Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



18.05.2009 Владимир

Уважаемый Алексей Викторович!
Вчера на Каннском кинофестивале показывали "Ивана Грозного и митрополита Филиппа". Прочитал первые отзывы, и отзывы, увы, не лестные, в том числе и о "плохой драматургии".
Видели ли Вы фильм? Если видели, то как Вам картина?

ответ

Уважаемый Владимир.
Фильма я пока не видел. Да и некорректно мне высказываться о нём. А про плохую драматургию... Ну что ж, как известно: "я не полтинник, чтобы всем нравиться". Для жюри Каннского фестиваля драматургия ничего, прокатила. Я понимаю, что там требования несравнимы по высоте с требованиями обозревателей или ЖЖ-юзеров, но меня и это утешает.

15.05.2009 Константин

Два уральских эпизода.
Я и бабушка пошли за грибами. Место -Кузьминка впадает в Гаревую. Ландшафт -угор, спадает к Каме. Лес, место сто на двести, и мы там заблудились. Ходили там часа три. Самое смешное - по уму, вниз - Кама, вверх - поле. А мы выйти не можем. Овраги страшные (не видел потом никогда). Бабушка страшно заматерилась, и вышли мы на просеку электропередач.
Второе - брат и сестра шли из Семенцев до Аверино. Вдруг - устье Кузьминки. Прошли мимо Аверино! Им тогда лет по 10-12 было. Брат скомандовал - одежду на левую сторону переодеть. Вышли к дому бабушки. Леший водил, и водяной. Место такое. Если Вам интересно, узнаю подробности. Брат у меня, хоть и железнодорожник, но все все вещи эти помнит. Ему 37 лет, и он нехотя рассказывает, только мне.

ответ

Уважаемый Константин.
Вы знаете, у Владимира Даля - автора знаменитого словаря - есть книга "О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа". И там описаны точно такие же случаи: заблудились в трёх соснах, пронесло мимо знакомого места... И способы борьбы с такими чудесами - абсолютно точно те же: ругаться матом, вывернуть одежду. Ваши рассказы - как археологическая находка.

14.05.2009 Александр

Здравствуйте уважаемый Алексей!
Прошу вас не обижаться на на вопрос про конъюнктуру? Нет - так нет. Хотел просто узнать, все ли у вас написано так, как вы хотели или рынок оказал влияние. "Чердынь - княгиня гор" ведь периименовали. Другому человеку я бы такой вопрос вряд ли бы задал? Вы как мне кажется, отвечаете искренне.
А про клещиков тема как мне кажется интересная, возьмете потом, да напишете повесть про борьбу советских ученых и разведчиков с происками японских милитаристов на Урале. Информация по этой проблеме все-равно где-то есть. Гипотеза про японцев подарена также человеком из "суперсемидесятых".
Еще хотел спросить, были ли на самом деле у вогулов спецчасти на лосях или это вымысел?

ответ

Уважаемый Александр.
Я уже много раз отвечал на этот вопрос. Отвечу снова - кратко. Лоси поддаются приручению. Сейчас в России есть две лосефермы - в Печоро-Илычском заповеднике и, кажется, под Костромой. Прирученные лоси многократно фигурировали в истории боевых действий - и в Финской войне 1939 года, и в Северной войне Петра I. Археологические данные свидетельствуют, что и в средневековье у уральцев были прирученные лоси. Их кости на святилищах находят там, где кости домашних животных, а не там, где кости диких животных. Всё остальное в романе - вымысел.

14.05.2009 Михаил Кривов

Уважаемый Алексей! Спасибо за Ваши произведения! Прочёл пока «Сердце Пармы», «Золото бунта», «Блуда и МУДО» и получил удовольствие, какого от современной русской литературы давно не испытывал. Тем паче, что погружаясь в миры Ваших книг, нахожу там много близкого для себя как в лично-биографическом, так и в познавательно-мировоззренческом планах. (Похожее ощущение было после знакомства с мирами Борхеса).
Сейчас странствую по «Message: Чусовая» (СПб, Изд. Дом «Азбука-классика», 2007).
Позволю себе указать на фактическую ошибку в книге. На стр. 180 в последнем абзаце Вы упоминаете 1597 и 1598 годы, увязывая их с деятельностью Ивана Грозного. Согласно традиционной истории Иван скончался 18 марта 1584 г., после чего до 7 января 1598 г. царём был Феодор Иоаннович. К сожалению, такие огрехи «задевают глаз» и чуть портят общее впечатление. Впрочем, может быть, эта ошибка уже исправлена.
С уважением и предвкушением новых открытий в путешествиях по Вашему Космосу

ответ

Уважаемый Михаил.
Спасибо за хорошее отношение к моим текстам.
А на эту ошибку мне уже неоднократно указывали читатели. Я уже её несколько раз прокомментировал. Жалко только, что редактор "Азбуки" был не таким внимательным, как читатели.

14.05.2009 Илья

Здравствуйте, Алексей Викторович!
Солидарен с мнением Анны о том, что Михаил больше похож на интеллигента, чем на средневекового феодала. При анализе тех немногочисленных фактов его биографии, которые нам известны, наиболее интересным кажется его "амнистия" и возвращение из Москвы. Вам не кажется, что это объясняется тем, что Иван III понял, что только этот человек сможет удержать в узде диковатую периферию? И для этого нужен характер, не допускающий рефлексий? Про Ричарда Львиное Сердце говорили, что от его голоса приседали кони... Думаю, что человек, который смог бы удержать в кулаке такую специфическую территорию, которой в то время являлась Пермь Великая, должен был быть примерно таким же. Но, конечно, это касается лишь вопроса исторической достоверности; литература живёт по своим законам.
С искренним уважением,
Илья

ответ

Уважаемый Илья.
Вообще-то русская история знает немало князей-"интеллигентов". Борис и Глеб, к примеру. Или Ярополк - брат князя-святителя Владимира. Дело не в "интеллигентности". И не в "эффективности" князя. Дело в его легитимности. Михаил был легитимен, другие князья - нет. В то время было обычной практикой вытащить местного князя в Москву и вынудить его дать присягу. А потом отпустить восвояси. В том же "Сердце пармы" вспомните историю с вогульскими князьями Калпаком и Течиком, которых отпустили из Москвы живыми и полновластными, хотя взяли в плен на войне как врагов. Вопрос с "отпусканием" князя Михаила - вопрос исторических реалий, а не литературы.

13.05.2009 Александр

Здравствуйте, уважаемый Алексей!

Спасибо за ответ, а то мы тут в праздники плавали по Серебрянной, так один матерый турист(он на самом деле матерый, из "семидесятников") рассказал, что уже смотрел "Хребет России" и он ему не понравился. Хотя вы сами наверное знаете, что среди туристов полно фантазеров-сказочников. Хотел спросить Вас о том, каким образом на Урале возник мощный эпицентр разгула клещевого энцефалита. Японцы? Может быть вы знаете об этом или у вас есть гипотеза? Ваше мнение меня интересует. Хорошо, что со здоровьем у вас все в норме. Интересная у вас переписка с Ю.М. Барановым получилась. Дядька -молодец, такими штуками занимается. Вас хвалить не буду - итак все хвалят, хотя вроде бы как по делу. Кстати на Серебрянной-серебрянке есть таблички и с обеими названиями.Еще один вопрос(прошу не обижаться): вы - конъюнктурщик?
Надеюсь на ответ. Желаю крепкого здоровья и мощного потока творческого вдохновения.

ответ

Уважаемый Александр.
Пожалуй, вы зря надеетесь на мои ответы. Я ещё не выработал теории про уральский очаг клещевого энцефалита. А про конъюктурщика решать вам, а не мне.

13.05.2009 Анна

Уважаемый Алексей Викторович!
Когда читала "Серце Пармы" у меня создалось такое впечатление, что князь Михаил Пермский скорее напоминает рефлексирующего интеллегента, чем средневекового князя. Хотя он и называется в тексте "книжником". Все его поведение: с женой, с сыном и дочерью несколько не такое, какое сложилось бы при княжеском воспитании в то время, но это только сугубо мое личное мнение и впечатление. А вот вопрос: Вы так его и задумали или он по каким-либо причинам таким "получился"?
С уважением,
Анна

ответ

Уважаемая Анна.
Да, я его таким и задумал. Хотя я не выбирал. Я тщательно изучил исторический материал и удивился сам, когда понял, что фактам жизни князя Михаила Пермского, которые известны историкам, соответствует именно такая личность. Сейчас мы называем подобных людей интеллигентами, а в принципе - это просто люди с умом и совестью, но без пассионарности, без напора.

11.05.2009 Ласточка

Здравствуйте, Алексей Викторович! В новостях сайта прочитала - "В этом году лауреатом Строгановской премии стал галерист Марат Гельман. В ответ Алексей Иванов перечислил свою премию музею Строгановское Усолье на севере Пермской области." Прошу вас пояснить - что значит "в ответ"?

ответ

Уважаемая Ласточка.
Мне бы не хотелось углубляться в причинно-следственные связи. Тем, кому они актуальны, и так всё понятно. А для других пусть этот мой поступок останется странным жестом благотворительности в знак несогласия с награждением уважаемого человека. Асимметричным ответом.

11.05.2009 Баранов Ю.М.

Уважаемый Алексей!
1. Река и впрямь Серебряная! Когда уже отправил Вам письмо, решил проверить название и залез в карты Свердловской области. И с удивлением обнаружил – Серебряная. Хотя и сам был уверен, и все мои знакомые рыбаки-туристы-охотники в голос утверждают, что река называется Серебрянка. Значит, такое у нее «народное» название!
3. Нормальная замена: «водобойные» – «вододействующие"
6. По этому пункту я имел в виду то обстоятельство, что обычно принято называть уральские заводы по исторически сложившимся названиям, например, Лысьвенский (1785 г.), Бисерский (1787 г.). Существует Указатель «Горные и металлургические заводы Урала XVII-XX вв.», изданный институтом истории и археологии УрО РАН.
А вот с высказыванием «Сейчас не показать того, что было в 18 веке», не могу согласиться, и «московского художника» из пункта 2 могу покритиковать. Дело в том, что в рамках своей научной деятельности я занимаюсь реконструкцией утраченных памятников индустриальной культуры Урала. Главная цель моих исследований и компьютерных реконструкций – показать специалистам и обычным людям, в том числе, и «что было в 18 веке».
Если Вам будет интересно, могу выслать, к примеру, изображение компьютерной модели плотины уральского завода 18 века или анимированную компьютерную модель «водобойного» молота.
По поводу «главное - не точный фактаж, а основное знание и живое впечатление». Выскажу сугубо свое мнение. Когда во время просмотра какой-либо TV передачи я замечаю неточность или ошибку в изложении известного мне факта, у меня закрадывается сомнение в правдивости других фактов и общего посыла всей передачи. Не я сказал – «Единожды солгавши - кто тебе поверит?».
С уважением.

ответ

Уважаемый Юрий Михайлович.
Я стараюсь покупать все издания Института истории и археологии УрО РАН. По-моему, этот институт - главное хранилище и региональной памяти, и региональной идентичности. Я знаю про этот указатель. Но часто пользуюсь "человеческими" топонимами, потому что это оживляет отношение к месту. Например, не "Бисерский завод", а "Бисер". Ведь в живой речи люди говорят не "Санкт-Петербург", а "Питер".
Московского художника я тоже могу покритиковать, только ему это, в общем, безразлично. Он же московский, он и так всё знает.
А мои слова о том, что «сейчас не показать того, что было в 18 веке», конечно, чересчур категоричны. Остались пруды, некоторые строения, образцы техники. Но я имел в виду не музейную экспозицию, а ансамбль на ландшафте. До которого можно дотащить съёмочную группу. Ведь наш фильм - не учебный, он должен быть интересен не только тем, кто и так интересуется историей Урала, а всем.
А вот по поводу "единожды солгав", по-моему, теперь уже вы чересчур категоричны. Солгать - значит выдать неправильную информацию в корыстных целях. Ошибиться, упростить, художественно трансформировать или даже иметь иную точку зрения на событие - это не значит "солгать".
В минутный эпизод или в минутный комментарий экранного времени не впихнуть всю сложность события или явления. Поэтому событие или явление надо превращать в образ, иначе зритель не поймёт. Представьте, что на экране начнут мелькать промышленные чертежи - даже вы ничего не успеете разобрать. А они начнут мелькать, потому что современный монтаж - клиповый. Жаль, что вы так непримиримо-ревностно относитесь к сложившейся ситуации. Хотя чего иного ждать от профессионала? Так и должно быть.
Я бы хотел попросить у вас разрешения пользоваться вашим электронным адресом и обращаться к вам, когда возникает необходимость именно в таком культурном продукте, который производите вы. Вот сейчас готовится российская выставка в Шанхае 2010, и возможно на ней будет представлен тип уральского городка - горного завода. Если это случится, если мне удастся убедить организаторов в уникальности нашего уральского образа жизни, то художники будут как-то работать с образом горного завода, чтобы предъявить его публике. Кто лучше вас сможет им помочь? Никто. Поэтому и прошу разрешения.

06.05.2009 Дмитрий

Здравствуйте Алексей Викторович! читая Вашу книгу "Золото бунта" встречаю много ошибок в названиях деревень и посёлков например "Вашкэрский перебор" (правильней было бы Вашкурский...) "...Дикого острова за деревней Купально" (деревня Копально) и т.д. С чем связаны такие ошибки? или это просто опечатки при наборе текста в издательстве? немного портят впечатление от прочтения. Но в общем книга интересная, приятно читать о родной Чусовой!

ответ

Уважаемый Дмитрий.
Конечно, вы правы. Объясню ситуацию. Чёрт меня дёрнул в тексте рукописи поставить ударения. В издательстве редактор решил их убрать. И включил для этого компьютерную программу. А программа почему-то меняет "о" с ударением на "у". Вот так всё и получилось. В романе - целая куча таких словесных ляпов, не только с Вашкорским перебором и деревней Копально.
Кстати, существует два варианта названия - и Вашкор, и Вашкур. Вашкор - основной, по принципу наименования на "кор" и "кар" - "крепость". Ну, как Искор, Майкор, Мечкор, Кудымкар или Сыктывкар. Но на речке Вашкур никакой крепости никогда не было. Поэтому я считаю, что правильно - "Вашкур".
А куда же делся Дикий остров за деревней Копально?

06.05.2009 Константин

А история Урала 19 века, начала 20. Не будете заниматься? Здесь, наверно, дымки нет, тумана такого, чего то недосказанного, неизвестного?
И еще. У меня последние годы создается впечатление, что Пермь дутый какой то город. И сейчас сдувается, исчезает. Жизнь в нем все тише как-то, по привычке идет. Кончается пермский период. Нет такого?

ответ

Уважаемый Константин.
Почему же не занимаюсь этой историей? Только что закончил "Хребет России", делаю "Лысьву" - там очень много про эту эпоху. И вообще она не менее яркая и интересная, чем прежние. Военно-заводской режим, алмазы, изумруды и булат, Царь-Молот, Царь-Домна и Царь-Пушка, малахит, открытие Урала археологического, строительство железных дорог, золотая и платиновая лихорадки, заводы нового типа, Гражданская война с какими-нибудь бронепароходами или Чапаевым. И так далее, далее, далее. Неинтересной истории не бывает.
И ещё. А у меня в последние дни создаётся впечатление, что Пермь дутый какой-то город.

04.05.2009 Андрей

Здравствуйте, Алексей Викторович!
Сожалею, что только сейчас открыл для себя Ваше творчество. С наслаждением читаю "Сердце пармы". Тем не менее, описывая открывшуюся взору Михаила Москву, Вы говорите, что "Город ... щелкал семечки."
Если речь идет о подсолнухе, то его завезли в Россию несколько позже.
Ни в коем случае не цепляюсь, просто надеюсь помочь исправить.
Извините, если Вы и сами уже это выловили.

ответ

Уважаемый Андрей.
К сожалению, ничего в написанном и опубликованном тексте уже исправить невозможно. Но за подробности - спасибо. Я и не знал, и не задумывался о таких простых вещах, как семечки. Надеюсь, эта ошибка не аннулирует всего остального содержания романа.
Я рад, что у меня есть такие требовательные читатели, как вы.

29.04.2009 Некий П.

Здравствуйте Алексей.
Откопал в одной электронной библиотеке приписываемое Вам произведение "Граф Люксембург". В "канонических" списках ваших трудов оно не значится. Будьте любезны - подтвердите или опровергните свое авторство.

ответ

Уважаемый П.
Это не моё произведение. Я думаю, что фамилия Иванов - не самая редкая в России, вот и получаются недоразумения.

28.04.2009 Алексей Неугодников

Добрый день, Алексей!
Несколько вопросов разных.
1) Я прочитал «Графа Люксембургского» в Интернете. Поскольку нигде не вижу перекрестных ссылок в дискуссиях на Ваше имя (на сайте), спрошу осторожно: это Ваше? Хотя мне по стилю, по запалу, по сердцу – Ваше. Интернет – вещь обманчивая, могу ошибиться. Если Ваше – скажите, пожалуйста, почему не присутствует в списке обозначенных «томов» на сайте? Или не мэйнстрим?
2) Ваше отношение к контркультуре. С одной стороны – даже в одном из ответов на сайте Вы Удаффком позиционируете как некое явление, самоцелью ставящее сам факт необычности самовыражения, с другой - «БЛУДО И МУДО» ОНЛАЙН, интервью на сайте.…В принципе противоречия нет, только, кажется, разные полюса сводятся в декларировании и в реализации. Так ли это?
3) Для меня вопрос контркультуры важен. Сам кое-что на Литпроме накатал. Вот, если не ошибаюсь, Бердяев, представлял цивилизацию и культуру как сообщающиеся сосуды – больше одного – меньше другого. Нет ли здесь некого более объемлющего, более масштабного процесса, чем дуэль модернизма-постмодернизма/ индустриального-постиндустриального? Или я ломлюсь в открытую дверь?
4) Контркультура. Мат в обиходе. Подросток (мягко говоря) грубит – при этом его эмоциональный и социальный посыл в 10 раз меньше тех словесных «дензнаков», которыми обозначил. Книги и культура и телевидение с ним заодно. Мы – из 80-х, 90-х ( не дай Бог сказать – из 70-х) знаем цену диалогу. Молодые упрощают коммуникацию. С этим упрощаются чувства. Контркультура – синоним простоты и победы?

Спасибо.

ответ

Уважаемый Алексей.
Вы задали столько вопросов, что у меня всё разбегается - и глаза, и мысли.
Этого "Графа" написал не я.
Я - не сторонник контркультуры. Но, на мой взгляд, контркультура есть только тогда, когда есть культура. Я - за культуру. Если кто-то начнёт с ней спорить - правильно, так и надо. Но, одобряя факт несогласия, я не одобряю суть несогласия, - но с ней, с сутью, надо разбираться индивидуально.
Про Удафкон, про мат, про моё отношение к этому - разговор долгий и большой. Если хотите - спрашивайте, но в этом посте я пока ничего не отвечу.

28.04.2009 Юрий

"И в финале Моржову не нужно ни пистолета, ни пиксельного мышления. Он становится настоящим по-настоящему, когда убивает подонка голыми руками и по логике, в общем, священного, не-"пиксельного" гнева."
Алексей Викторович, а вы не считаете, что избавившись от отдного ПМ, став "настоящим по-настоящему", у Моржова возникло другое - с другим типоразмером пикселей и с другими "подпорками"? Ответьте откровенно, Вы ощущаете настоящие или пиксельные начала в своем мышлении?
И еще вопрос человека, знакомого с устройством сплавных барок только по Вашим книгам. Почему в романе "Золото бунта" такой высокий процент разбившихся барок? Это художественный прием или действительно значительная часть всего сплавного железа лежит на дне Чусовой? И почему люди с разбившихся барок тут же гибли в воде: от неумения плавать или были более серьезные причины?

ответ

Уважаемый Юрий.
Да, я считаю, что я не мыслю "пиксельно". Хотя часто приходится свою мысль упрощать так, что она становится похожа на однозначный "пиксель". И вообще: я могу быть не прав. Спорить и обсуждать - это дело нормальных, вменяемых людей.
То, что Моржов тоже судит одномерно, - это правда. Но для такого героя в такой ситуации иного способа мышления я не вижу. Для литературного героя важнее поступок.
Согласно статистике, на сплаве "железных караванов" погибала примерно каждая 30-ая барка. Но в разные годы бывало по-разному. Люди гибли не от того, что барка тонула, а от того, что вода - очень холодная. Человек может выжить в ней только 4 минуты. Даже если его потом достанут, и он, к примеру, тут же начнёт пить водку, он всё равно умрёт. А заводчиков особенно не волновало, сколько барок разобьётся. Потому что летом утонувшее железо, или чугун, или медь, легко достанут - Чусовая же мелкая. Убытка не будет, будет задержка в прибыли. А погибнет не железо - погибнут люди. Но на них заводчики плевали.

страница: 49 из 210

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram