Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



25.03.2010 Валентина

Здравствуйте, Алексей Викторович!
Вчера на встрече с читателями вы объявили, что, в знак протеста против перевоза пермской скульптуры во Францию, переезжаете в Башкирию. Франция обещает в залог балетные тапочки. А чего ждать от Башкирии - бесплатный бензин?

ответ

Уважаемая Валентина.
Э-э... Я как-то не понял, что всё уже очень запущено. Сегодня с утра мне звонили из портала "59.ru" с подобным вопросом, я даже растерялся... Вообще-то, по данным СМИ, на прошлой неделе я утонул в Чусовой, какая Башкирия?.. Пермская культурная лихорадка уже дошла до бреда.
Я всего лишь хотел заняться башкирской темой - в рамках самой Башкирии или в рамках книги о Пугачёве. И вовсе не собирался шнуровать валенки и бежать за билетом. Кстати, северная часть Исторического Башкортостана - Осинская даруга - это территория Пермского края.
Из того, что пермская власть плюёт на мои проекты, не следует, что я отсюдова сваливаю. Власть плюёт давно, я привык и вполне успешно сотрудничаю и с Югрой, и с екатеринбургским сообществом в рамках "Железного Пояса", и с московскими телекомпаниями, например, RWS, и с питерской "Азбукой". Проживание в Перми мне не мешает.
А поменять 30 пермских богов на балетные тапочки - это, на мой взгляд, высший цинизм. Почему эти тапочки не везут в Лувр, ведь меняли же Джоконду на четырёх пермских богов в 1974 году? Я считаю, что если у пермского культурного сообщества есть достоинство, на этой выставке посетителями будут только г-да Мильграм и Беляева. По принципу "кто первый, того и тапочки". Понимаю утопичность своей точки зрения. 30 лет соликамские музейщики бились за то, чтобы в край был возвращён складень Ивана Грозного. Победили. Но времена побед прошли. Однако я никуда не уезжаю.

25.03.2010 Дмитрий

Здравствуйте, Алексей!
В анонсах к фильму "Хребет России" прочёл о постройке первого российского парохода в Пожве. А затем оказался на сайте www.pozhva.ru, где узнал, что якобы Ефим и Мирон Черепановы строили в Пожве первый русский паровоз. Обращаюсь к Вам, как к специалисту по истории Пермского края: имеются ли какие-либо документальные подтверждения пребывания Черепановых в Пожве? Так же хотелось бы поподробнее узнать о пожвинских пароходах.

ответ

Уважаемый Дмитрий.
Пароходы в Пожве были построены в 1819 и 1821 годах под руководством инженера Соболевского, а свой первый паровоз Черепановы построили в Тагиле в 1834 году. Кроме того, Пожва принадлежала Всеволожским, а Тагил - Демидовым. Нет никакой уверенности, что Черепановы что-то строили в Пожве. Но возможно, что они здесь бывали. Потому что, во-первых, в Пожве строили паровозы для Царскосельской железной дороги, а во-вторых, по легенде, и Черепановы на тагильских прудах построили пароход.
В целом же, эта история очень длинная и разнообразная, одна только тяжба Карла Берда с Всеволожскими чего только стоит. И пароход, как ни странно, растяжимое понятие - были ведь и суда с паровой машиной и "завозней", и кабестаны. А Черепановы много строили на других заводах. В общем, здесь, на сайте, всего этого не рассказать. Увы.

25.03.2010 Сергей

Добрый день, Алексей. В своё время вы активно занимались туризмом и сплавами в частности. Уверен, что вы можете написать лучший путеводитель по Чусовой и другим уральским рекам с историческими фактами и т.д. Сейчас очень много школьных групп ходит на сплавы. Такой путеводитель поможет наглядно рассказывать подросткам историю нашего края.
P.S. Мы вместе с вами школьниками ходили на Кавказ когда-то очень давно.
Вы отличный писатель!

ответ

Сергей, спасибо.
Думаю, что я помню тебя. Это когда ходили ты - Сергей П., Слава Ф., Света П., да? Джалпакол, Гандарай-Клыч - оно?
Не знаю, как про другие реки, но по Чусовой я уже написал путеводитель и книгу, они изданы. Правда, сейчас я ими уже не доволен, но тем не менее. Да, я мог бы переделать, исправить, дополнить, но... Такую работу я не хочу делать без заказа. Ну, надоело, я уже и так проявил немеряно энтузиазма. А заказа нет. Никому не надо.

25.03.2010 Сергей

Алексей Викторович! А это правда, что "Географ" несколько автобиографичен?

ответ

Уважаемый Сергей.
Правда, но отчасти. Объяснять - долго. Об этом не раз и не два спрашивали и в этом разделе сайта, и в интервью: я растолковывал.

24.03.2010 Сергей

Уважаемый Алексей Викторович! С упоением смотрел первые две серии, а вот третью не смог. Работал. Я так понимаю, вопрос о выходе всего фильма на dvd решится ещё не скоро, а посмотреть хочется. Где можно увидеть пропущенную серию ну и пересмотреть предыдущие? Спасибо.

ответ

Уважаемый Сергей.
И вам спасибо - как зрителю и как читателю.
Вопрос с выпуском фильма на дисках мы будем решать после премьеры. Тогда же планируем начать переговоры о прокате фильма на региональных каналах. Дальше всё будет зависеть от наших будущих партнёров.

24.03.2010 Сергей

Здравствуйте, Алексей!
Смотрю "Хребет России". Нравится. Вот только идея показывать в неделю по серии кажется неудачной. Я, например, четвертую серию посмотреть не смогу. буду в командировке, а хочется. Нашел в интернете информацию, что третью серию раньше ТВ показал ресторан "Цвет ночи". Для меня выход, я - москвич. Планируется ли такой же показ четвертой серии? Не сочтите за рекламу, напишите, в каком клубе.

ответ

Уважаемый Сергей.
Показ раз в неделю обусловлен очень простым соображением: региональным каналам нужен "бонус", чтобы показать "Хребет" поскорее. Таким "бонусом" может стать возможность показать фильм подряд, а не как на Первом - "в час по чайной ложке".
До премьеры на Первом мы (т.е. продюсерский центр "Июль", владелец фильма) не можем показывать фильм нигде. Показ в клубе - вопиющее нарушение нашего авторского права и полная "подстава" по отношению к каналу. Фильм стоит больше 2 млн долларов, и мы не намерены рисковать столь дорогостоящим продуктом. Но нас никто не спросил и даже не поставил в известность. Постфактум нам пояснили, что вообще-то клуб на такие премьеры заключает соглашение с владельцем прав, приглашает авторов и продюсеров, но в данном случае - "у вас не тот вариант". В качество успокоительного нам предложили 200 долларов. Я уже давно не ощущал себя лакеем, которого баре оставили в людской, пока сами откушают в хорошей компании. Как я понимаю, это отношение столичных аристократов и весьма порядочных людей к лоху из провинции. Отвратительно. Так что любой показ до премьеры на Первом - незаконен. Все вывешивания в интернете - тоже пиратство. После премьеры мы выпустим диски.

24.03.2010 Владимир Гусев (Новосибирск)

Уважаемый Алексей Викторович! Я прочитал все Ваши статьи об Уральской Матрице здесь на этом сайте. Прочитал все рецензии на фильм и книгу «Хребет России». Могу сделать вывод, что ни у кого из этих рецензентов нет ясного понимания, что такое Уральская Матрица. У меня тоже, поэтому я и задаю Вам вопросы.
То, что вы называете Матрица, это, по сути, особая ментальность, особый характер социума конкретного региона, это свои понятия о жизни, которые исторически сформировались на основе географических и климатических особенностей региона. Матрица это также некое высшее понятие из культового фильма «Матрица», которое доминирует над сознанием людей. Вы, как писатель, используете слово Матрица в качестве художественного образа той ментальности Урала, который там исторически сложился. Матрица после распада СССР продолжает деградировать и в итоге уникальность ментальности социума вашего региона имеет опасность исчезновения. Я правильно понял?

ответ

Уважаемый Владимир.
Совершенно верно. На понимание рецензентов я и не рассчитывал - у них нет цели понять, а в вашем понимании не сомневался.

24.03.2010 Александр

Алексей Викторович, Ваш проект "Хребет России", я уверен, заслуживает ТЭФИ. Но, с Вашего позволения, один вопрос - почему в проекте Вы не упомянули о Шигирском идоле. На мой взгляд - это еще одна важная частица Уральской Матрицы.

ответ

Уважаемый Александр.
Разумеется, Шигирский идол - важнейший артефакт. Но в фильм не вошёл не только один, а и многое-многое другое, не менее значимое. Например - паровоз Черепановых. Увы. Фильм слишком короткий, чтобы рассказать обо всём.

24.03.2010 Юрий

Здравствуйте, Алексей! По совету работников Чердынского музея прочитал две Ваши книги "Сердце Пармы", потом "Золото бунта". Первую читал "запоем", как в юности "Мастер и Маргарита", после долго не мог прийдти в себя - "достало" сильно. Недавно узнал, что Вы создали (совместно с администрацией Лысьвы) книгу "Дорога единорога", с трудом достал - наверное это "книга в подарок". Проект "Хребет России" мне очень понравился - Вы очень ярко, качественно и увлекательно показали Урал.
В истории России, в том числе и Пермской, был очень интересный и важный период - земское самоуправление (1870 - 1917 гг.). Я это знаю по себе - я собираю (коллекционирую) материалы по истории уездной земской почты Пермской губернии, это было революционное (с хорошей стороны) время. Очень хотелось бы увидеть Вашу, именно Вашу книгу о том времени на нашей Пермской земле. Алексей, все что Вы делаете, важно и интересно многим, особенно землякам, но лучше всего у Вас получаются художественные исторические произведения - Вы обязательно должны писать их. С уважением Юрий.

ответ

Уважаемый Юрий.
Спасибо. История земства мне тоже интересна, но не настолько, чтобы заниматься ею самостоятельно. Подожду обобщающих трудов историков.

24.03.2010 Александр

В фильме "Хребет России" упоминается Чувашский мыс, откуда пошло название этого мыса? так, как, Чувашия находиться на волге?

ответ

Уважаемый Александр.
Чувашский мыс - русифицированное название этого места, которое называется Почеваш. К чувашам, разумеется, этот мыс отношения не имеет, но так уж повелось.

24.03.2010 Елизавета

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович!
Я смотрю "Хребет России", не пропуская ни одной серии, безумно нравится. Очень хотелось бы узнать про книгу, которая показана в фильме. Красочная, с яркими картинками. Скажите, это компьютерная графика или реальная книга? Если это действительно не компьютерная графика, то назовите пожалуйста название этой книги и автора. Заранее большое спасибо.

ответ

Уважаемая Елизавета.
Это - рисунки, сделанные художником специально для фильма. Такой книги не существует.

24.03.2010 Наталья

Уважаемый Алексей Викторович! Была сегодня на Вашей встрече с читателями в Пушкинской библиотеке. Отвечая на один из вопросов, Вы отметили, что в фильм не вошло очень много того, что хотелось бы показать, тем более, что отснятые материалы есть. Вопрос: насколько оправдано такое большое количество цитат из художественных фильмов? При бюджете фильма "больше 2 млн долларов" не логичнее ли было позволить себе сделать несколько реконструкций? Спасибо за ответ.

ответ

Уважаемая Наталья.
Много отснятого материала - это много материала про те объекты, которые показаны. Не про другие.
Возможно, киноцитирование и впрямь излишне. Но мы приглашали на работу студию, которая считается лучшей в России. Если профессионалы решили сделать так, а не иначе, я предпочитаю согласиться, потому что это - профессионалы. Но сам, как и вы, могу придерживаться иного мнения.

23.03.2010 наталья

Доброй ночи, Алексей! Мы с супругом давно следим за вашим творчеством и очень огорчились, что не смогли подъехать на ВДНХ, когда вы были там. Скажите, когда у вас будет еще одна встреча с читателями в Москве?

ответ

Уважаемая Наталья.
Увы, пока не знаю. В ближайшее время не планируется.

23.03.2010 Владимир Гусев (Новосибирск)

Уважаемый Алексей Викторович! Третья серия фильма «Хребет России» великолепна! Пока это лучшая серия из 4-х. Много видов реальной местности. Показана красота тех мест. У меня есть вопрос.
Вы написали здесь, что Матрица неизменна. Вот ваши слова – «Она сформирована ландшафтом, климатом, природными ресурсами, полиэтничностью и мультикультурностью, способом хозяйственного освоения. Все эти вещи - не изменить.» Однако, за 200-300 лет горнозаводского производства на Урале были даже целые горы выработаны до основания – сейчас вместо некоторых гор ямы, как это показано в фильме «Хребет Урала». Значит природные ресурсы и ландшафт изменились. Климат тоже меняется (в том числе и от производственной деятельности людей). Способ хозяйственного освоения меняется, как следствие развития науки и техники. Полиэтничность тоже меняется в количественном соотношении. Местная система ценностей нового поколения уральцев изменилась (как и во всей России) очень значительно за время после распада СССР. Вы написали, что «на Урале система ценностей выстроена так, что главной ценностью является труд, а не свобода». Это у современной молодежи главной ценностью является труд? Очень спорное утверждение. Желающих работать на заводах все меньше и меньше.
Матрица меняется, как и все в этом мире. Пожалуйста, объясните, в чем я не прав с вашей точки зрения?

ответ

Уважаемый Владимир.
Не соглашусь с вами. Ландшафт не изменился, хоть некоторые горы и превратились в ямы. В сравнении с гигантскими пространствами эти перемены - ничто. Не изменился и климат. Разве у нас пальмы выросли, или всё под ледником? Прежним остаётся и способ хозяйственного освоения - заводами, рудниками (промышленными технологиями), и не важно, что производства стали более совершенными: по смыслу не всё ли равно, чем копать землю - лопатой или экскаватором? Всё равно же "копать землю". А полиэтничность формирует мультикультурность, и безразлично, сколько в компоте вишенок, а сколько персиков - это всё равно компот. Матрица - не набор экономических показателей, а набор смыслов, стратегий.
А вот что труд - не главная ценность, в этом вы отчасти правы. Как ценность, труд деградирует. Соответственно, деградирует и Матрица. Поэтому её нынешняя мощь несопоставима с её мощью в прежних ситуациях, поэтому и скептики говорят, что никакой Матрицы нет.
Однако под трудом я понимаю не работу на заводе, а ДЕЛО. Ни Ермак, ни Симеон Верхотурский, ни Данила-мастер, ни Бажов не работали на заводах. Но всю свою жизнь подчинили своему ДЕЛУ. Ценность своего дела всё-таки не отрицается, хотя эта ценность и не популярна - потому что не востребована жизнью в силу экономического дисбаланса государства. Однако хранителями идентичности остаются люди, для которых дело - главная ценность. Когда идентичность Урала начнут представлять люди других ценностей - например, ценностей денег (Абрамович), ценностей тусовки (Собчак), ценностей знания (Перельман), ценностей власти (Путин) и т.д. - тогда, значит, Матрица умерла. Пока что идентичность Урала представляют те, кто занимается Уралом - скажем, основатели завода-музея Пороги, зоны-музея "Пермь-36", музейной золотой шахты в Берёзовском, и т.д.
Молодёжь формирует ценности во многом благодаря СМИ. Если в СМИ нет этих персон, то они и не влияют на формирование системы ценностей. Ждать, пока люди повзрослеют и научатся понимать жизнь самостоятельно - рискованно для разных матриц, не только уральской, хотя, видимо, неизбежно.
А матрицы - неизменны. Меняются только формы их составляющих. Например, закон всемирного тяготения неизменен. Только раньше его ощущали, прыгая с башни, а теперь - падая с самолёта. То, что самолёт не похож на башню, не означает, что изменился закон всемирного тяготения.

23.03.2010 Михаил Иванович

Добрый день, Алексей Викторович. Помню, как мне было интересно жить в ожидании каждой новой серии "Властелина колец". Теперь тоже самое с "Хребтом России". Спасибо Вам.
Вопрос: Когда ждать DVD, сколько их будет (два, четыре или ...), и будут ли на них дополнительные материалы (о съёмках фильма, интервью, дубли и т.д.)?

ответ

Уважаемый Михаил Иванович.
И вам большое спасибо.
DVD, конечно, будут, хотя пока мы ни с кем ещё не договаривались - изучаем ситуацию. Количество дисков определим вместе с партнёром. А дополнительных материалов на дисках не будет. Ведь "Июль" - продюсерский центр, а не телекомпания: чего студия "Намедни" не снимала, того "Июль" не предъявит.

страница: 74 из 212

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram