Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



06.11.2009 Вера

Алексей Викторович! Вам понравился фильм "Царь"?

ответ

Уважаемая Вера.
Я не считаю для себя корректным комментировать этот фильм. Я ведь тоже причастен к нему - но не настолько, чтобы брать на себя всю ответственность. А прыгать попой со стула критики на стул похвалы несолидно, да можно и промахнуться. Моя "зона ответственности" - книжка, вот о ней и спрашивайте.

04.11.2009 Оксана

Общага в "Общаге на крови" - не 5-ка ли УрГУ? P.$. От книги в восторге!!! Оторваться от чтения было невозможно.. Спасибо Вам!

ответ

Уважаемая Оксана.
И вам спасибо. А общагу вы опознали правильно.

01.11.2009 Ярослав

Здравствуйте, Алексей! Летом 2005 года упивался "Сердцем Пармы". Вы подарили фантастическое ощущение погружения в Историю - детством с Чукотки и с ней в сердце - я впервые почувствовал своё родство к Перми, к Уралу. В тот же год попал в командировку в Чердынь – и все «сложилось». После «Золота бунта» и «Общаги на крови» (все общаги одинаковы? - ЛГУ, Старый Петергоф) казалось, что Вы шагнете прямо в сегодняшний день… Но, выражаясь бюрократическим языком, историзм сменился психологизмом… Нет, осталось всё настолько же здорово, читается на одном дыхании, за ночь, за один переезд в Москву… только очертания Правды Истории пропали (в моем восприятии, конечно). Нет, я ожидал не суда над современностью - он, наверное, объективно и происходит через линии судеб в последних произведениях… Масштаб изменился: было о жизни народов – и не стало… Большое видится на расстоянии (глубина – с высоты)? Наверное, правильно – эпос слагается через века. Или в планах есть что-то? Кажется, у Вас должно получиться. Спасибо!

ответ

Уважаемый Ярослав.
Спасибо.
В планах у меня пока ничего нет. Точнее, главный план - доделать начатое, а это четыре разных проекта. С таким довеском пока не до нового.

31.10.2009 Сергей

Здравствуйте, Алексей. Идея музеев on-line - это здорово! Но мой вопрос в другом. Со школьной скамьи недолюбливаю понятие литературного образа. Разве не каждый из нас где-то Служкин, где-то Моржов, где-то Игорь и т. д.? Или я неправ? С уважением

ответ

Уважаемый Сергей.
Конечно, вы правы. Все мы в чём-то совпадаем с другими людьми - реальными или вымышленными. Но в чём ваш вопрос?

29.10.2009 сергей

Здравствуйте, Алексей. Только что услышал в новостях о пермских инновациях в области образования. Вы еще не приобрели диски с уроками истории в стиле рэп?

ответ

Господи, Сергей, мы уже и до этого докатились?..
Я понял: гельмановщина - когда всё превращается в глумливую развлекуху под соусом актуальности и за бабло местных лохов. Ладно - пермский музей интеллектуальных эксрементов, театральные драмы деградаций, это "город принял". Но на школу-то зачем замахиваться? Эдак мы скоро докатимся до того, что удаление аппендицита превратят в перформанс, а ежели пациенты начнут дохнуть - так искусство требует жертв.

28.10.2009 Дмитрий

Здравствуйте, Алексей!
Вопрос/предложение по поводу музея в поселке Кын.
Возможно, для начала было бы логичней сделать виртуальный музей он-лайн? Это позволит оценить уровень заинтересованности общества в этом проекте. Если тупик с госфинансированием по линии культуры или туризма, то потенциальным частным инвесторам можно предъявлять виртуальный музей в качестве «презентации».
С уважением, Дмитрий.

ответ

Уважаемый Дмитрий.
Я тоже думал над он-лайн презентацией Кын-проекта. Но здесь есть определённая сложность. Кын можно оценить только в контексте. Контекст - это дорога. Едешь в Кын из Перми - проезжаешь Чусовской завод и Лысьвенский горный завод. Едешь из Екатеринбурга - проезжаешь Невьянский, Нижне-Тагильский, Черноисточинский, Висимский и Висимо-Уткинский горные заводы. Плывёшь в Кын по Чусовой - проплываешь Старую Утку и Старую Шайтанку. И получается, что турист видит Кын, когда он уже "в общих чертах" ознакомился с сутью явления - с горными заводами. Турист воспринимает Кын как "квинтэссенцию", как архетип. И ему понятно, ЧТО ТАКОЕ ему показывают. А без контекста Кын - непонятно что.
При таком подходе к сути проблемы получается, что он-лайн презентация Кына бесполезна без такой же презентации Лысьвы, Тагила, Висима, Старой Утки и т.д. Он-лайновый способ тянет за собой слишком большой объём работы и информации. Поэтому буклет или реальная поездка - более адекватные способы.
А про он-лайн музей у меня была другая идея. Сделать в целом он-лайн музей Урала. Чтобы каждый маленький районный музейчик вёл свою тему - составлял свою коллекцию из фондов всех других музеев Урала. Ну, например, музей Каслей курировал виртуальную коллекцию каслинского литья по всем уральским музеям. Музей Златоуста - коллекцию холодного оружия. Музей Сатки - коллекцию пушек, а музей Мотовилихи - коллекцию артиллерийских орудий. Музей Невьянска - коллекцию невьянских икон, а музей Лысьвы - коллекцию касок и кирас. Музей Ильмен - коллекцию минералов, а музей Кушвы, предположим, коллекцию заводских закладных досок. Пермская галерея - коллекцию пермских богов, ведь они есть и в Кунгуре, и в Соликамске, и в Ильинском, и в Чердыни, и в Тобольске, а общего каталога нет. А чердынский музей собирал бы виртуальную коллекцию звериного стиля. Тагильскому музею сам бог велел собирать старинные промышленные агрегаты, тем более, в Тагиле живёт и работает Ю.Баранов, который анимирует эти машины. А музею Екатеринбурга - собирать архитектурную коллекцию заводов, ведь там в макетах и так представлена половина Урала. В общем, идея понятна. В целом бы получился объёмный музей всего Урала, только в и-нете. Причём каждый маленький музейчик, который вёл бы свою тему, оказывался не местным, а общезначимым.
Самое интересное, что после краж в Эрмитаже создано несколько общемузейных сетей, где собраны отцифрованные экспонаты. То есть, база для такого всеуральского музея существует уже сейчас. Надо только всё сформировать и сделать ресурс. Но - увы. С этой идеей я вылез на уральской конференции музейных работников в сентябре в Кунгуре, и отклик - нулевой. А к власти я и не суюсь, мне там один ответ - через порог и на улицу.

24.10.2009 Неугодников Алексей

Алексей, добрый день!
С радостью узнал, что выходит Ваша книга «Летоисчисление от Иоанна». И даже дата есть - 20 октября. Я так долго ждал книгу, сопровождающую фильм... Да и фильм жду и жду... Я знаю, что Вашей вины нет. Но и фильма, да и книги по "Хребту..." нет...
Ну да ладно. Эта-то книга ("Летоисчисление..") в столице начинает продаваться? Или Вы меня обвините в лености - зайдите, например, в "Библио-Глобус"?
Буду рад любому Вашему ответу. А еще больше - координатам продажи книги.
А вообще-то всегда рад общению с Вами.
Спасибо.

ответ

Уважаемый Алексей.
И я рад общению с вами.
Про "Летоисчисление" могу сказать, что официально эта книжка должна продаваться с 20 октября. Но, видимо, не продаётся. Почему - не ведаю. В службе распространения издательства мне сказали, что книга завезена в магазины. Пёс его знает, что вообще творится.

24.10.2009 Григорий

Здравствуйте, Алексей.
А все-таки образ Служкина требует дальнейшего развития, это можно заметить по письмам преданных поклоников вашего творчества. Где-то вы сказали, что хотите написать произведение на тему 80-х годов, почему бы не использовать образ Служкина, или вы боитесь упреков в попытке сочинить "мыльную оперу"?

ответ

Уважаемый Григорий.
Всё-таки я думаю, что не образ Служкина требует развития, а читатели. Конечно, мне это льстит как автору. Но про Служкина - тема закрыта. Всё ведь сказано. А упрёков в "мыле" я не боюсь, потому что когда мне приспичит, так сказать, поменять шило на "мыло", я так и укажу в подзаголовке - "мыльная опера".
Время 80-х годов мне по-прежнему интересно, но если я когда-либо возьмусь за него, то возьмусь с героем, который более органичен этой эпохе, нежели Виктор Служкин.

23.10.2009 Александр

Алексей, здравствуйте!
В романе «Сердце Пармы» у входа в шатер князя Федора Стародубского висит хоругвь «с вышитыми словами из Писания – «Имя же им легион» (конец цитаты). В этом маленьком фрагменте мне непонятны аж три момента, которые прошу разъяснить.
Во-первых, обычно под хоругвью понимается полотнище со священным изображением. Разве были хоругви со словами из Писания?
Во-вторых, фразы «Имя же им легион» в Писании нет… Или есть?
В-третьих (признаюсь, именно это меня «царапнуло» при чтении и остановило внимание), в Писании ответ «Легион» на вопрос «Как тебе имя?» дают бесы (см. Евангелие от Луки, гл. 8, ст. 30; Евангелие от Марка, гл. 5, ст. 9). Князь Федор, возможно, не самый симпатичный персонаж, но не до такой же степени… Или я чего-то не понимаю?
C уважением, Александр

ответ

Уважаемый Александр.
Эту деталь я, разумеется, придумал. И вы правы: получилось неловко.

22.10.2009 Евгений

Алексей, день добрый. Вы мне ответили: "Служкин не растеряет себя и не сдастся".
Алексей, а что значит "не сдастся" в этом конкретном случае?

ответ

Уважаемый Евгений.
Я думал-думал над вашим вопросом и пришёл к выводу, что для Служкина "не растерять себя" и "не сдаться" - одно и то же. Упс!

20.10.2009 Евгений

Алексей, добрый день. Давно вам не писал. Скажите, пожалуйста, вы, наверное, знаете, как сложилась дальнейшая судьба Служкина?

ответ

Уважаемый Евгений.
Представляете, не знаю. Я уверен, что Служкин не растеряет себя и не сдастся, но более конкретно ничего сказать не могу.

18.10.2009 Милена

Добрый день, Алексей.
Можно я продолжу свою тему? Нет, я имела ввиду не эмиграцию, а конкретную ситуацию в этом созданном автором мире, так как у реальных людей в настоящей общаге было несколько способов "уйти" от угрозы выселения - реальный прототип Игоря занялся "бизнесом" и с помощью денег мог многое решать, девочки могли обзавестись ребенком или на "худой" конец (ха-ха) справкой о беременности(их давали по-знакомству), могли выйти замуж и со своим однообщажным мужем иметь "статус-кво", они и ребята могли уехать к родителям, сделав "академку". Не в этом мой вопрос.
Я понимаю, что есть закон творчества - мои герои, что хочу, то и делаю с ними. Но вот почему же ваши герои так держатся за привычный образ жизни и свою "общину", что как только подвернулось простое, но "подлое" решение остаться в своем болоте, они остаются.
Да и Отличник бы остался, не будь смерти Серафимы. Жаль девочку, но ей у Вас пришлось умереть, чтобы у Отличника был повод, а не ПРИЧИНА покончить с собой. А так, даже если бы он ушел из общаги, то любимая не дала бы ему пропасть. Почему же он просто не ушел? Учиться так хотел именно в этом институте? Вряд ли, есть другие институты. Нет, он просто врос по воле автора в этот организм.
За что же вы их так? Это не риторический вопрос, это про Вашу же позицию. "Жить нелегалом - это не идеология, не принцип, это единственный и самый разумный способ решения проблемы" - нелегал, по-вашему, это бесправное, беспринципное, но абсолютно счастливое существо, так как он остался в своем окружении, общине?
Я вспоминаю другую книгу, так популярную когда-то - "Вам и не снилось". Так вот, потом я прочла продолжение этой похожей на "Общагу" истории, там все остались живы, и вот тут-то и началось самое страшное - никто не захотел менять своё болото и никто не захотел из него вылезать. Все и всё стали гораздо хуже.
Настоящая же общага выработала у нас, тех настоящих, ощущение свободы и Отношение, за них я и заступаюсь. Это потом, лет так через пять-десять, уже жизнь вне общаги меняет людей, и так тянет снова окунуться в этот прекрасный мир "времени перемен". Кто же напишет про это?
Почему же ваши герои такие слабые? Хоть бы в религию ушли, в философию, в творчество, в науку или бы... в армию, в беспросветный алкоголизм или в тюрьму, в конце концов? Это бы не мешало их отношению к "Дару", к "Таланту", к "Богу" или "Любви".
На самом-то деле я чувствую Вашу правоту автора, но я просто сама не могу понять эту жизненную парадигму России - лучше плохонькое, да привычное своё, при огромных потенциалах для изменения. Вот и выходит наша жизнь циничным адом "Блуды и МУДО". Что это за закон такой мистический, когда при появлении чего-то лучшего, чем среднее обветшалое российское, причем не "иноземное", а свое, всегда найдется вполне объективная, а часто и дурацкая, причина это лучшее запинать? Может это какой-нибудь инфернальный дьявол так тешиться? Не верите в это? Но наверняка это на себе прочувствовали. Тогда опишите и подпишите - "Фантастика", это тоже достойный жанр. Но не поступайте так с героями, это же сотворенные Вами судьбы.

ответ

Уважаемая Милена.
В вашем послании - сразу много тем. Сначала - про общагу. Вспомните, что героям проблему жительства надо было решить на две-три ближайшие недели, и решить прямо сейчас. Бизнесом заняться не успеешь, и замуж выйти не успеешь. Брать "академ" или бежать к родителям из-за двух-трёх недель - обидно. А вот сделать справку о беременности... Чёрт, когда я сам был нелегалом, я даже не подумал о таком простом выходе.
Вы правы, что в произведении действуют законы произведения, а не жизни. Тем и отличается худлит от нон-фикшн. Герои "Общаги" совершают подлость не потому, что подвернулась возможность для этого. Их подлости - следствие "теорий", которую каждый из героев исповедует, излагает и воплощает. Ванька говорит, что "таланту всё можно" - ну, и становится стукачом. Нелли говорит, что "Богу-писателю я интересна лишь здесь" - ну, и связывается с Гапоновым. И так далее. Это как Раскольников говорит, что ради хорошего дела можно совершить преступление - ну, и убивает старуху. Логика в "Общаге", конечно, чересчур прямолинейна, а совмещение "теории" и персонажа - наивное, но уж как написалось в 22 года, так и написалось.
Я всегда говорил в интервью, что самоубийство Отличника - это ошибка. Следовательно, вы правы, когда говорите, что гибель Серафимы - повод, а не причина. Отличник же - воплощение всего хорошего, что было в его друзьях, следовательно, в общаге. А друзья Отличника, каждый из них, - воплощение одной из сторон мировоззрения локуса общаги, локуса России.
Я отождествляю общагу с Россией. В России мы все - нелегалы. Наша система жизни заставляет нас воровать, лебезить, предать своё дело. А мы "нелегально" продолжаем работать, уклоняемся от воровства как от налогового инспектора, и лебезить стараемся поменьше. Разве не так? Я считаю, что общага - очень хороший образ России, вполне себе репрезентативный для начала 90-ых.
Ещё Пушкин, кажется, говорил, что мы любим свою страну, но не любим своё государство. Государство - это и есть "болото", о котором вы говорите. Мы не можем из него вылезти, но при этом остаться в стране. Приходится выбирать, какое чувство сильнее: любовь к отечеству или ненависть к порядкам в нём. Если любовь сильнее, остаёшься "в болоте" и "нелегалом". Если ненависть сильнее, уезжаешь - "снимаешь квартиру".
Мне кажется, Милена, вы сами себе ответили про общагу начала 90-ых - "время перемен". Я долго думал, чего же тогда было больше - общаги и молодости или эпохи и свободы? Ведь конец 80 - начало 90 - краткий период реальной свободы в нашей стране. Когда уже ушёл СССР с его идеологией, но ещё не пришли беспросветные нищета, анархия и бандитизм "лихих девяностых", а потом - наркомания, интернет и усталость, а потом - нефтедоллары, гламур и свёртывание демократии. Наша общажная молодость как раз и пришлась на тот краткий период свободы, а общага это чувство свободы удвоила. Прекрасными были молодость и эпоха, а не общага, но общага позволила глотнуть всего этого так, что переформатировало личности - благо, что нам было по 18-20 лет. Всё это - как у Давида Самойлова:
Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
А герои - не слабые. Просто их противник куда сильнее. И уход их вполне себе имел место - в религию (Нелли), в алкоголизм (Ванька), в распутство (Игорь)...
А вот почему в России всё своё-хорошее пробивается с таким трудом... Я не знаю. У меня одно объяснение: наследие аграрной цивилизации, помноженное на психологию крепостных, и перемноженное разрывом между властью и культурой, когда культура (я имею в виду в целом - и науку, и образование, и социальное устройство) не применяется властью для преобразования жизни.

18.10.2009 Милена

Алексей, спасибо, ответ прекрасный, но не на все вопросы. Главный вопрос - а когда появится произведение про сильного человека, со светом в конце туннеля не от приближающегося поезда?!! Пусть это будет фантастика или фэнтези, исторический роман или повесть про современность. У меня не идет из ума слова Лукьяненко про Вас, он очень-очень сожалеет, что вы больше фантастику не пишете. Я, кстати, никак не могу "Земля-Сортировочная" купить, даже в интернете не нашла, может подскажете, где она есть? Да, еще один интересный факт: на основе Общаги УрГУ еще один автор написал роман о молодежи. Завтра мне принесут этот журнал с анонсом. Не слышали про такое?

ответ

Уважаемая Милена.
На вопрос о "романе с оптимизмом" я ничего сказать не могу - потому, собственно, и не отвечал.
"Сортировочную" я довольно часто встречаю в интернет-магазинах. Есть две одинаковые по составу, но разные по названиям книжки: "Земля-сортировочная" "Азбуки-Классики" и "Корабли и Галактика" АСТ. Попробуйте поискать "Корабли".
Мне, конечно, приятно, что Сергей сожалеет о моём уходе из фантастики, но сам я о своём уходе не сожалею.
А УрГУ в целом и его общагам в частности давно уже пора обзавестись своей "литературой". Например, "Дай мне!" Денежкиной - тоже "литература УрГУ". Всё-таки универ в Ё-бурге - это отдельный и самобытный микромир.

17.10.2009 Дмитрий

Добрый вечер, Алексей Викторович!
Несколько запоздало я отпишусь, но всё-таки сделаю это. Я себя не сравнивал со Служкиным и его поведением в отношении женщин. Упаси Господь от таких сравнений! Себя также не возводил в образ положительного героя! Я скорее отрицательный человек, уж очень много в жизни я наделал ошибок, от которых страдали другие.
Я не отказывался от дам этих. Я просто выбирал другой путь. Потому как я без чувств не могу. А если их нет, то по-любому пиши пропало, будь рядом с тобой хоть Орнелла Мутти, отдавшая всё состояние ради шанса быть рядом с таким заср...м. Да, с некоторыми дамами я сохранил хорошие отношения. С некоторыми - нет. Но я честно говорю, что получаю удовольствие от того, что типа моё сводничество удалось именно в отношении чужого счастья. Я сопричастен этому, и потому также чувствую себя немного счастливым, хотя, может быть, это просто тщеславие или гордыня.
По поводу жизненных ценностей... У всех они разные, у кого то нажива, у кого - власть, у другого дети, а есть и такие, кто живёт ради чужого счастья и при этом сам счастлив. Я думаю, вы не будете этого отрицать.
Хотя мне показалось, что вы хотели меня укорить сравнением со Служкиным, или просто я вам поднадоел!?
Мне просто нравится быть сопричастным в беседе с вами - и всё. Потому как и ваши ответы на другие вопросы в некоторой степени также нравятся, как и ваше творчество.
Я не претендую на какие-либо другие привилегии, мне и этих прав хватает, если только вы их не укоротите.
С уважением, Дмитрий.

ответ

Уважаемый Дмитрий.
Что вы, я и не думал укорять вас сравнением со Служкиным. Во-первых, я же не знаю вас лично. А во-вторых, я Служкина люблю, как же я могу укорять кого-то сходством с ним?
Я согласен с вами, что делать счастье ближнему - это большое наслаждение и большая радость. Давно известно, что делать подарки приятнее, чем получать их. Но надо знать меру. Нельзя приносить всего себя в жертву счастью ближнего - в конце концов, этот ближний не просил такой жертвы, и ею можно отравить всё счастье. Но это уже тонкости. А испытывать удовольствие от своего "чудотворства"... Да, конечно, отчасти тщеславие и гордыня... Но пусть уж так. Ведь и дело сделал реально, и дело было хорошее. Пусть уж все лопаются от тщеславия, что осчастливили ближних, чем от того, что втоптали их в грязь. Хотя не думаю, что нам грозит такая приторная жизнь.

16.10.2009 Милена

Алексей, на обложке издания "Азбуки", на обороте"Общаги-на-крови", есть такие слова: "Выживает тот, кто идет своим путем до конца, но при этом разделяя общую судьбу и любя место, куда тебя занесло." Это текст конечно же оформителя обложки, ибо по всем Вашим книгам тот, кто прав, никогда и не выживает и не благоденствует, да и в особой любви к месту герои замечены не были. Как Вы считаете, а не лучше ли было бы вашим главным героям просто найти другое место и сменить свою судьбу, как сменили свою судьбу и окружение Мастер и Маргарита у М.Булгакова. Почему активный поиск другой жизни не так популярен у Вас и наших российских авторов, а чаще всего происходит смакование попыток лягушки сбить масло и ее полной назидания смерти? В жизни чаще же происходит у настоящих личностей в разной форме уход от действительности как форма борьбы. Но эта тема непопулярна в литературе? Как Вы сами к ней относитесь?

ответ

Уважаемая Милена.
Слова на обложке "Общаги" не мои. Я бы так не сказал.
Про бегство из общаги... Дорогая Милена, вспомните своё студенчество. Куда идти из общаги? Время - 1989 год. Денег у студентов нет. Съёмных квартир почти нет, искать - долго, а выселили уже сейчас. И через три недели закончится весенняя сессия, после которой проблема выселения может исчезнуть насовсем сама собой. Жить нелегалом - это не идеология, не принцип, это единственный и самый разумный способ решения проблемы.
Я понимаю, о чём вы спрашиваете, Милена. Вы спрашиваете о выборе между бесплодной борьбой за человеческое существование в России или эмиграцией. Многие писатели сейчас живут за границей. Пелевин, Геласимов, Улицкая и т.д. Но тексты их - всё равно в России, в русской культуре. Если хочешь существовать только текстами - можно и уехать. Если хочешь ещё и делать дело на этой территории, то надо оставаться. Как форма борьбы эмиграция приемлема. Как форма "работы в поле" - нет. Увы. А в литературе эта тема достаточно популярна. Дина Рубина, Шишкин - ярчайшие примеры.

страница: 60 из 211

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram