это только часть психоанализа, основная работа - это работа с сознанием, с внутренне осознанным принятием решения изменить свою жизнь, разобравшись со своими "темными аллеями"...
Огромное спасибо за Ваши чудесные книги и за возможность писать Вам!

ответ

Уважаемая Евгения.
И вам спасибо за вопросы. Я оба ваши вопроса совместил в один, чтобы проще было отвечать.
Честно говоря, я не помню, чтобы я сравнивал историю с позвоночником. Под "хребтом России" я подразумевал набор жизненных стратегий "опорного региона" России, а не чередование жёстких и мягких правителей государства. Тем более, что такого чередования не было. Я опасаюсь, что вы чересчур буквально расшифровали метафору "позвоночника".
А психоанализ считается язычеством не мною, а всей церковью. Потому что в основе христианского представления о человеке лежит понятие души, сакрального содержания человека, которое подвластно богу. А в психоанализе основой человека считается не душа, а психика, то есть, огрубляя, система реакций на раздражители. Психоанализ - феномен материалистичного толкования мира, а материализм противоположен идеализму, то есть, в данном случае, вере.

14.01.2009 Александр

Здравствуйте, Алексей! Спасибо вам огромное за ваши книги! У меня к вам такой вопрос, в "Сердце Пармы" очень много рассказано о взаимоотношениях коренного населения с людьми, пришедшими с Руси. Я живу в Великом Новгороде, и мне в первую очередь интересны были новгородцы-ушкуйники. На мой взгляд, в описываемый вами период истории, жители новгородской земли отличались от жителей Московии очень сильно. Как вы считаете, осталось ли в жизненном укладе, культуре Урала что-то от тех самых лихих новгородских ватаг или же нет? Заранее благодарен!

ответ

Уважаемый Александр.
Я тоже считаю, что в ту эпоху по ментальности московиты и новгородцы отличались друг от друга разительно. Но сейчас от ментальности новгородцев на Урале не осталось ничего. Дело в том, что история Урала - если обобщать - несколько раз начиналась с нуля. Сначала с нуля её начала Чердынь. Потом - Строгановы и Ермак, "перебившие" всю "древнерусскость" менталитета Чердыни средневековым слободским менталитетом. Потом с нуля всё начали горные заводы, "перебившие" слободской средневековый менталитет заводским металитетом нового времени. И так далее. В конечном итоге, в 20 веке всё перекрыл зэковский подневольный менталитет. Конечно, нижние слои влияли на верхние, переформатировали их под себя, но в бытовом отношении от древности в сознании социума не осталось ничего - только культурные архетипы, которые не идентифицированы никем. Так что искать на Урале Новгород бесполезно, тем более, что он и не занимался колонизацией Урала.

11.01.2009 Максим

Здравствуйте, Алексей! Я написал мистическую повесть и меня интересует, насколько реально ее издать. И вообще издать мистичекое произведение в России.

ответ

Уважаемый Максим.
По-моему, в России чего только не издают, в том числе и огромное количество "мистических" произведений. Реально или нереально издать - зависит от ваших способностей - писательских и пробивных, связей и везения. Лично я ничем помочь не могу, увы.

10.01.2009 Светлана

Уважаемый Алексей! Хотелось бы уточнить свое восприятие Географа с тем, что Вы сами туда закладывали. У меня возникло ощущение, что в романе затрагивается тема о детскости взрослых и о взрослости детей. Границы для Служкина между его Я в детстве и Я взрослым – нет. Он – взрослый мальчик и логично влюбляется в девочку Машу. В принципе, друг от друга взрослые и дети отличаются только возможностями.
Еще у Вас в романе женское исследование с двумя положительными персонажами Чекушкой и Угрозой Борисовной? У меня возникло такое впечатление. Потому, что остальные: Рунева – паразитка; Кира считает себя самой умной, поэтому дура; Ветка – балда; Надя ищет виноватых в своей судьбе и упорно навязывает эту роль Служкину – все они подвида «бабы обыкновенные». Вздохнуть и есть то, что положили. Наверное такие мы и есть. Мне интересно, чего хорошего Служкин и Будкин нашли в Наде?
Я уж не буду затрагивать тему красот Уральского края.
В общем, написала, чтобы «сверить часы», а то я в школе «Тимур и его команда» прочитала, как любовный роман.
Спасибо.

ответ

Уважаемая Светлана.
Мне как-то очень трудно ответить на ваши вопросы...
По-моему, вы видите в "Географе" противопоставления, которых нет. Детскость взрослых - это инфантилизм, обусловленный многими причинами, социальными в особенности. Взрослость детей - это отсутствие в их жизни настоящих взрослых, заброшенность. И то, и другое говорит только о моральной ситуации в обществе, где происходит подобное, но друг другу не противопоставляется.
То, что Служкин - взрослый мальчик, ну и что? И Будкин с восторгом предаётся детским воспоминаниям, и Колесников ведёт себя как пубертатный подросток. Ситуация в стране, когда мужчина не может реализовать свою роль кормильца и защитника, провоцирует на инфантилизм поведения.
Угроза и Чекушка - явления одного порядка, но разных обществ. Тоталитарная система школьного обучения, которая губит и учеников (Служкин в детстве), и учителей (Служкин взрослый). Я не считаю Угрозу и Чекушку "положительными" - в контексте романа, разумеется. Вне романа они могут быть очень порядочными людьми, но это - за пределами книги.
Я не считаю Сашеньку, Ветку, Киру и Надю бросовыми людьми, "бабами обыкновенными". Женщины ищут счастье - в меру своего понимания методов поиска. Это очень естественно и правильно. И единственный вывод - то, что таким образом, каким они это делают, они не обретут счастья в лице конкретно Служкина, Будкина или Колесникова. Но от неполноты своего понимания жизни героини становятся не хуже, а несчастнее.
А что хорошего Служкин и Будкин нашли в Наде?.. Какой-то странный вопрос. Влюблённость не мотивируется. Конечно, её можно мотивировать задним числом, но такое объяснение всё равно останется схематичным, неполным. Чего хорошего Ромео находит в Джульетте, Онегин - в Татьяне и т.д.? Хорошее - не редкость, и такое же хорошее можно найти в других людях. Найти - но не влюбиться.

10.01.2009 Кирилл Дегтярёв

Алексей, спасибо за ответ.
Если позволите, ещё вопрос вдогонку, уже о хумляльте Асыке.
Против чего и за что и он, по-Вашему, воюет?
На вопрос, против чего, ответить проще. В том же разговоре с памом, Асыка довольно ясно говорит, что главная опасность, которую несут русские – это их бог, Христос. При этом про Асыку не скажешь, что он Христа не понял по недостатку ума или незнанию. И ума ему не занимать, и «русских шаманов» он слушал. Так что всё он, вероятно, понял.
А вот ради чего он идёт в бой против Христа? Асыка не производит впечатления искренне верующего язычника – консерватора и, как бы сейчас могли сказать, борца за «сохранение мансийского народа и его этнокультурного своеобразия». Обычаи, мораль и этику своего народа он сам легко переступает и людей не щадит – не только чужих, но и своих. А отношение Асыки к традиционной языческой вере вполне прагматично – как к «матрице», удерживающей общество в определённом состоянии.
Наконец, стать фанатичным и беспощадным бойцом можно, всё-таки, ради какой-то масштабной идеи, «сопоставимой» именно с христианством.
В итоге получаем, что идеей Асыки является антихристианство как таковое, а родное язычество для него ценно постольку, поскольку оно «работает» на эту идею. Иными словами, Асыка выходит неким «локальным» антихристом.
Согласились бы Вы с этими рассуждениями и, если нет, что бы сами ответили?

ответ

Уважаемый Кирилл.
В принципе, я могу согласиться с вами, - да вы и сами ответили на свои вопросы. Хотя лично я вижу ситуацию несколько более "человечно". Воюют за идею - это в учебниках истории. В моём романе, например, князь Михаил сопротивляется московитам только потому, что чувствует себя оскорблённым. Так же и Асыка. Христос там, русские - да, это важно. Но важнее вернуть тамгу, подаренную Калине по мальчишеской глупости. Важнее сделать своё Пелымское княжество сильнее Перми Великой. Важнее доказать что-то своей женщине - Тиче. Всё вместе. Я не задумывал Асыку как олицетворение идейного языческого сопротивления христианству. История складывается из довольно иррациональных человеческих поступков. Зачастую люди их ничем не мотивируют - только ощущением, что надо сделать так, а не иначе. Поэтому пам вполне справедливо говорит Асыке, что тот не прав.

страница: 40 из 211

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram