Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



27.12.2009 Владимир Гусев (Новосибирск)

Уважаемый Алексей Викторович! Год 2009 оказался для России годом хромой лошади. Стрелок по гражданам майор Евсюков, трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС, катастрофа экспресса под Питером, пожар в Перми. Вот такая Блуда и МУДО в нашей Общаге, которая по-прежнему на крови. Пиксели мышления осыпаются, и перед Географом на глобусе возникает черный квадрат с надписью Россия-2010. С наступающим Новым годом! Будут ли еще Ваши новые книги? Будет ли в 2010 г. В.Тодоровский снимать фильм о Вашем Географе-экзистенциалисте? Когда можно будет видеть на экране телевизора не кривое зеркало, а Ваш образ умного, ироничного человека, который замечательно представлен здесь на фотографиях этого сайта?

ответ

Уважаемый Владимир.
Спасибо за поздравления - и грустные аналогии.
Про фильм по "Географу" я абсолютно ничего не знаю - давно перестал интересоваться. Главное моё ожидание - книга "Хребет России", но она появится только вместе с одноимённым фильмом. С ним тоже пока ничего не известно. А вот буду ли я в нём "умным, ироничным человеком" - не знаю. Кому как покажется. В фильме я такой, каким меня уведели те, кто снимал.

24.12.2009 Владимир Гусев (Новосибирск)

Уважаемый Алексей Викторович! Я уже писал Вам, что считаю «Общагу-на-крови» гениальной книгой. Однако, все Ваши книги написаны абсолютно разным стилем и словно другим человеком. Означает ли это, что Вы продолжаете поиск своего собственного, нового художественного языка наиболее Вам органичного? Как известно, Достоевский до «Записок из подполья» и «Преступления и наказания» писал совершенно иначе, но потом он создал свой стиль, свой способ художественного выражения, который отличает все его книги.
Спасибо Вам за возможность задавать вопросы и читать ответы. Это очень важно и Ваши ответы людям всегда интересно читать.

ответ

Уважаемый Владимир.
Спасибо.
Я написал уже десяток книг - поздновато "искать свой язык". Я придерживаюсь правила, что каждая история должна быть рассказана органичным ей языком. Невозможно написать в одной манере "Сердце пармы" и "Блуда и МУДО". Даже в "Географе" два языка, отличающиеся друг от друга не только первым и третьим лицом, но и синтаксисом, ритмом и форматом рефлексии. Все эти языки - мои, все они органичны мне как автору, все они немножко отличаются друг от друга, потому что истории - разные. Более эпичный - в "Парме", барочный - в "Золоте", ироничный и грустный - в "Географе", сардонический - в "Блуде", скупой - в "Летоисчислении".

23.12.2009 Галина-Галина

Уважаемый Алексей, а ведь Солженицын был так близок! Мы с Вами его современники, да и по географии не так уж недостижимы. А Вы когда-нибудь искали встреч с живыми классиками (как-то грубо звучит...)? Есть много примеров: та же А.Ахматова в начале пути обращалась к Брюсову с вопросом, надо ли ей быть поэтом, М. Цветаева вторглась "в гости" к М.Волошину.Были ли у Вас личные встречи, неформальные?

ответ

Уважаемая Галина.
Нет, я никогда не искал встреч с классиками - и сейчас не ищу. Я не думаю, что личные встречи будут более плодотворны, чем знакомство с произведениями, а выпрашивать у классиков какие-либо бонусы для себя - стыдно. И встреч таких - до того, как я сам стал писателем - у меня была только одна: с Владиславом Крапивиным в 1988 году. Но он сам меня пригласил.

22.12.2009 Елена

Здравствуйте.
Прочитала только что "Сердце Пармы". По совету подруги. Сама бы не обратила внимания на ваши книги в сегодняшнем обилии литературы. Правда она меня сразу предупредила: "Пересиль в начале книги страниц сорок, очень тягомотно и нудно, зато потом не оторвешься". Честно Вам скажу, что на странице двадцатой примерно хотела бросить чтение, но подумала, что подруга плохого не посоветует. И не пожалела. А вопрос вот в чем. Интересно сколько человек бросили Вашу книгу, потому что не осилили эти первые сорок страниц, насыщенных непонятными словами и ритуалами? Может надо было постепенно?

ответ

Уважаемая Елена.
Может быть, вы и правы. Но я не жалею, что так сделал. И не жалею о потерянных читателях - значит, это были не мои читатели.

22.12.2009 Альфред Т.

Прочитал первую книгу, раньше не слышал о Вас. Начал с "Блудо и мудо". Так жалко, когда дочитал - хотел сразу же начать сначала - смешно, горько, весело, больно, мудро - все про нас. Про каждого и про всех. Спасибо. 1. Скажите - в социальных процессах есть позитивная сила? Или цель и средство развития этого мира на пути к свету - только человек, его мир, дела, мысли, поиски? Как вот Вам кажется-чувствуется? 2. Отчего и для чего приходят мысли о ДП(ПНН)? ПМ - это спокойная правда, в ней - человек внутри системы. А ДП - термин свирепый, потому что обращен к системе? Клеймите? Глаза открываете? Или все проще - среда обитания, предлагаемые обстоятельства? Моржов, конечно, в своем блуде чище системы. В этом противостояние. Но правда, наверное - в дороге? Извините, если путаю. Интересно - жуть!

ответ

Уважаемый Альфред.
Спасибо за хорошее отношение к "Блуде". Правда, боюсь, что я не совсем понял ваши вопросы.
1. Есть ли позитивная сила в социальных процессах? Вы имеете в виду, есть ли позитивные силы в числе тех сил, которые двигают социальный процесс? Конечно, есть. Или вы имеете в виду, есть ли позитивный итог в социальных процессах? Тоже есть. Но и сил, и итога - всегда меньше, чем нужно и чем хочется. И я не думаю, что человек - цель и средство. Есть ведь и объективные ценности - планета, например. Её тоже надо спасать, хотя прекрасными античными богами мы когда-нибудь сможем жить и на космических станциях без планеты.
2. Отчего и для чего приходят мысли о ДП(ПНН)? Для чего - не знаю. Но знаю, отчего. Достало. Термин "Дешёвое Порно" обращён не только к системе социальной, но и ментальной. Я не "клеймю". В худшем случае - издеваюсь. А вообще-то просто называю. "Глаза открывать"? Слишком мессиански.
Знаете, есть два вида открытий. "Колумбовы" - когда открывается новое явление. И "линнеевы" - когда в старых явлениях открывается новая закономерность. Ну, как периодический закон, открытый Менделеевым, который (Менделеев) не открыл ни одного нового элемента. Меня привлекает "линнеева" парадигма открытий. Система аббревиатур в "Блуде", "новый марксизм", "Таблица Щёкина" и т.д. - это "линнеева" парадигма.
И я не думаю, что "правда - в дороге". Мы все знаем, где правда. Стремление к ней, "дорога", - конечно, благо, но высшее благо - достижение.

22.12.2009 Алексей

Алексей, здравствуйте!
Если не против, вопрос про "кухню". Составляете ли Вы подробный план своих романов? делаете "досье" на героев или образ держите, а детали появляются позже? Можно научиться писать? ну и вечный вопрос, что важнее в творчестве талант или способность "пахать" до седьмого пота?

ответ

Уважаемый Алексей.
Я могу ответить вам только очень кратко - то есть, по сути, никак. А отвечать подробно - немыслимо.
Да, я делаю планы и предварительные расклады. Правда, технология у меня не совсем такая, как вы описали, но это - дело индивидуальное.
Научиться писать можно. А вопроса "что важнее - талант или работоспособность?" на самом деле не существует. Что важнее у стула - ножки или сиденье? Талант и работоспособность - две неотъемлемые составляющие литературного труда. Равнозначные для романиста.

22.12.2009 Александр Романов

Уважаемый Алексей Виктрович.
Фильм "Хребет России" готов.
Вы его уже видели, а мы ещё нет - ждём с нетерпением.
Ваше мнение одним словом - получилось?
С ув.Александр

ответ

Уважаемый Александр.
По-моему, получилось - очень даже.

22.12.2009 Галина-Галина

Да, Алексей, цветок прост, но и цветы бывают разные: василек или орхидея.Да, простота труднодоступна, и она же - критерий таланта (один из). Вас обвиняют в простоте профи критики (не согласна, что их мнение выражает мнение всей читающей Вас публики)сами того, не понимая, что Иванов прост, возможно, но не простоват и уж совсем не примитивен. А сказки Гаршина или Бажова? Просты? Да. Близки и понятны. И любимы народом. И еще: простота, лаконичность Анны Андреевны заставляет додумывать, что она там утаила, почему поставила точку, зачем убрала частности. Сложность Марины Ивановны, многословность ее (при безграничном таланте) у Лидии Чуковской вызывала, например, такое мнение: слишком уж все у нее выговорено до конца. Поэтому я за простоту и доступность, за чистоту слога, за понятность, за органичность и естественность (не путать с примитивизмом). Все эти качества есть стиль писателя Алексея Иванова, на мой взгляд. А еще точность в образах, которая вызывает удивление: ну, как он так сказал, почему я не могла так подумать про талую воду или дерево.Критиков не слушайте, слушайте нас Читателей. Нас больше и мы объективней. Я для себя однажды сделала вывод: Иванов - явление. Того и придерживаюсь. И рада. Вопрос. Если бы была возможность подискутировать, с кем бы из писателей прошлого Вы искали бы встречи?

ответ

Уважаемая Галина.
Спасибо за добрые слова.
Я бы не хотел спорить ни с кем из писателей прошлого - которые мне интересны. А с неинтересными зачем спорить? Я бы хотел просто послушать, чего они ещё скажут - Толстой, Астафьев, Лем, Солженицын...

21.12.2009 Андрей

Здравствуйте,
Многие у Вас спрашивали про книгу "Дорога Единорога", а Вы бы сами не могли ее выложить на просторы сети? как я понимаю, это не ударит по бюджету проекта, т.к. тираж ограниченный и в свободной продаже книги не будет. возможно, идея не очень благозвучна, но, все-таки, книжки для читателей.
А Вы сами когда-нибудь задавали вопрос какому-нибудь автору в интернете?
Спасибо!!!

ответ

Уважаемый Андрей.
Я тоже думал о таком выходе, но есть два "но". Первое - это сомнительно с точки зрения договора с издательством "ЛитерА". Хотя, наверное, я мог бы договориться. И второе. Книга богато иллюстрирована. Без иллюстраций теряется половина смысла, если не две трети. А вот здесь я - бессилен. Но я ещё подумаю.

21.12.2009 Галина-Галина

Уважаемый Алексей.
Критики упорствуют, называя Ваши работы примитивными. Один из нас - читателей- призывает к чеховской простоте. Как "проста" ахматовская поэзия с ее тайной и глубиною,достижимой не каждому, а чеховской простоты сама Анна Андреевна не принимала. В чем должна быть простота? В лаконизме? В миниатюрности? Чем дальше по пути к простоте, тем больше обвинений в примитивизме. Не дано многим разглядеть сложность простого. А Иванов без колорита, без фольклорности, некой надуманности, некой вычурности и не Иванов вовсе, но и не Чехов. Что для Вас критика? Профессиональная, официальная. Реакция на критику "местную", любительскую во многих Ваших ответах читаема.

ответ

Уважаемая Галина.
Простота - очень сложная и труднодостижимая вещь. Я бы определил её как высшую органичность. Можно сравнить, скажем, ну... с цветком. Он прост, какой-нибудь василёк. Описать его в словах - сложно, трудно, невозможно. А понять красоту - достаточно одного взгляда. Вот когда с одного взгляда понимаешь сложность, глубину и красоту замысла - тогда и простота. Как-то выспренно я объяснил, но так уж вышло. И одна простота может совершенно разниться с другой - как простота тележного колеса, переезжающего цветок.
А профессиональная критика - просто репрезентация общественного отношения. В моём случае это вещи тождественные. Интересно же, как аудитория восприняла твой текст, - вот и читаешь критику, хотя для нервов полезнее почитать что-нибудь другое.

19.12.2009 Шакирова Мария

Уважаемый Алексей Викторович!
А помните ли Вы книгу по краеведению, которую Вы прочитали первой, как сейчас говорят "системообразующую"? И что для Вас является лучшим в данное время? Понимаю, что достаточно трудно выбрать одну книгу... но всё таки.

ответ

Уважаемая Мария.
Первыми моими креведческими книгами были путеводители С.А.Торопова по Пермской области. В каком-то смысле они и были "системообразующими", поскольку в них главной линейкой счёта была территория - это же путеводители. А из последнего на меня очень большое впечатление произвела книга "Ради Отечества. Тоцкий атомный взрыв", изд-во "Оренбургская книга", 2004 год. Образцовое издание.

19.12.2009 Ласточка

Здравствуйте, Алексей Викторович!
Если сочтете это для себя возможным, выскажитесь, пожалуйста, о своем отношении к безвременно ушедшему Гайдару.

ответ

Уважаемая Ласточка.
Мне очень жаль, что умер Егор Гайдар. Появилась какая-то дыра в надеждах. Я считаю, что Гайдар был великим реформатором, мужественным и бескорыстным человеком, достойнейшим гражданином России.

17.12.2009 Александр

Бон жур, уважаемый Алексей!
Хорошо, что вы "нашлись". Уже переживать начали. Смотрел передачу "Лобби-холл" на ТК "Ветта" с вашим участием. Был восхищен вами. Получается, я опять встал в очередь "восхищенных" Вами. Но, что уж делать, если Вы так мощно смотритесь на фоне всех журналистов и прочих сотрудников отделов культуры. Хотел у вас понинтересоваться, а вы случайно не знакомы с преподавателем кафедры истории ПГПК В.Порозовым? Он преподавал нам курс истории Урала и как мне кажется очень даже интересно.
Хотел еще поздравить Вас с Новым годом от себя лично и Центра Борьбы с Роботами. Поздравляю. Еще, один матерый турист из Краснокамска просил поздравить Ваших родителей, с которыми он как-то ходил в горы. Пущай Вы все будете здоровы и счастливы на сколько это возможно. Ждем от вас новых книг, которые также можно читать без приступов тошноты, как и все Ваши предыдущие. Кстати, некоторые люди ведь покупают Ваши книги в качестве подарка на Новый год. Так, что вы молодца! (Простите за некоторую фамильярнось, но как-то по другому выразить не могу).
С уважением

ответ

Уважаемый Александр.
Спасибо за поздравление.
С В.Порозовым я не знаком, хотя слышал о нём много хорошего.

17.12.2009 Настасья

Алексей, доброе время, я пишу про Вашу книгу реферат и потому хотела бы узнать у Вас - чем Вы сейчас занимаетесь? Я знаю, что у Вас было много различных профессий, а сейчас Вы только пишете книги, "в чем я, конечно, сомневаюсь"?

ответ

Уважаемая Настасья.
Сейчас я занимаюсь различными культурными проектами - сценариями, доделкой фильмов и книг, ещё кое-чем подобного рода. Упрощённо говоря, я действительно "только пишу книги".

16.12.2009 Андрей, Новосибирск

Здравствуйте, Алексей Викторович, Прочитал статьи "Город со смыслом". Очень в точку все. Не пробовали идеи "закинуть" главному пермскому архитектору? В Перми бываю раз в год или два. Знаю почти все районы. По Закамску гулял с сыном нынче летом, зелень радует. Правда так и не понял, есть там благоустроенная набережная или нет? И где выход на нее? А самое неприятное в Перми место, это центральный рынок и автовокзал. Потом привокзальная площадь у Перми 2. Это же лицо города. Когда-то стоящие камни сейчас повалены, фонтан не рабочий и замусоренный. Уныло. Пермь 1 не лучше. А как красиво смотрелся бы отреставрированный вокзал на Перми 1? А Пермь манит, и сын в нее уже влюблен.

ответ

Уважаемый Андрей.
Набережная в Закамске есть, и довольно длинная. Выход на неё - от Дворца Кирова.
А главный архитектор Перми имел возможность прочитать мой текст в самом популярном пермском журнале. Не думаю, что архитектор разделяет все мои воззрения, но не в этом дело. В планировке-перепланировке города задействованы могучие и зачастую криминальные силы, с которыми архитектору не справиться. Он - жертва беспредела власти в отношении собственников земельных участков и строительного регламента. У архитектора столько проблем, что ему, право слово, не до культурологии.

страница: 65 из 215

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram