Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



12.01.2011 Владимир Гусев (Новосибирск)

Уважаемый Алексей Викторович! Книга «Географ» писалась вами также легко и с удовольствием, как она и читается? Самое удивительное, что вам было тогда всего 25 лет! В этой книге так много свежего воздуха, открытости души, нежности чувств ко всем этим бедолагам эпохи перестройки! А как вы сами жили в 25 лет, когда писали эту книгу? У вас было много свободного времени для этого? Сложилось впечатление, что вы писали для очень близких вам людей (или даже для кого-то одной) и каждый маленький рассказик о Служкине сразу давали им прочитать. Это так? Мне кажется, что читая эту книгу не надо слишком умствовать над её страницами – главное воспринять её чувствами, сердцем и наслаждаться юмором. Ведь она так втягивает в чтение и ни на что не похожа. По духу очень близка к «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, хотя всё разное. Однако лихо вы расправились с нежной любовью Служкина и его ученицы. А если бы её мать не оказалась завучем, то ведь из логики рассказа эта любовь не оборвалась бы так скоротечно?

ответ

Уважаемый Владимир.
Увы, всё было не так. Я писал "Географа" 3 года - с 1992 по 1995, трижды переделывал с нуля. Писал "ни для кого", никому не давал читать - это было технически невозможно, компьютера и принтера у меня тогда не было. Я не считаю "Географа" душевной пустышкой, над которой не стоит умствовать, - когда я придумывал его, я умствовал. Когда писал, я работал гидом-проводником в турфирме, свободного времени было мало.
А "скоротечный разрыв"... О своём отказе от отношений с Машей Служкин говорит читателю в сцене у колодца в деревне Межень, Маше он говорит об этом в сцене в классе перед экзаменом, да и вообще какие могут быть отношения после отказа от шанса в пекарне? Разрыв был не внезапный и не скоротечный, и Служкин к нему готовился. То, что мать Маши - завуч, определяет только увольнение Служкина, а не его отношения с Машей.

10.01.2011 Алексей Дружинин

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович. Город Ковязин синтезирован из набора элементов существующих городов? Явны элементы Кунгура: Талка (Сылва - талая вода), гостиный двор. Троельга - две остановки. Интересно, какие города ещё поучаствовали? Читать произведение только начал. Аббревиатура ДП(ПНН) какая-то пелевинская - нет ли тут какой-то подоплёки или особого отношения к В.Пелевину?

ответ

Уважаемый Алексей.
Да, Кунгур крепко поучаствовал в создании Ковязина, хотя и не тождественен ему. Реалий других городов я не подтягивал - додумывал сам.
Аббревиатура ДП(ПНН) - конечно, отсылка к Пелевину. То, что Пелевин называет "диалектикой переходного периода", я называю "дешёвым порно". То, что для него бессмыслица, для меня бесстыжесть. В этом и этическое, и эстетическое отличие - при обоюдном ощущении неприемлемости.

10.01.2011 Алексей , который

Известный галерист предлагает перенести столицу России в Пермь из-за «особой магии» города.
Авторитетный журнал «Итоги» в первом номере 2011 года поставил вопрос о переносе российской столицы из Москвы «куда-нибудь». Поводом для публикации стало предновогоднее интервью президента России Дмитрия Медведева, в котором он посетовал, что население страны живет слишком скученно. Галерист Марат Гельман считает, что идеальный вариант — Пермь.
В частности, по словам Гельмана, центр мирового экономического развития сместился к «азиатским тиграм», а Пермь является «последним европейским городом». Кроме того, перенос столицы на Урал помог бы развить российскую транспортную систему, ведь сейчас «львиная доля путей замкнута на Москву». Гельман также заметил, что Кама «гораздо полноводнее и красивее Москвы-реки», а Пермь застроена «негусто», что открывает возможности для широкомасштабного строительства «без всякого ущерба для исторического облика города».

ответ

Уважаемый Алексей.
У меня складывается ощущение, что Гельман согласен залепить любую глупость, лишь бы его обсуждали в ЖЖ. Если глупость окажется чересчур дикой, то её можно объявить приколом, а критиков - идиотами, которые спорят с шуткой. Вообще же разговоры о переносе столицы (о запрете смертной казни, о легализации проституции, о клонировании, об усыновлении детей иностранцами и т.д.) начинаются тогда, когда реально решать проблему никто не собирается.

09.01.2011 Алексей,который

Алексей, как вы оцениваете роман Шишкова "Емельян Пугачев"?

ответ

Уважаемый Алексей.
Роман Шишкова подробный и обстоятельный, но на мой взгляд - сусальный соцреализм. Не люблю раздавать такие оценки, но иначе сказать не могу.

09.01.2011 Самойлова Елена

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович.
Вы написали, что Надя – очень екатеринбургский тип, продукт специфически-уральской эмансипации. Так получилось, что я довольно часто наблюдаю у женщин психоз, требовательность вместо помощи, при этом они родились и выросли не на Урале. Почему вы считаете Надю продуктом специфически-уральской эмансипации?

ответ

Уважаемая Елена.
Именно в силу специфики уральской (уже - екатеринбургской, шире - провинциальной) стратегии успеха. Столичный успех зачастую зиждется на тусовке, облегчающей доступ к ресурсам для самореализации. Соответственно, от человека требуются качества, необходимые в тусовке: коммуникабельность, раскованность, обаяние, дружелюбие, чувство юмора, кругозор, креатив, вкус, сексуальность (для женщины). В провинции путь к успеху через местную тусовку сомнителен. Хотя, разумеется, и возможен, и случается нередко. Но в целом требуются иные качества. В Екатеринбурге с его менталитетом "горной столицы", "дикого счастья" и т.д. путь к успеху сопряжён с самодостаточностью человека (граничащей с самоуверенностью - наследие столичного статуса), с умением идти напролом (агрессивность Урала), с волей и умением рисковать (наследие мифа о фарте), с некоторой категоричностью суждений (провинциальная нетолерантность), со способностью к сильным жестам и поступкам (падать в провинции приходится низко - потому и прыжки энергичнее), с конкретностью требований (наследие индустриального прагматизма), с органичным ощущением "я имею право" (опять же, наследие мифа о фарте, который возможен для любого человека). Разумеется, я очень сильно упрощаю картину, но примерно так. А психозы и требовательность вместо помощи сами по себе - универсальны. Надеюсь, образ Нади не сводится к этим двум вещам.

09.01.2011 Александр

Добрый вечер, Алексей Викторович! Скажите, как вы отнеслись к тому, что стали лауреатом премии «Итоги Года Урала и Сибири» в номинации «Идеолог года»? Что для вас это признание? Радует, что удалось обойти Гельмана в этой номинации?

ответ

Уважаемый Александр.
Отчасти приятно, но не более того. Значимость этого лауреатства не стоит преувеличивать. А Гельман в каждой бочке затычка, поэтому вне конкуренции.

08.01.2011 Дмитрий Москалев

Уважаемый Алексей,
спасибо за ответ на мои вопросы. С вашего позволения, я продолжу.
1. Я на вашем месте также предпочел бы более динамичный труд, однако грустно, что в ближайшие годы не придется порадоваться вашим новым художественным трудам.
2. Я еще раз перечитаю, позже напишу по пунктам.
3. Я и не считал Служкина тряпкой, мне ваш герой весьма симпатичен, особенно за честность. Но мне кажется, что волевые качества Служкина несколько незрелы: он успешно борется с искушениями сделать зло людям, когда смотрит искушению в лицо; однако эффективность его борьбы существенно снижается, когда зло отдалено во времени или только вероятностно. Например, пьянка у Комарихи. Здесь у Служкина, кажется, срабатывает знаменитый "авось". В этом смысле волевые качества Служкина кажутся близорукими, недостаточными. Так?
Что же касается Нади, я не могу поверить, что реальная женщина может быть руководима преимущественно гонором и спесью. Особенно если учесть, что она - жена Служкина, т.е. когда-то наш герой находил (и находит) в ней немало хороших качеств. Кажется, гонор и спесь Нади обусловлены всего лишь постоянной неудовлетворенностью жизнью, несоответствием между желаемым и реальным, откуда и раздражение на все, т.е. гонор и спесь - вторичные качества. Я думаю, Надя, принимая решение оставить Будкина, учитывала и то, что вряд ли кто-то сможет ее дочери заменить настоящего отца (а ведь Служкин - неплохой отец), тем более - Будкин. Также трудно поверить, что спесь и гонор сильнее любви, у женщины обычно доминанта любви берет верх. Да и перед кем заноситься, если муж - "пустрое место"? Я вижу только одну причину: Надя не видела перспективы отношений с Будкиным из-за того, что тот не смог принять волевое, мужское решение, а также из-за дочери. Возможно, еще из-за страха потерять вообще все и из-за отголоска полуматеринских чувств к Служкину (осунувшаяся Надя после его ночной пропажи). Может, я что-то упустил, что может опровергнуть мою точку зрения? Также мне не очень понятна логика, "начинает с ним разговаривать, (потому что) для нее он пустое место".
Также у меня есть новый вопрос.
5. Как очертить область применимости формулы "не делать никого залогом счастья"? В разговоре с Веткой Служкин поясняет эту мысль библейской любовью, однако библейская любовь способна приносить счастье лишь очень немногим людям, так? Обычная, мирская любовь, да и просто хорошие семейные отношения всегда подразумевают становление залогом счастья, разве нет? Актуальна ли эта формула, если даже сам Служкин путается с ее применением: отказывается от близости с Кирой и Сашенькой из-за чувства к Маше, а потом позволяет Ветке повернуть эту формулу в нужную ей сторону?

ответ

Уважаемый Дмитрий.
Я, в общем, с вами согласен. «Географ» - не математически-чистая модель жизни человека по принципу «неимения залога». И Служкин – не робот, который следует программе, а живой человек, который несовершенен, ошибается, часто впадает в свинство как в ересь и пользуется скорее наитием, чем разумом. Но он умеет видеть в своих частностях быта базовые принципы бытия.
По поводу Нади можно спорить долго. Вы говорите, что она отказалась от Будкина отчасти из-за материнских чувств, но гнобить отца своего ребёнка - не лучшая материнская стратегия. По-моему, Надя – просто человек, который не может жить в мире с собой, а Служкин, Будкин и Тата здесь ни при чём. Выражаясь иначе, Надя не имеет самоидентичности – а как без этого искать своё место в жизни? Отсюда и психоз, требовательность вместо помощи. Проблемы Нади – внутри Нади. (Кстати, Дмитрий, Надя – очень екатеринбургский тип, продукт специфически-уральской эмансипации.) А для пояснения ситуации «разговора с пустым местом» я могу привести похожую сцену из фильма «Однажды в Америке» Серджио Леоне – где Лапша спрашивает у Деборы: «Почему ты показываешь мне свой зад?» - и Дебора отвечает: «Потому что ты таракан».
Мне кажется, Дмитрий, что вы неверно сопрягаете две максимы: «не делать залогом счастья» и «совершенная любовь изгоняет страх». О каком страхе идёт речь? Ведь не о страхе перед смертью или болезнями, не о клаустрофобии какой-нибудь. Речь идёт о страхе перед жизнью: о страхе совершать поступки, которые другим покажутся нелепыми, смешными, дурацкими. В переводе на русский, эта фраза могла бы звучать так: «если ты любишь свою жизнь совершенною любовью, живи так, как считаешь правильным ты сам, а не кто-то другой, изгони свой страх перед чужими суждениями». То есть, будь идентичным самому себе. Поэтому Служкин увязывает эту формулу со своими отношениями с подругами: извините, девчонки, я домогался вас, а теперь вот полюбил другую и вас уже не хочу – можете считать меня дураком и импотентом, мне не страшно. А Ветка наивно толкует этот принцип как «святость равно воздержанию». А святой – это «нищий духом», то есть, ограничивающий себя нормами нравственности. Библейская формула – онтологическая, Служкинская – нравственная, но это одна и та же формула, только на разных уровнях осмысления. (Системная ошибка толкования библейских истин – путать онтологию и нравственность: это всё равно, что высчитывать траекторию полёта бумажного самолётика по законам Ньютона.) Делать кого-то залогом своего счастья – это жить со страхом, любить «несовершенной любовью». Однако жизненная стратегия «совершенной любви» всё же умозрительна, на неё надо ориентироваться, но нельзя её слепо воплощать. Если, например, слепо воплощать в своей жизни принцип демократии, то вы не сможете отказать своим детям даже в лишней конфете – вы один, а их, скажем, двое, их большинство, торжествует их выбор. Так же и любые другие принципы. В общем, идея Служкина – она не об отношениях в браке, а о «примирении на земле».

08.01.2011 Олег

Уважаемый Алексей!
В Вашей книге "Сердце Пармы" упоминаются словене-язычники. На чем основан данный эпизод?
Существует другая версия http://www.mgpublications.com/news/716

ответ

Уважаемый Олег.
Этот эпизод родился из двух вещей: из-за схожести имён уральских и славянских языческих богов и из-за того, что в Чердыни и Чернигове археологами найдены одинаковые персидские блюда. Этот эпизод - в чистом виде Мария Семёнова, и я не интересовался, насколько это правомерно с точки зрения истории. В общем, я пошёл на поводу у семантики.

08.01.2011 Сергей Гилёв

Здравствуйте, Алексей. Вы уже побывали в Кургане или еще будете? Очень хотелось бы увидеться. С уважением

ответ

Уважаемый Сергей.
Пока ещё я не определился с поездкой в Курган.

08.01.2011 Катя

Уважаемый Алексей Викторович.
Почему Вы убиваете князя Василия раньше, чем это сделала история?
Спасибо.

ответ

Уважаемая Катя.
Я убил князя Ваську в меру своей компетенции на момент написания романа.

07.01.2011 интересующаяся

Здравствуйте, Алексей. А генеалогией героев Ваших произведений Вы интересуетесь? Очень интересно, есть ли ныне живущие и здравствующие потомки владетельных семейств вогулов, остяков, правителей уральских княжеств XVI-XVII вв...

ответ

Уважаемая ...
Увы, я не до такой степени фанат этой темы: я не интересовался. Я даже не знаю, к примеру, Асыка - из рода Пуртеевых, или нет.

05.01.2011 Александр (Пермь)

Здравствуйте Алексей! Очень интересно узнать, будет ли экранизация "Золото бунта", в разделе контакты запечатлел инфу, что права проданы, когда же ждать и кто режиссер? Спасибо вам за прекрасную книгу в "захлеб" читал последнии 300 страниц. А в заключении еще один вопрос после прочтения: По вашему "правда" ("Батина правда") только в книгах побеждает или же в жизни тоже бывает?

ответ

Уважаемый Александр.
Спасибо.
Права на экранизацию купила студия "Единорог" (не знаю, существует ли она сейчас) для режиссёра Ильи Макарова. Съёмки фильма пока не планируются.
А насчёт "батиной правды"... Видите ли, отличие Осташи от бати в том, что для бати эта правда существует всегда, а для Осташи - только тогда, когда побеждает. Я люблю своего героя, но считаю, как его батя. "Правда" аксиоматична. А "неправда" - нет. Поэтому "онтологически" правда побеждает вообще всегда, хотя зачастую её конкретные поборники терпят поражение, а конкретные явления не завершаются торжеством здравого смысла.

05.01.2011 Лариса Левицкая, Екатеринбург

Добрый день, Алексей! Прочитала грандиозную летопись Мамина-Сибиряка "Три конца". Как вы думаете, неужели в старообрядческих скитах действительно творились такие сексуально-уголовные безобразия, или Дмитрий Наркисович сильно сгустил краски?

ответ

Уважаемая Лариса.
Об этом надо спрашивать у историков. Но я Мамину-Сибиряку верю. Когда я собирал материалы для книги о Чусовой, я натыкался на жуткие факты. Вот например: в 1825 году на Урале впервые была обнаружена секта скопцов. Мужчины из этой изуверской секты кастрировали себя, женщины – отрезали груди и сжигали в печке. Документы сохранили слова скопцов из секты на Полевском заводе: «Если кто про нашу веру будет изведывать, тот немного проживёт. Из мастеровых пять человек давно уже покойны, и скончались они преждевременно потому, что восставали против нас».

05.01.2011 Маргарита

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович! Меня интересует вот какой вопрос, Вы сделали Асыку хумляльтом из каких-то творческих соображений, или просто он вам таким представлялся? Может, так усиливается противостояние живого Михаила и неживого Асыки? Спасибо.

ответ

Уважаемая Маргарита.
Асыка - антипод Михаила. Языческое бессмертие хумляльта, "не доделавшего своё дело", противопоставлено христианскому бессмертию души. Исторический Асыка умер через пару лет после похода на Чердынь и гибели князя Михаила. Так что можно сказать, что бессмертным я сделал Асыку "из творческих соображений".

05.01.2011 Дмитрий Москалёв

Уважаемый Алексей,
Благодарен за возможность задать вам вопрос. Очень ценю. У меня их, вообще-то, несколько.
1. В одном из ответов прочел, что роман как жанр вам сейчас не интересен. Тогда с чем вы, как известный человек, планируете обращаться к читателю (или зрителю) в ближайшие годы? Как вы оцениваете свой текущий творческий потенциал и задор?
2. Насколько вы согласны с осмыслением вашего произведения в статье "Явление географа" Г.Ребель? (Кстати, статью "Уроки географа" я бы удалил с сайта, т.к. повторяет "Явление" на 95%). Мне было интересно читать, но как и всегда, показалось, что критик, даже хороший, умудрился отыскать в произведении даже то, о чем автор никогда не помышлял - что скажете?
3. Перечитываю в который раз финальное объяснение Служкина с Надей и что-то не встает на свои места: потребность в общении с мужем ("поговорил бы со мной") и одновременно усталость, равнодушие, любовь к другому мужчине; способность принимать волевые решения и одновременно неспособность взять на себя ответственность за них - "ты больше всего" (виноват). Почему же Надя оставляет Будкина? Только из желания жить по правилам, а не по духу? Или она сама начинает следовать служкинской формуле "не делать никого заложником своего счастья"?
4. Слышал, что Юлиан Семенов основывал диалоги своих персонажей на учебниках по социальной психологии. А вы откуда берете этот материал? Особенно интересует, как родился упомянутый выше диалог.
Спасибо.

ответ

Уважаемый Дмитрий.
Буду отвечать по пунктам.
1. Сейчас я делаю фотокнигу о пугачёвщине в духе фотокниги "Хребет России". Это неимоверное количество работы. Перечень одних только поездок - Оренбург, Уральск, Атырау, Хива, Челябинск, Уфа, Орск, Курган, Златоуст, Тобольск, Екатеринбург, Ирбит, Кунгур, Оса, Стерлитамак, Табынск, Магнитогорск, Бугульма, Ижевск, Елабуга, Казань, Черемшан, Булгар, Кокшайск, Пенза, Саратов, Самара, Тоцк, Саранск, Пугачёв, Волгоград, Петербург, Нарва, Калач-на-Дону, Таллинн, Сарепта, Краснодар, Астрахань, Ветка в Польше - и это далеко не всё. А поездки - не единственная работа, и даже не самая трудоёмкая. Задора мне вполне хватает. Времени - нет. А мой творческий потенциал пусть оценивают другие.
2. С оценками Г.М.Ребель я вполне согласен. Если вы считаете, что Г.М. нашла что-то, чего в романе нет, спрашивайте конкретнее: что вы имеете в виду? А тексты кажутся дублирующими, потому что идеи в них одни и те же, но один текст - литературоведение, другой - методический для школы.
3. Финальный разговор Нади и Служкина отсылает к другой служкинской формуле: надо меняться, чтобы стать человеком, и надо быть неизменным, чтобы оставаться им. Наде надо менять жизнь, если уж она настолько недовольна, но она этого не делает. В том числе и по причине ложных приличий. Будкин трусит принять решение за Надю, а Служкину это незачем. Служкин обрёл мир с самим собой, ему надо оставаться неизменным. Надя поставила крест и на себе, и на Служкине, поэтому и начинает с ним разговаривать: для неё он пустое место. Никаких волевых решений Надя никогда не принимала: гонор и спесь - не характер. И Будкин не принимал. И Ветка, и Сашенька не принимали. А Служкин принимал не раз, хотя подавляющее большинство читателей считает - вместе с Надей - Служкина тряпкой. Я уже не раз говорил об этом. Не делать зла - это поступок, а не отсутствие поступка. Зачастую даже это очень серьёзный и сильный поступок, глубокий - но неэффектный.
4. Мне достаточно того, что я хорошо представляю своих героев, отсюда и "материал". И, доводя "Географа" до финала, я знал, чего ещё герои не сказали друг другу для завершения картины.

страница: 104 из 214

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram