Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



08.01.2011 Дмитрий Москалев

Уважаемый Алексей,
спасибо за ответ на мои вопросы. С вашего позволения, я продолжу.
1. Я на вашем месте также предпочел бы более динамичный труд, однако грустно, что в ближайшие годы не придется порадоваться вашим новым художественным трудам.
2. Я еще раз перечитаю, позже напишу по пунктам.
3. Я и не считал Служкина тряпкой, мне ваш герой весьма симпатичен, особенно за честность. Но мне кажется, что волевые качества Служкина несколько незрелы: он успешно борется с искушениями сделать зло людям, когда смотрит искушению в лицо; однако эффективность его борьбы существенно снижается, когда зло отдалено во времени или только вероятностно. Например, пьянка у Комарихи. Здесь у Служкина, кажется, срабатывает знаменитый "авось". В этом смысле волевые качества Служкина кажутся близорукими, недостаточными. Так?
Что же касается Нади, я не могу поверить, что реальная женщина может быть руководима преимущественно гонором и спесью. Особенно если учесть, что она - жена Служкина, т.е. когда-то наш герой находил (и находит) в ней немало хороших качеств. Кажется, гонор и спесь Нади обусловлены всего лишь постоянной неудовлетворенностью жизнью, несоответствием между желаемым и реальным, откуда и раздражение на все, т.е. гонор и спесь - вторичные качества. Я думаю, Надя, принимая решение оставить Будкина, учитывала и то, что вряд ли кто-то сможет ее дочери заменить настоящего отца (а ведь Служкин - неплохой отец), тем более - Будкин. Также трудно поверить, что спесь и гонор сильнее любви, у женщины обычно доминанта любви берет верх. Да и перед кем заноситься, если муж - "пустрое место"? Я вижу только одну причину: Надя не видела перспективы отношений с Будкиным из-за того, что тот не смог принять волевое, мужское решение, а также из-за дочери. Возможно, еще из-за страха потерять вообще все и из-за отголоска полуматеринских чувств к Служкину (осунувшаяся Надя после его ночной пропажи). Может, я что-то упустил, что может опровергнуть мою точку зрения? Также мне не очень понятна логика, "начинает с ним разговаривать, (потому что) для нее он пустое место".
Также у меня есть новый вопрос.
5. Как очертить область применимости формулы "не делать никого залогом счастья"? В разговоре с Веткой Служкин поясняет эту мысль библейской любовью, однако библейская любовь способна приносить счастье лишь очень немногим людям, так? Обычная, мирская любовь, да и просто хорошие семейные отношения всегда подразумевают становление залогом счастья, разве нет? Актуальна ли эта формула, если даже сам Служкин путается с ее применением: отказывается от близости с Кирой и Сашенькой из-за чувства к Маше, а потом позволяет Ветке повернуть эту формулу в нужную ей сторону?

ответ

Уважаемый Дмитрий.
Я, в общем, с вами согласен. «Географ» - не математически-чистая модель жизни человека по принципу «неимения залога». И Служкин – не робот, который следует программе, а живой человек, который несовершенен, ошибается, часто впадает в свинство как в ересь и пользуется скорее наитием, чем разумом. Но он умеет видеть в своих частностях быта базовые принципы бытия.
По поводу Нади можно спорить долго. Вы говорите, что она отказалась от Будкина отчасти из-за материнских чувств, но гнобить отца своего ребёнка - не лучшая материнская стратегия. По-моему, Надя – просто человек, который не может жить в мире с собой, а Служкин, Будкин и Тата здесь ни при чём. Выражаясь иначе, Надя не имеет самоидентичности – а как без этого искать своё место в жизни? Отсюда и психоз, требовательность вместо помощи. Проблемы Нади – внутри Нади. (Кстати, Дмитрий, Надя – очень екатеринбургский тип, продукт специфически-уральской эмансипации.) А для пояснения ситуации «разговора с пустым местом» я могу привести похожую сцену из фильма «Однажды в Америке» Серджио Леоне – где Лапша спрашивает у Деборы: «Почему ты показываешь мне свой зад?» - и Дебора отвечает: «Потому что ты таракан».
Мне кажется, Дмитрий, что вы неверно сопрягаете две максимы: «не делать залогом счастья» и «совершенная любовь изгоняет страх». О каком страхе идёт речь? Ведь не о страхе перед смертью или болезнями, не о клаустрофобии какой-нибудь. Речь идёт о страхе перед жизнью: о страхе совершать поступки, которые другим покажутся нелепыми, смешными, дурацкими. В переводе на русский, эта фраза могла бы звучать так: «если ты любишь свою жизнь совершенною любовью, живи так, как считаешь правильным ты сам, а не кто-то другой, изгони свой страх перед чужими суждениями». То есть, будь идентичным самому себе. Поэтому Служкин увязывает эту формулу со своими отношениями с подругами: извините, девчонки, я домогался вас, а теперь вот полюбил другую и вас уже не хочу – можете считать меня дураком и импотентом, мне не страшно. А Ветка наивно толкует этот принцип как «святость равно воздержанию». А святой – это «нищий духом», то есть, ограничивающий себя нормами нравственности. Библейская формула – онтологическая, Служкинская – нравственная, но это одна и та же формула, только на разных уровнях осмысления. (Системная ошибка толкования библейских истин – путать онтологию и нравственность: это всё равно, что высчитывать траекторию полёта бумажного самолётика по законам Ньютона.) Делать кого-то залогом своего счастья – это жить со страхом, любить «несовершенной любовью». Однако жизненная стратегия «совершенной любви» всё же умозрительна, на неё надо ориентироваться, но нельзя её слепо воплощать. Если, например, слепо воплощать в своей жизни принцип демократии, то вы не сможете отказать своим детям даже в лишней конфете – вы один, а их, скажем, двое, их большинство, торжествует их выбор. Так же и любые другие принципы. В общем, идея Служкина – она не об отношениях в браке, а о «примирении на земле».

08.01.2011 Олег

Уважаемый Алексей!
В Вашей книге "Сердце Пармы" упоминаются словене-язычники. На чем основан данный эпизод?
Существует другая версия http://www.mgpublications.com/news/716

ответ

Уважаемый Олег.
Этот эпизод родился из двух вещей: из-за схожести имён уральских и славянских языческих богов и из-за того, что в Чердыни и Чернигове археологами найдены одинаковые персидские блюда. Этот эпизод - в чистом виде Мария Семёнова, и я не интересовался, насколько это правомерно с точки зрения истории. В общем, я пошёл на поводу у семантики.

08.01.2011 Сергей Гилёв

Здравствуйте, Алексей. Вы уже побывали в Кургане или еще будете? Очень хотелось бы увидеться. С уважением

ответ

Уважаемый Сергей.
Пока ещё я не определился с поездкой в Курган.

08.01.2011 Катя

Уважаемый Алексей Викторович.
Почему Вы убиваете князя Василия раньше, чем это сделала история?
Спасибо.

ответ

Уважаемая Катя.
Я убил князя Ваську в меру своей компетенции на момент написания романа.

07.01.2011 интересующаяся

Здравствуйте, Алексей. А генеалогией героев Ваших произведений Вы интересуетесь? Очень интересно, есть ли ныне живущие и здравствующие потомки владетельных семейств вогулов, остяков, правителей уральских княжеств XVI-XVII вв...

ответ

Уважаемая ...
Увы, я не до такой степени фанат этой темы: я не интересовался. Я даже не знаю, к примеру, Асыка - из рода Пуртеевых, или нет.

05.01.2011 Александр (Пермь)

Здравствуйте Алексей! Очень интересно узнать, будет ли экранизация "Золото бунта", в разделе контакты запечатлел инфу, что права проданы, когда же ждать и кто режиссер? Спасибо вам за прекрасную книгу в "захлеб" читал последнии 300 страниц. А в заключении еще один вопрос после прочтения: По вашему "правда" ("Батина правда") только в книгах побеждает или же в жизни тоже бывает?

ответ

Уважаемый Александр.
Спасибо.
Права на экранизацию купила студия "Единорог" (не знаю, существует ли она сейчас) для режиссёра Ильи Макарова. Съёмки фильма пока не планируются.
А насчёт "батиной правды"... Видите ли, отличие Осташи от бати в том, что для бати эта правда существует всегда, а для Осташи - только тогда, когда побеждает. Я люблю своего героя, но считаю, как его батя. "Правда" аксиоматична. А "неправда" - нет. Поэтому "онтологически" правда побеждает вообще всегда, хотя зачастую её конкретные поборники терпят поражение, а конкретные явления не завершаются торжеством здравого смысла.

05.01.2011 Лариса Левицкая, Екатеринбург

Добрый день, Алексей! Прочитала грандиозную летопись Мамина-Сибиряка "Три конца". Как вы думаете, неужели в старообрядческих скитах действительно творились такие сексуально-уголовные безобразия, или Дмитрий Наркисович сильно сгустил краски?

ответ

Уважаемая Лариса.
Об этом надо спрашивать у историков. Но я Мамину-Сибиряку верю. Когда я собирал материалы для книги о Чусовой, я натыкался на жуткие факты. Вот например: в 1825 году на Урале впервые была обнаружена секта скопцов. Мужчины из этой изуверской секты кастрировали себя, женщины – отрезали груди и сжигали в печке. Документы сохранили слова скопцов из секты на Полевском заводе: «Если кто про нашу веру будет изведывать, тот немного проживёт. Из мастеровых пять человек давно уже покойны, и скончались они преждевременно потому, что восставали против нас».

05.01.2011 Маргарита

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович! Меня интересует вот какой вопрос, Вы сделали Асыку хумляльтом из каких-то творческих соображений, или просто он вам таким представлялся? Может, так усиливается противостояние живого Михаила и неживого Асыки? Спасибо.

ответ

Уважаемая Маргарита.
Асыка - антипод Михаила. Языческое бессмертие хумляльта, "не доделавшего своё дело", противопоставлено христианскому бессмертию души. Исторический Асыка умер через пару лет после похода на Чердынь и гибели князя Михаила. Так что можно сказать, что бессмертным я сделал Асыку "из творческих соображений".

05.01.2011 Дмитрий Москалёв

Уважаемый Алексей,
Благодарен за возможность задать вам вопрос. Очень ценю. У меня их, вообще-то, несколько.
1. В одном из ответов прочел, что роман как жанр вам сейчас не интересен. Тогда с чем вы, как известный человек, планируете обращаться к читателю (или зрителю) в ближайшие годы? Как вы оцениваете свой текущий творческий потенциал и задор?
2. Насколько вы согласны с осмыслением вашего произведения в статье "Явление географа" Г.Ребель? (Кстати, статью "Уроки географа" я бы удалил с сайта, т.к. повторяет "Явление" на 95%). Мне было интересно читать, но как и всегда, показалось, что критик, даже хороший, умудрился отыскать в произведении даже то, о чем автор никогда не помышлял - что скажете?
3. Перечитываю в который раз финальное объяснение Служкина с Надей и что-то не встает на свои места: потребность в общении с мужем ("поговорил бы со мной") и одновременно усталость, равнодушие, любовь к другому мужчине; способность принимать волевые решения и одновременно неспособность взять на себя ответственность за них - "ты больше всего" (виноват). Почему же Надя оставляет Будкина? Только из желания жить по правилам, а не по духу? Или она сама начинает следовать служкинской формуле "не делать никого заложником своего счастья"?
4. Слышал, что Юлиан Семенов основывал диалоги своих персонажей на учебниках по социальной психологии. А вы откуда берете этот материал? Особенно интересует, как родился упомянутый выше диалог.
Спасибо.

ответ

Уважаемый Дмитрий.
Буду отвечать по пунктам.
1. Сейчас я делаю фотокнигу о пугачёвщине в духе фотокниги "Хребет России". Это неимоверное количество работы. Перечень одних только поездок - Оренбург, Уральск, Атырау, Хива, Челябинск, Уфа, Орск, Курган, Златоуст, Тобольск, Екатеринбург, Ирбит, Кунгур, Оса, Стерлитамак, Табынск, Магнитогорск, Бугульма, Ижевск, Елабуга, Казань, Черемшан, Булгар, Кокшайск, Пенза, Саратов, Самара, Тоцк, Саранск, Пугачёв, Волгоград, Петербург, Нарва, Калач-на-Дону, Таллинн, Сарепта, Краснодар, Астрахань, Ветка в Польше - и это далеко не всё. А поездки - не единственная работа, и даже не самая трудоёмкая. Задора мне вполне хватает. Времени - нет. А мой творческий потенциал пусть оценивают другие.
2. С оценками Г.М.Ребель я вполне согласен. Если вы считаете, что Г.М. нашла что-то, чего в романе нет, спрашивайте конкретнее: что вы имеете в виду? А тексты кажутся дублирующими, потому что идеи в них одни и те же, но один текст - литературоведение, другой - методический для школы.
3. Финальный разговор Нади и Служкина отсылает к другой служкинской формуле: надо меняться, чтобы стать человеком, и надо быть неизменным, чтобы оставаться им. Наде надо менять жизнь, если уж она настолько недовольна, но она этого не делает. В том числе и по причине ложных приличий. Будкин трусит принять решение за Надю, а Служкину это незачем. Служкин обрёл мир с самим собой, ему надо оставаться неизменным. Надя поставила крест и на себе, и на Служкине, поэтому и начинает с ним разговаривать: для неё он пустое место. Никаких волевых решений Надя никогда не принимала: гонор и спесь - не характер. И Будкин не принимал. И Ветка, и Сашенька не принимали. А Служкин принимал не раз, хотя подавляющее большинство читателей считает - вместе с Надей - Служкина тряпкой. Я уже не раз говорил об этом. Не делать зла - это поступок, а не отсутствие поступка. Зачастую даже это очень серьёзный и сильный поступок, глубокий - но неэффектный.
4. Мне достаточно того, что я хорошо представляю своих героев, отсюда и "материал". И, доводя "Географа" до финала, я знал, чего ещё герои не сказали друг другу для завершения картины.

04.01.2011 Ольга

Здравствуйте Алексей! У меня к вам вопрос о Иване Грозном. Хочу знать какая у него была настоящая фамилия?

ответ

Уважаемая Ольга.
На Руси времён Ивана Грозного фамилий в современном понимании не было. Но ваше обращение, Ольга, отдаёт некой провокативностью. А что, у Грозного имелась и "ненастоящая" фамилия? И на ваш вопрос общеизвестен ответ лично Ивана Грозного: "Рюриковичи мы". Живёт в палатах. Казань брал, Астрахань брал, Шпака не брал.

02.01.2011 Алексей,который

А вам присылают свои произведения начинающие авторы? Вы вообще как нибудь наблюдаете за молодежью? С прошедшими и будущими вас праздниками!

ответ

Уважаемый Алексей.
Вас тоже с праздниками.
Сейчас уже тексты мне не присылают. И как я могу "наблюдать" за молодёжью? В целом же я скептически отношусь к "ювенильному творчеству". Хотя бывают исключения. Но я - как тот старый горбатый карлик из "Верескового мёда": "Не верю я в стойкость юных, не бреющих бороды". Ювенилизация "смыслоёмких" отраслей деятельности, на мой взгляд, также непродуктивна, как и засилье старцев.

01.01.2011 Алексей Мальцев

Добрый день, Алексей. Хотелось бы поговорить о многом, но задам то, что интересует больше всего. Читали ли Вы роман Л.Юзефовича "Журавли и карлики", и, если читали, каково Ваше мнение о романе? И - буквально в двух словах, каковы, на Ваш взгляд, задачи литературы сегодня, и формулируете ли Вы для себя их в принципе (очень извиняюсь, Вы наверняка отвечали на этот вопрос). С уважением, Алексей Мальцев, писатель, Пермь

ответ

Уважаемый Алексей.
Роман Л.Юзефовича я читал, и он мне очень понравился. На мой взгляд, роман строится на сочетании двух истин: "всё повторяется" и "мы живём не своей жизнью". Собственно, наша жизнь и оказывается не нашей, потому что всё на этом свете уже когда-то с кем-то случалось. Иллюзорность нашей новизны и самодостаточности предопределяет русский образ жизни. Кто-то из великих сказал, что всякая душа по природе своей христианская, а у Юзефовича видно, что русская душа по природе своей - буддистская. Отсюда и вытекает идеология и художественный метод Пелевина, который, кстати, позаимствовал "Внутреннюю Монголию" у Юзефовича. Если Пелевин - квинтэссенция русского постмодернизма, то Юзефович вскрывает иллюзорность пелевинской методологии анализа. Реализм сильнее и умнее постмодернизма, только оперировать им гораздо труднее. Юзефович - умеет.
А задачи литературы... Во-первых, их формулирует общество в целом, а не писатель. Во-вторых, любые задачи, если они не ведут к разрушению, для литературы правомерны. В третьих, вообще никакие задачи не исчерпывают смысл существования литературы. Лично для себя я вижу единственную задачу: писать качественно.

31.12.2010 Наташа

Уважаемый Алексей Викторович, меня интересуют значения слов: балбан, ляххал, сопра ("Сердце пармы"). Растолкуйте, пожалуйста.
Очень признательна, Наташа

ответ

Уважаемая Наташа.
Балбан - то же самое, что болбан, болван, истукан, - то есть, идол.
Сопра - родовой знак финно-угров. Если он в виде отдельного изделия - то тамга, если клеймо на животном - тавро, если вырезано на затёсе древесного ствола - сопра, если написано на бумаге или бересте - пас.
Ляххал - мансийское слово, означающее "весть", "письмо", "послание". Я использовал это слово, так сказать, метафорически, в философском смысле; на самом деле такого понятия у финно-угров этнографами не зафиксировано.

30.12.2010 григорий

Уважаемый Алексей, увидят ли свет в 2011 г. Ваши новые художественные книги: романы, повести? И как вы относитесь к романам - продолжениям в контексте вашего творчества?

ответ

Уважаемый Григорий.
Увы, нет: в 2011 году не будет ни романов, ни повестей. А в продолжениях, то есть, в сиквелах, я не вижу смысла - всё и так сказано.

30.12.2010 Никита Федотов

Уважаемый Алексей, скажите, как закончилась эпопея с проектом "Пермь как текст"? И что нужно сделать чиновникам минкульта, чтобы наладить диалог с Вами?

ответ

Уважаемый Никита.
Эпопея окончилась ничем. Три книги остались не изданными, людям не заплатили, воров не наказали.
Чтобы чиновникам "наладить диалог" со мной, надо доделать этот проект. Это, вообще-то, не моя прихоть, это требование закона. Книги надо издать, долги надо заплатить, надо подать в суд на Вилькевича, разворовавшего бюджет проекта, чтобы он сдал Вайсман, которая воровала вместе с ним. Я бы и сам давно подал в суд, но по закону я - никто и не могу вмешиваться. Разве что имею право на "моральные претензии", но мне хочется доделать проект, а не поиметь с него немножечко денег.
Я не думаю, что воры Вилькевич и Вайсман понесут наказание при Чиркунове. Взятый под стражу Вилькевич через два часа был отпущен прокурорами по звонку из администрации губернатора. Это информация неофициальная, её никто не подтвердит, но я знаю, что так было.
Ситуация с "Пермью как текстом" - не исключение, а правило, подобное - и в больших масштабах - происходит во многих других пермских культурных проектах, которые курируют или курировали Мильграм, Вайсман, Гельман и проч. Пострадавшие молчат. Это "молчание ягнят" и называется "Культурной столицей". Всё остальное - музей ПЕРММ, фестивали, Курентзис и Цумтор, слюни журналистов - только пиарт-обстрел, заставляющий пермяков лежать мордами в грязи.

страница: 104 из 213

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram