Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



28.04.2010 Евгений

Алексей, спасибо за информацию по книгам. И по 3-ему вопросу вы меня полностью убедили. Если у меня возникнут еще вопросы, обязательно их вам задам, вы хороший собеседник.

ответ

Уважаемый Евгений.
На мой взгляд, чаще всего бывает, что либо оба собеседника хорошие - либо ни один. Хороший ответ можно давать только на хороший вопрос. Спасибо вам.

28.04.2010 Григорий

Уважаемый Алексей!
Спасибо за Ваш ответ на мой вопрос, касательно "обидчивости". Вы действительно могли отреагировать на него достаточно жестко, хотя я выводов не делал, а только поделился впечатлениями. хотел пообщаться. Я действительно не хотел вас обидеть и я рад, что у Вас все хорошо. А по поводу Москвы я с вами согласен - это не пупок Земли, а просто большой город, где народ дюже толкается на улице. Желаю Вам счастья и успехов в творчестве.

ответ

Уважаемый Григорий.
И вам спасибо.

27.04.2010 Григорий

Здравствуйте, Алексей!
Почитал вашу переписку с народом и отметил, что какой-то вы обидчивый. Как-то уж очень вы болезнено реагируете на замечания читателей и зрителей. Люди же вам пишут не с целью обидеть, а высказать мнение или поделиться впечатлениями. Неужели Вам неинтересно мнение масс? Иногда вы начинаете посчти капризничать: "Раз так, то не буду больше ничего делать. Уеду, вот тогда посмотрим, как россия без меня обойдется." Чем-то вы иногда напоминаете Н.Михалкова, в его не очень хороших проявлениях к людям. У Вас есть друзья? Мне кажется, что вы очень одинокий человек. Как у Вас с семьей?
Простите ежели обидел своими вопросами и оргвыводами. Честное слово -не хотел. Просто хотел пообщаться(хотя я вам тоже не наливал).

ответ

Уважаемый Григорий.
У меня всё нормально и с семьёй, и с друзьями. Что ж вы сразу-то жалеть меня принимаетесь, я так несчастен, да?
Знаете, я столкнулся с двумя устойчивыми мифами о себе-любимом. Эти мифы - от неверной трактовки ситуации.
Первый - что я затворник. Этот миф обусловлен тем, что я не люблю Москву и стараюсь там бывать не чаще, чем надо. Однако, "если не любит ездить в Москву, значит затворник".
И второй миф - про мою обидчивость. Я понимаю, что в нашей стране надо зарастать носорожьей шкурой, но вот никак не могу. Кто-то украдёт у меня - я ору, мне в ответ: "ты чего такой обидчивый"? Кто-то нахамит, я огрызнусь: про меня - "он сразу в истерику". И так далее. Не всякая острая реакция на раздражитель - обида. Не всякий раздражитель раздражает постороннего человека так же, как меня, и потому посторонним человеком не идентифицируется. И почти всегда сведение моей реакции к "обиде" - манипуляция, реабилитирующая раздражитель. Пусть спрашивающий отслеживает свою речь - и не будет получать отповеди. Например, проанализируйте свой вопрос с моей точки зрения, и тогда увидите, что на него можно ответить весьма злобно. Потому что в вашем вопросе есть "оргвыводы", а материала, на основе которых они сделаны, - нет.
И проследите за своей реакцией на этот мой ответ. Первой вашей мыслью будет: "Ну вот, он опять обиделся". А я всего лишь объяснил ситуацию.

27.04.2010 Евгений

Алексей, здравствуйте.
Я не буду начинать с панегириков, их тут и без меня достаточно написали, скажу лишь, что ваши "Золото бунта" и "Сердце Пармы" стоят у меня на полке Избранное. Впрочем, остальные ваши романы стоят там же, но сравнивать их невозможно.
Вопрос вот в чем: вашими заслугами о Чусовой теперь знает половина населения России, причем не просто знает, а так, словно сама там побывала. А как насчет Иртыша и Оби? Интересует ли вас Югра? И если да, то не собираетесь ли вы в поход по этим рекам, скажем от Тобольска до северной Сосьвы? Сам я обитаю неподалеку от Остяко-Вогульска, и история края меня достаточно глубоко занимает.
И еще, я так и не понял откуда взялся хумляльт? В мифологии вогулов я такого и близко не видел. С ламией понятно, она из греческих мифов "прикочевала", но о хумляльте нигде не могу найти упоминаний. Подозреваю, что вы это слово выдумали, ведь оно даже на вогульский язык как-то не похоже. Прошу вас, развейте мои сомнения и заранее спасибо.

ответ

Уважаемый Евгений.
Спасибо.
История и культура Югры мне тоже очень интересны. У меня есть два больших проекта про Югру, которые я собирался реализовать с телекомпанией "Югра". Может быть, после них будет и книга. А путешествовать по Югре я пока не могу по совершенно тупой причине: когда начнутся проекты с "Югрой", тогда и поеду, и даже туда, куда сам ни за что бы не добрался.
Хумляльта я выдумал. Слово "хумляльт" образовал от двух мансийский слов: "хум" - "человек", "ляльт" - "навстречу". То есть, "человек, идущий навстречу чему-нибудь" или просто "встречный человек".
Ламию я тоже выдумал, не записывайте меня в древние греки. Про греческих ламий мне сообщили читатели. Слово "ламия" я придумал по аналогии с названиями мансийских рек - Тальтия, Лопсия, Ария, потому что имя героини - Тичерть - придумано по аналогии с коми названиями рек - Бисерть, Сысерть, Кишерть.

27.04.2010 Ольга

простой вопрос: почему в "Хребте" так мало о войне?

ответ

Уважаемая Ольга.
В каком "Хребте" В книге? В книге о войне сказано соразмерно любым другим темам. В фильме - в фильме не "мало", а вообще ничего нет о войне. Эту тему пришлось опустить, так как не хватало времени. И война - не единственная тема, которую мы никак не осветили. Например, ничего не сказано о декабристах. Или Ирбитской ярмарке. Или Симеоне Верхотурском. Или об Оренбургской экспедиции. Или о Мамине-Сибиряке. Или о раскольниках. И так далее. Скажем, тема раскольников - для Урала более важная, чем тема Великой Отечественной, и про раскольников даже был снят эпизод, но его пришлось убирать уже на стадии монтажа. А Великую Отечественную сразу решили не трогать. Одна из причин такой несправедливой жертвы - достаточная освещённость этой темы. Увы. Таковы реалии нынешней культурной ситуации. На провинцию - не более 4 серий.

27.04.2010 Ольга

Спасибо, понятно. Жертвы всегда будут, особенно на телевидении. Алексей Викторович, а насколько Вам интересны сюжеты более древней истории: археологические темы Урала не вызывают желания написать о них? Спрашиваю, потому что сейчас об этом пишут мало, хорошо - вообще не пишут, а надо бы.

ответ

Уважаемая Ольга.
"Археологические темы Урала" - очень растяжимое понятие. От наскальных рисунков или даже первых стоянок (200 тысяч лет до н.э.) до промышленной археологии 18 века. И великое множество культур.
Но дело не в этом. Я не пишу "на тему истории". Я описываю социокультурные феномены - княжество Пермь Великую или сплав железных караванов. И обращаюсь к этим феноменам как к темам тогда, когда хочется говорить о важных, вневременных идеях. Про обретение родины. Или про сбережение души. Сами по себе исторические темы меня интересуют только как читателя, не как писателя. Пока я не вижу никакой идеи, которую наиболее эффектно можно было бы вскрыть через историческую тему. Что будет дальше - не знаю.

27.04.2010 Евгений

Алексей, спасибо большое за столь подробный ответ. Хотя я немного удивлен, всегда считал, что "человек" по-вогульски - "манси", как и "хант" у остяков тоже переводится как человек, это же самоназвание, именно поэтому народы и переименовали. Нет?
Ну да наверняка, я просто чего-то в вогульском языке упустил. Наверстаем.
Если вы не против, я задам вам еще пару-тройку вопросов, и обещаю, что потом отстану навсегда.
1. Насколько я понимаю, работая над "Сердцем Пармы", вы в хронологии и действующих лицах (князей я имею в виду), руководствовались Вычегодско-вымской летописью, верно? Или несколькими летописями? Я не профессиональный лингвист, и тем более не профессиональный историк, и чтение этих летописей для меня - пытка. Вы читали их в оригинальном тексте, или существуют "причесанные" под современный язык "переводы"? Если да, то не поделитесь ли информацией, где их можно взять? Понимаю, что вопрос почти бестактный, учитывая, как тяжело найти в сети нужную инфу, так что заранее извиняюсь.
Вопрос 2. Википедия говорит следующее: "В произведениях известного писателя и исследователя пермских древностей А.В.Иванова описана победа пермских войск над превосходившей их в несколько раз армией монголов в битве при Чулмандоре в 1260-х, что предполагает наличие у коми-пермяков сильной военной организации и в более раннее, чем XIV в. время."
О чем тут речь? У вас есть работы на эту тему? Если да, то как они называются и где их можно их найти?
Вопрос 3. Это, наверное, самый важный для меня вопрос: зачем вы сделали из вогульской мифологии темный и страшный культ? Я понимаю, что с точки зрения "хорошего романа" (хотя может быть, кавычки тут и не нужны, не уверен, потому что не знаю вас лично; с точки зрения литературы - это великолепный роман), вы не могли поступить иначе. Но ведь это же не так. Я знаю, что вогулы долго отстаивали свои территории, как делали и русские, обороняя свои земли на протяжение сотен веков — тут религия не при чем. Война за мягкую рухлядь и религия — это не одно и то же. В вогульской мифологии нет понятия Темного начала, нет чертей, нет ведьм. Ведь даже куль, или менкв, или мис-хум — вогульские подданные Куль-отыра, не воспринимались вогулами, как приспешники ада, потому что у них не существовало и не существует понятия ада. А мис-нэ так и вовсе похожа на греческую нимфу. Есть понятие нижнего царства, которое возглавляет Куль-отыр, но он скорее гробовщик, чем Аид, ему даже капища вогулы устраивали. Но об этих божественных ипостасях у вас ни слова. Зато от себя вы добавили вогулам много чего — ведьм (ламий, коорых у них отродясь не бывало), хумляльтов (что ближе скорее в тибетским истокам), и дикий шаманизм (вспомним камланье старого вогула, когда горный дозор ушел в мленье). Но шаманизм на самом деле среди вогулов был не так уж и распространен, по крайней до XVIII-го века, когда власть вогульских князей сошла на нет, и единственным авторитетом остались шаманы. А как же культы Мир-сусни-хума, или Калтащ-эквы, которые вовсе не были воинственными, хотя при этом имели главенствие в почитании, и единственной их целью было обеспечение подопечным (людям) благополучие? У вас о них ни слова.
Меня интересует, думали ли вы о том, что вмешиваясь в мифологию народа, вы эту мифологию меняете? А может даже и историю? И если да, то зачем? Ведь с вашим талантом можно было ничего и не искажать.
Это все. В любом случае спасибо за то, потратили на меня время.

ответ

Уважаемый Евгений.
Уверяю вас, что я отвечаю на вопросы не для того, чтобы от меня отстали навсегда. Для этого я, наоборот, не отвечаю на вопросы.
Насколько я помню, "манси" значит "люди", а "хум" - "человек". Например, Мир-суснэ-хум.
1. Вопрос нормальный. Я читал Вымско-Вычегодскую летопись в "причёсанном" виде. Существует много воспроизведений её текста про Пермь Великую, его часто цитируют и часто перессказывают. Я пользовался какими-то кооперативными выжимками из книги Дмитриева или Шишонко - всё-таки, это было до 1995 года, точно не помню. Про эту историю - работы Оборина, Чагина, археологов. Учебник "Страницы истории земли Пермской" Белавина (Пермь, "Книжный мир", 1996 г.). Шишонко переиздан на дисках Музеем Природы и Человека Ханты-Мансийска в 2006 году. По-моему, даже в "Истории Урала" (ПКИ, 1976) об этом уже рассказано. Может, в сети и нет информации, но в центральных библиотеках Перми - мне было без проблем.
2. Википедия - "народная энциклопедия". Это многое объясняет. О сражении войск хана Берку в устье Чусовой с уральцами в 1240 году я где-то прочитал, но про "десять туменов монголов", как и само слово Чулмандор, - я выдумал. ("Чулмандор" - буквально, "место при Каме".) О военной организации уральцев можно судить по археологическим находкам, по мощным городищам, по летописным свидетельствам об отпоре ушкуйникам (начиная, если не ошибаюсь, с новгородца Ядрея то ли 9, то ли 11 веков).
3. Вы слишком конкретизируете мои дерзания на почве мифотворчества. Во-первых, "тёмного и страшного культа" я не сделал. Языческие практики, в том числе и уральские, всегда страшноваты. Хотя бы по причине кровавых жертв. Во-вторых, в романе речь идёт не о манси, а о едином мифологическом пространстве финно-угров: в 15 веке это единство ещё существовало. Обратите внимание: главные боги в романе - Ен, Торум, Омоль, а не Мир-суснэ-хум или Калтащ. В третьих, не воспринимайте роман как этнографическое произведение. В 15 веке ещё было этнографии. Моей задачей было создать впечатление сложного и величественного мироздания язычников, и я создал его, пользуясь реальными мифологемами финно-угров как опорными точками, но не воссоздавал мифологию как таковую, поскольку нет источников 15 века. Впечатление - не реконструкция. Моя задача автоматически становилась художественной, а не научной, семантической, а не этнографической. И в четвёртых, вы судите о мифологии манси по источникам 19-20 веков. Я не мог перенести эту мифологию в 15 век и на иную территорию, чья топонимика свидетельствует об ином пантеоне: Пянтег, Бондюг, Сурмог, Лолог, Басег и т.д. Кстати, шаман Шакула - из 1778 года, как раз 18 век, о котором вы пишите как о времени упадка князей.
Спасибо, Евгений, за хорошие слова о "таланте", но в "Сердце пармы" нет "искажения" мифологии, потому что нет ни первоисточников, ни задачи точного воспроизведения, если бы источники были. Суть исторического романа я понимаю как "непротиворечивость" истории как науке. На глубоком онтологическом уровне противоречия я не вижу, а более близкий фактологический уровень слишком фрагментарен. Представьте, что я описал бы какой-нибудь обряд с танцем медведя и танцем комара - мне тотчас предъявили бы претензию, что нет никаких доказательств существования этого обряда, зафиксированного в 19 веке, в 15 веке.

24.04.2010 Павел

Здравствуйте, Алексей Викторович!!
У меня вопрос . Не кажется ли вам , что в фильм Хребет России получился как окрошка .Слишком уж много намешано , от анфаловского городка до Уралкалия. Многие мои занкомы говорят , что фильм сам по себе не имеет основы и как бы размыт , на слухах и фрагментов от исторических фильмов , в ракурсе исторического экшена.

ответ

Уважаемый Павел.
На ваши вопросы я уже давал ответы. Про структуру каждой серии сказано в разделе "Новости", где новость о премьере фильма на Первом канале, там надо нажать на слово "подробнее".
О прочем - в ответе Александру от 6 апреля.
Фильм не основан на слухах. Предания - не слухи, но и на преданиях фильм тоже не основан. Хотя несколько преданий в нём, разумеется, упомянуты. Слухи - это, к примеру, то, что церковь в Пянтеге осталась от Анфалова городка. Что значит "в ракурсе исторического экшена" - я не понимаю. Экшн - это ускоренное действие, энергичный сюжет. В "Хребте России" нет сюжета. Можно говорить о драйве, но драйв не бывает "историческим" и вообще драйв - положительная характеристика.

24.04.2010 Тарас

Алексей Викторович, добрый день! Вчера закончил читать "Хребет России", мне его подарили друзья. Спасибо за то, что Вы даете возможность взглянуть на мир другими глазами, за то, что в близком и обычном помогаете увидеть настоящее и удивительное. Безусловно, в книге есть и спорные моменты, но тем она интереснее. Это ваша картина мира, ваша трактовка и ваша культурологическая система, что ли... Мне кажется, что это настоящий прорыв, что после "Хребта" обязательно должны наконец-то фильмы и книги нового формата. Знаю очень многих людей, которым тоже очень понравилась книга, но не будучи "интернет-людьми", они своими восторгами в сети делиться не склонны. Слышал о Ваших планах работы над книгой о Пугачеве. Пожалуйста, ответьте на вопрос - это тоже будет "двойная" вещь - и телефильм, и бумажная книга?
С уважением,
Тарас,
Пермь

ответ

Уважаемый Тарас.
При всех недоработках фильма, я думаю, он вполне внятно продемонстрировал новый формат: "активное путешествие по точкам региональной идентичности". Однако что-то я не заметил, чтобы зрители это отразили. Основная рефлексия - "это неправильно!", "нафиг квадроцикл?" или "помедленнее, пожалуйста". Так что не уверен, что формат осознан. Следовательно, не уверен, что будет продолжен следующим фильмом. А книга - да, надеюсь, будет всё равно.

24.04.2010 Татьяна

Уважаемый Алексей Викторович! Я в восхищении от вашего с Парфеновым фильма! Хочу лишь уточнить: гора под Первоуральском, Волчиха или Волочиха, она видна с Транссиба? Не та ли это гора, горнолыжный склон которой виден с железной дороги при подъезде от Билимбая к Первоуральску с северной стороны Транссиба?

ответ

Уважаемая Татьяна.
По-моему, там сразу после Билимбая на севере видна гора Тёплая. А Волчиха должна быть видна к югу от Транссиба после станции Первоуральск. Но может, и не видна. Я уже так давно не ездил на поезде, что не помню. А с автотрассы Пермь-Екатеринбург Волчиха видна отлично, вместе с горнолыжными спусками. Точнее, дорога и проходит прямо под Волчихой.

22.04.2010 Sylvia-pl

Здравствуйте, Алексей Викторович!
Возможно, Вам будет интересно узнать, что в Польше Вас тоже читают и любят. Сейчас заканчиваю учёбу в Варшавском университете на факультете русистики и в рамках дипломной работы занимаюсь переводом фрагмента Вашего романа «Географ глобус пропил» и исследованием Вашего достойного творчества. С выбором темы связана довольно интересная история, потому что переводить Вашу книгу предложила мне моя профессор. Она рассказала, что когда была в Москве, на какой-то книжной ярмарке увидела сумасшедшую очередь и спросила одну довольно пожилую женщину, за чем эта очередь, она ответила, что за книгой Алексея Иванова. «Интересно?» - спрашивает моя профессор, «Обалдеть» - отвечает пожилая женщина. И я с ней согласна, с момента прочтения «Географа» я Ваша поклонница. Читала книгу уже несколько раз и всё не могу решить - в ней больше смешного или грустного... Ваша книга - просто жизнь, настоящая. Надо признаться, что дался мне Вашь язык, все эти замечательные шутки, поговорки и стихи Служкина - до чего они непросты при переводе! Но это вызывает ещё больший интерес, над некоторыми фразами я думала месяц и больше, но какая радость, когда найдётся подходящий вариант! Я хотела Вас спросить - как у Вас с авторскими правами на «Географа», из Польши кто-нибудь интересовался? Жаль, потому что знаю, что Вы редко выезжаете, но, может быть, когда-нибудь Вы сделаете отклонение от этой нормы и приедете в Польшу?
Всего доброго!
Sylvia

ответ

Уважаемая Sylvia.
Спасибо. Мне было очень приятно прочесть ваше послание.
Я всегда считал, что "Сердце пармы" и "Золото бунта" не сложны для перевода, так как для них перевод заключается в подборе адекватной лексики: "У межеумка были сломаны бортовины, кирень и обносный брус". А "Географ" - куда сложнее. Как перевести ругательство "Бивень, щегол, совсем кукушку спугнул?"? Но это так, лирика.
Права на любые переводы у меня, насколько я понимаю, свободны. Этими вопросами занимается мой агент Юлия Зайцева, её координаты на этом сайте в разделе "Контакты". А о приезде имеет смысл говорить лишь после издания книги.

21.04.2010 Субботин Роман

Уважаемый Алексей! Благодарю Вас за широкий ответ и за возможность задавать Вам вопросы. Но и пользуясь случаем, хочу поблагодарить Вас за гражданскую позицию, для таких, как я, это очень важно. Особенно Ваше мнение по поводу последнего "культурного обмена" Пермских богов на французские тапки. Учитывая, что балетные пуанты в основном белого (светлого) цвета, понятно отношение нынешней власти к вечным ценностям и к народонаселению - ЛОЖИТЕСЬ БЫСТРЕЕ В ГРОБ - БЕЛЫЕ ТАПКИ ВАМ В ПОМОЩЬ! И НЕ ДУМАЙТЕ О ВЕЧНОМ -ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ! - ВОТ ЦЕННОСТИ НАШЕЙ ЭПОХИ. Но это они, чиркунята, так думают, забывая о том, что Древний Рим с его Колизеем (как опять похоже на Пермь) плохо кончил! Но я о другом, если позволите...
Задавая вопрос, я как раз и рассчитывал на ваше искусствоведческое образование, культурологические знания и гражданскую позицию. Хоть и знаком я с персоналиями актуального искусства, родом из Е-бурга, и про богатый конструктивизм в архитектуре города (в отличии от Перми) не упоминал лишь потому, что в нём честно не разбираюсь(хотя здания эти не заметить нельзя), но вы очень многое для меня прояснили! Последнее (у вас в ответе в-четвёртых) - столичное мышление мало объяснимо, но ощутимо каждому, кто побывал в Еатеринбурге. Я бы даже сказал, столичный ДУХ! Во всех смыслах этого слова - там как-то воздух даже насыщен столицей, и не важно, Урала, третьей или в перспективе первой столицей России (как знать!). В Перми, увы, такого нет, хотя, на мой взгляд, мысль - самое простое и незатратное в финансовом смысле, что можно круто изменить, преобразовать или, как ныне модно говорить, "модернизировать". За духом и тело "не заржавеет". Хотя может быть я и не прав. Во всяком случае, Екатеринбург для меня является просто безусловной столицей. Но это сейчас!
В своём "послании" к сенатору о горнозаводской цивилизации Вы упомянули, что Екатеринбург преобразован за 15 лет. Не знаю, какой период вы имеете ввиду, но если на дату выхода (лето 2009), то полностью с Вами согласен! Впервые я попал в Екатеринбург в 1994 году в июле, благодаря студенческому отряду проводников "Урал-Сервис". До ввода в строй чусовского автомоста существовал ночной поезд 608 с маршрутом в 4 суток Пермь-Соликамск, Соликамск-Свердловск и обратно так же. Прибытие в города утром, отправление вечером. День на обозрение достопримечательностей! В первый раз организованная группа под руководством нач. поезда ушла раньше, и я бродил по городу один. Тогда было в городе непростое лето. Храма-на-Крови не было, на его месте была часовенка, которую только что сожгли, углы домов в центре были самопереименованы (кто-то трафаретом штамповал дореволюционные названия улиц, рядом со старыми). Как сейчас помню, "Вознесенский проспект" чёрным трафаретом по жёлтому фасаду! Т.е. город был разным, шла какая-то идеологическая борьба. Временами Е-бург мне напоминал Пермь, временами Кунгур (столичные здания, и там, где Исеть не во пруду), но временами и Москву-столицу. Сейчас Пермью "пахнет" на окраинах, в спальных районах вроде того, где та же ИКЕЯ, - те же серые панели (у нас такие девятиэтажки прямо на эспланаде в центре города!). Кунгура нет вообще, хотя при желании найти, конечно, можно, как и грязь неубираемых территорий. А вот Москва... пожалуй, и Москвой-то не "пахнет" (ну разве что адимнистаративные здания советской постройки, хотя и они затерялись на фоне современных зданий, построенных рядом). Столичность есть, московости нет, самобытость! Особенно это видно чуть пониже Храма-на-Крови на набережной. Отреставрированные здания по ту и по эту сторону пруда, а чуть дальше ввысь устемились небоскрёбы с зеркальными фасадами. Я даже сфотографировал на мобильник. Чугунная витая решётка набережной пруда, пруд как Гудзон, и вдали - как Манхэттан. Красиво, блин. И кому показывал это фото, все твердят одно: как будто Нью -Йорк! В Перми, кстати, аналогичная Камская долина ещё незагажена строениями в стиле "борисововетский ампир". Ещё всё вроде возможно, но не верится! Хотя девиз I HAVE A DREAM! ещё никто не отменял. Но увы, пока, к сожалению, во взаимоотношениях Перми-Екатеринбурга-Москвы всё выглядит так, как вы описали, и у нас тут шансов мало! В упомянутом шоу Собчак-Гельман ещё одна искусствовед обратила внимание уже на название гельмановского музея (тот пришёл в футболке с логотипом музея) PERMM - мол, ведь эта вторая буква М - это и есть Москва, которая давит все четыре других буквы. И тут она скорее права!
Но я хочу задать Вам родившийся у меня вопрос. Я вот подумал, бродя в очередной раз по улицам Екатеринбурга, исходя из проектов-концепций культурной столицы Мильграма-Гельмана... Там говорилось в нью-васюковском стиле о появлении в Перми киностудии и о съемках здесь сериалов с московскими и местными актёрами, и много-много другого, что уже есть в Екатеринбурге и нет - и, думаю, никогда не будет - в Перми. А не являемся ли мы (ПЕРМЬ) подопытными кроликами всей этой команды, с тем, чтобы применить это обкатанное уже там, где для этого и так есть местные ресурсы, то есть в Екатеринбурге. Как оприходует деньги сильный пацан, тусующийся в нашем дворе, пойдёт консультировать сильных пацанов в соседнем дворе, уж на безбедную старость консультантского заработка пацану этому хватит. А с ореолом непонятого гения тьмутараканью (Пермью) трудоустроиться будет легче?МОЖЕТ У НАС ТУТ ПРОСТО ОБКАТКА ПРОЕКТА, а реальная реализация будет там, где не один речной вокзал в конструктивистском стиле отстроен?

ответ

Уважаемый Роман.
Я не думаю, что обмен богов на тапочки - это послание типа "ложитесь в гроб". Я прочитываю это послание иначе.
На мой взгляд, это знак равенства между тапочками и богами. Если общество сочтёт равноценным обмен тапочек на богов (а оно сочтёт, приходя на выставку), значит, знак равенства можно ставить между художником и дизайнером, культурой и актуальным искусством, Гельманом и столицей, Мильграмом и достоинством, пилежом бабла и культуртрегерством. Если боги равны тапочкам, то дизайн автобусных остановок равен хорошим дорогам (значит, стоит столько же), а биллборд с младенцем и окурком равен плафону Сикстинской капеллы (и пусть за него губернатор заплатит Лебедеву как папа - Рафаэлю). Обмен богов на тапочки - не хамство, а мониторинг предстоящего бизнеса.
Про ощущение столичного духа в Екатеринбурге вы написали очень точно. Я и сам долго пытался сформулировать, в чём же дело. Может, мне это и не удалось, но получается следующее. Во-первых, культурная столица всегда имеет чувство собственного достоинства. А во-вторых, культурная столица всегда выражает свой культурный регион, отличающийся от всех прочих. Культура и ментальность Урала объективно отличается от культуры и ментальности других регионов, и семантика Екатеринбурга выражает это предельно ясно.
Изменить ситуацию волей власти, инокультурной экспансией или деньгами - невозможно. Это, знаете, как в английском анекдоте, где богатый американец желает купить классический английский газон и спрашивает у садовника: сколько стоит? Садовник отвечает: двести лет, сэр.
Когда я говорил о столичности, я не уподоблял Екатеринбург Москве. Дело ведь не в церковках 17-го века, не в пост-наполеоновских особнячках, не в "сталинском ампире" и не в лужковском "пряничном" стиле. Столичность нынешнего облика Екатеринбурга в системной "наглости" его нынешней застройки (а в Перми - эпизодическое "хамство"), в равнении не на Москву, а на Шанхай (в какой-то хай-тековской азиатчине, издевательски прослоённой православным китчем).
Про футболку ПЕРММ сказала Ксения Собчак, сказала очень едко и точно, и это в очередной раз продемонстрировало, что даже ей тесен московский формат.
Теперь по поводу вашего вопроса. Знаете, Роман, вполне возможно, что такая амбиция есть. Но только амбиция, не проект. Имеется хорошее правило анти-конспирологии: не ищи заговора там, где всё можно объяснить глупостью. Вряд ли существует гельмановский заговор попробовать зубы на Перми - и схавать более богатый Е-бург. Это как-то нелепо. У людей есть желание рубить бабло. Страна большая, разная, дурная. Нет нужды придумывать коварные планы. Сегодня - эти дураки, завтра другие сами клюнут, послезавтра - третьи. Зачем план? Гельман - не капитан Ахав, который на паруснике гоняется за Моби Диком, а профессиональный спиннингист на безопасном берегу рыбной реки. Если Е-бург клюнет - его, разумеется, окучат, но это Е-бург сам лоханётся, без чужих интриг.

21.04.2010 Ласточка

Здравствуйте, Алексей Викторович!
У нас в Нижнем проходит выставка питерского художника Николая Блохина. Вы знакомы с его творчеством? Он 1968 года рождения - то есть, как мастер сформировался в 90-е годы. Ничто не может помешать состояться настоящему таланту, согласны?
Кстати, в соседнем зале одновременно проходит выставка "актуального" искусства, и может на безрыбье и прокатило бы, но в таком соседстве - это просто недоразумение какое-то.
Потом выставку Блохина повезут в Казань, Самару, еще куда-то.
Я читала отзывы - и видно, что люди и не знали, что в России есть такой художник.
Похоже, что наша культура этот талант не определила. Его оценили в США, дали ему два гран-при, лучшие музеи приобрели его работы - и только после этого мы видим его в России. Причем искусствоведы оценить адеватно его не могут и до сих пор - он с улыбкой рассказывает (на выставке крутят документальный фильм) как про его картины говорят "типичная питерская школа", сам-то он думает что питерской школе как раз противостоит.
И вот я хочу у вас спросить - может не только Пермь (Пермь-то однозначно не заметила рождение этого таланта), но и Питер, и Москва уже не являются культурными столицами, как вы думаете?

ответ

Уважаемая Ласточка.
Художника Николая Блохина я не знаю, но это свидетельствует только о моей некомпетентности.
Конечно, замечать всё новое - одна из функций "культурной столицы", но всякое случается. Бывает, что столица и не справляется с этой работой, и даже системно не справляется. Однако, остаётся столицей, потому что в ней концентрируются основные художественные силы, основные деньги, основные институции и т.д. Понятие "культурная столица" не означает "место, где создаётся всё новое". Не всё новое создаётся там и не всё, что там создаётся, - новое. Ужимать смысл "столичности" до какой-то одной функции столицы некорректно.

20.04.2010 Тахир

Здравствуйте, Алексей! В западных СМИ всех выходцев из СССР называют Русскими. Бывших татарских вассалов Волжских булгар теперь тоже называют татары. Русские тоже были татарскими вассалами. Их тоже звать татары? И еще на средневековых европейских картах вместо надписи Русь - Тартария.

ответ

Уважаемый Тахир.
Вы сами понимаете, что русских звать русскими, чьими бы вассалами они не были. Я чувствую полемичную заострённость вашего вопроса, но не могу понять, с чем вы не согласны, потому что ваш вопрос - риторический. Если хотите, давайте продолжим разговор, но напишите, в чём суть.

20.04.2010 Субботин Роман

Уважаемый Алексей! Спасибо за полный ответ, другого я не ожидал, но если можно, продолжу. В упомянутой программе Собчак про Гельмана неглупый человек-правозащитник высказался в том духе, что проекты, мол, не способны развивать города и регионы, с чем я в корне не согласен. В 20 веке встать вровень с городами-столицами смогли лишь города, участвующие в подобных проектах, - Олимпийские игры, выставки ЭКСПО (Бильбао, кстати, знают лишь интеллектуалы, а Барселону (ОИ -92), Севилью (ЭКСПО-92) знают многие). Разница лишь в том, что под проекты создаётся инфраструктура. Ушёл проект - инфраструктура (метро, вокзалы, отели, здания) осталась! В этом плане Кын-завод ваш более похож на созидательный прект уже потому, что подразумевает дорогу до КЫНА (не говоря уже о другом). Согласны ли вы с этим, и не пора ли уже Перми, совместно с Екатеринбургом, заявляться на Олимпиаду 2024 (летние игры одновременно в Европе и Азии), или хотя бы совместно готовиться к празднованию 300 летия в 2023 году?

ответ

Уважаемый Роман.
Я согласен с вами в том смысле, что огромные культурные проекты вроде Олимпиады или ЭКСПО могут вытащить город из "погибели". Но в данном случае всё индивидуально. Смотря какой город. Не всякий город пригоден для подобных гигантских акций. Пермь, возможно, и пригодна, но рядом с Пермью слишком сильный конкурент - Екатеринбург, и не думаю, что Перми чего-либо светит.
Я согласен, что культурные проекты должны быть в первую очередь инфраструктурные. Конечно, культура как система идей первичнее быта и не определяется бытом, но культура как система институций и материальных носителей всегда вторична по отношению к хозяйству. И в этом смысле Пермь бессильна, пока экономика региона не направлена на инвестиции в регион.
Опять же, разные там Олимпиады и ЭКСПО - мероприятия имиджевые. Разве столичная Россия отдаст такой имидж провинции? Сочи - некорректное возражение, потому что Сочи - черноморский фасад Москвы. Урал же никаким фасадом быть не может. Вкладывать в Урал как в имиджевый регион нынешняя Россия не будет никогда, аминь.
Меня лично это не удручает. Я - сторонник эволюционного развития, а не скачкообразного, революционного, "проектного". Мне не нравится развитие региона через компанейщину Олимпиад и выставок. Это раз.
Во-вторых, Олимпиады и выставки типа ЭКСПО - явления унифицированные, глобалистские. А я считаю, что нужно выявлять региональную идентичность, потому что только она "долго конкурентоспособна", стратегически успешна. Глобалистские акции в данном смысле имеют слишком низкий КПД: они низводят региональную идентичность до частной, изолированной от жизни экзотики, лишают идентичность системообразующей роли.
Проще говоря, надо работать без гигантских планов, но здесь и сейчас. Медленно и не слишком масштабно (в мировом масштабе), но непрерывно и настойчиво.
2023 и 2024 годы - слишком далеко. Лучше иметь цели скромнее и ближе: например, в 2012 году в Перми появится государственное книжное издательство, галерея получит новое здание, а зоопарк съедет с архиерейского кладбища. Замахиваясь на дальние и грандиозные цели, мы уподобляемся юному художнику, который сразу соперничает с Неизвестным, не освоив и классического рисунка. Дерзкие амбиции хороши для частного человека, а социум
должен исходить из реального и возможного. Скажем, частный художник может иметь амбиции добиться авторского зала в Третьяковке, но Союз художников должен добиваться просто постоянного помещения для своих выставок. Город - это "союз художников", а не "индивидуальный творец".
А совместное празднование 300-летия - классная идея.

страница: 82 из 213

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram