Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



15.01.2011 Владимир Гусев (Новосибирск)

Уважаемый Алексей Викторович! Вы заметили, что возникает новая идентификация человека - «болельшик Спартака»? Это как почётное звание члена клана или даже, как новая нация. Так недолго и до лозунга «Москва только для болельщиков Спартака». В продолжение «Блуды» предлагаю новую аббревиатуру ВКП(б) – Всероссийский Клуб Патриотов (болелельщиков).
Интересно узнать ваше мнение по этому поводу. Корабль медленно погружается?

ответ

Уважаемый Владимир.
Вы хотите знать моё мнение о корреляции между самоидентификацией и фанатством? По-моему, фанатство - просто симулякр самоидентификации. Это как национальность "эльф". Всерьёз говорить о фанатстве надо не с точки зрения идентификации, а с точки зрения учения о поведении толпы и её составляющих.

15.01.2011 Александр

Здравствуйте, уважаемый Алексей!
В конце 2010 г на канале ТНТ прошел сериал "Реальные пацаны". Если вы в курсе, то как вы относитесь к данному творению? Заранее благодарен вам за ответ.

ответ

Уважаемый Александр.
«Реальных пацанов» я посмотрел с огромным удовольствием. Поначалу показалось противно, потом всё изменилось. Мне понравилась игра актёров, ни одной фальшивой ноты: точнейшие типажи, точнейшие реплики (как Эдик плакал: «До Вали мне такие девки давали!..»), полное ощущение подлинности. Базанов – пермский Форрест Гамп. Блистателен Сергей Иваныч, я впервые увидел, что стало с братанами 90-х – а получились вот такие люди. Вована я вообще полюбил, за Коляна переживал всей душой. Мне понравилась композиция фильма, понравились отличные сюжеты. Я помню, как Константин Эрнст говорил, что со «Школы» Гай-Германики начнётся обновление телевидения. Упс. «Школа» - живучий недоносок разных жанров, порождённый личной травмой автора. И вообще: я ещё не встречал в кино о современности то, что не порождено личными травмами авторов - хоть у Балабанова, хоть у Буслова, хоть у Серебренникова, хоть у кого. «Пацаны» - первое такое произведение. Здесь авторы уже освоились в среде, в современном мире, и они обыгрывают реалии этого мира, а не взывают к небу, власти или совести, демонстрируя вопиющие обиды. Укоренённость в реальности – в спокойном лукавстве, в его ненатужности, в отсутствии смеха за кадром. В этом смысле «Пацанов» можно сравнить с «Бриллиантовой рукой». «Рука» не является сатирой – зато образ Семён-Семёныча, идеального советского человека, говорит о ситуации в обществе куда больше, чем разоблачительное исследование. Вот и «Пацаны» не являются сатирой, не комикуют, не кривляются, не утрируют, но смешно, узнаваемо – и очень стыдно за Пермь. За то, что город – вот такой, и за то, что такие замечательные пермские авторы, как авторы «Пацанов», работают не здесь, а в Москве.

15.01.2011 Алексей Прищепо

Здравствуйте, Алексей!
Я в хорошем смысле поражен вашими тремя романами. Очень жаль, что вам более этот жанр не интересен. Я знаю очень мало таких же захватывающих произведений, как ваши "Общага-на-крови" или "Географ глобус пропил". Вы не упрощаете, не заигрываете с читателем, не интригуете, и при этом от книги невозможно оторваться. И очень долгое послевкусие. Спасибо.
Ваши книги я читал в электронном виде, скачав где-то в торрентах целую библиотеку. Теперь я хочу заплатить за них. Я вижу сейчас единственный способ — это купить книгу в магазине. Я понимаю, что таким образом я простимулирую интернет-магазин, чтобы он закупал ваши книги, простимулирую издательство, чтобы оно в следующий раз с большей охотой принимало ваши произведения и выплачивало больший процент гонорара, и часть денег за книгу получите вы (или уже получили). С другой стороны, для бумажных книг у меня уже шкафов не хватает. И я бы с удовольствием оплатил определенную сумму электронными деньгами или кредиткой, чтобы, условно говоря, легализовать свои скачанные из сети экземпляры.
В связи с этим вопрос. Не планируете ли вы сделать кнопку типа "Легализовать экземпляр книги" на своем сайте? Даже Майкрософт не брезгует легализовать пиратские копии виндовс, понимая, что раз уж пользователь скачал где-то винду, не стоит его заставлять бежать в магазин за диском и переустанавливать систему, а нужно ему дать возможность заплатить за то, чем он уже пользуется. У вашего сайта большая аудитория, и, мне кажется, многие с удовольствием воспользовались бы возможностью выразить признание любимому автору в денежном эквиваленте.

ответ

Уважаемый Алексей.
Спасибо.
Странное совпадение - последний месяц я как раз и задумывался об этом. Мне предложили переоборудовать сайт: выложить тексты и фильм и предусмотреть возможность платежей (за тексты - добровольных). Я согласился. Не из-за денег, а чтобы поддержать тренд. Так что пока не спешите, может, всё получится и с этим сайтом. Если за время переделки сайта не потеряете желание заплатить, буду польщён - не как потенциальный богач, а как писатель.

13.01.2011 Владимир Гусев (Новосибирск)

Уважаемый Алексей Викторович! Я тоже не считаю «Географа» душевной пустышкой. Согласитесь, что без того великолепного юмора, которым полны страницы этой книги, она потеряла бы половину своей самобытности и половину своих читателей. Ведь первая половина книги (до ухода в поход, где повествует уже сам Служкин) это по форме замечательные хохмы-байки о нашем быте эпохи перестройки и не более того. Вот вторая половина книги написана совсем иначе. Юмора меньше и есть размышления Служкина о себе, Маше, о его самоидентификации. Там главное то, как он разбирается в себе и в своих чувствах к Маше. Я не уверен, что он правильно разобрался и книга меня в этом не убедила. Да, он не совершил то, что считал грехом, но он предал свою любовь. Однако разве для Маши так лучше? Вы искренне в этом уверены?

ответ

Уважаемый Владимир.
Я не согласен с вами, что "городская" часть - байки. Это проекция Служкина на обыденный мир. Если бы я поставил "городскую" часть после "походной", смысл этой проекции стал бы сразу ясен, но утратилась бы внутренная читательская интрига. Вышла бы мораль по принципу "довели Расею!".
Я не считаю, что Служкин предал свою любовь. Отказался - не всегда значит, что предал. Скажем, разве Бунин, уехав в эмиграцию, предал родину? Служкин поступил как мужчина: ничего не сломал в жизни девушки, но смог научить любви. Я уверен, что для Маши так безусловно лучше. Хотя здесь со мной можно не соглашаться сколько угодно: это уже дело личное и индивидуальное. На самом деле читатель решает не за героя, а за себя.

12.01.2011 Дмитрий Москалёв

Уважаемый Алексей, спасибо большое за ваши мысли и внимание.
Перечитав статью Г. Ребель и тщательно взвесив ее идеи, я должен признать, что у меня осталось гораздо меньше претензий. Но кое с чем я все же не могу согласиться:
а) Я не согласен с характеристикой Служкина «враль» - Служкин либо сам сообщает, что сочинил неправду, либо неправда выступает элементом сатиры и не нуждается в оправдании. С тем же успехом можно назвать «вралем» любого писателя. Я бы дал обратную характеристику: Служкин – честный человек.
б) Не согласен с характеристикой советской моды как «безрадостно-безвкусного одёжного целомудрия». Типичное вранье и подмена понятий. Впрочем, это не имеет прямого отношения к делу.
в) Не согласен, что титулом «лавина» «фиксируется редкая способность Служкина обрушивать на головы ближних неисчислимые проблемы и бедствия». Если посмотреть на контекст, скорее напрашивается трактовка «лавины» как человека, способного доставлять яркие, порой экстремальные эмоции.
г) Не согласен, что «смысл реки» «обнаруживает тенденцию целенаправленного движения к смыслу национальной судьбы». По-моему, притянуто за уши. Мне в этой фразе показалась параллель с тайнами реки Гессе: «Он видел: эта вода текла и текла; она текла безостановочно и все же всегда была тут, всегда во всякое время была такою же, хотя каждую минуту была новой».
д) «Маша, как он и предвидел, отвернулась от него». По-моему, уйти и отвернуться – совсем разные вещи. Маша ушла, но не отвернулась. Это видно из последней встречи, где она «молча рассматривала Тату» - ей все еще был интересен мир Географа и все, что с ним связано. Но она понимала, что расставание неизбежно, а потому не поднимала глаз.
Хотелось бы услышать авторские версии по этим моментам.
Заодно я прочитал статью Т. Долгих «Основные мотивы». Вот тут моему удивлению не было предела! Если Г. Ребель увидела натянутую (на мой взгляд) связь между «глухонемым козлищем» и библейским козлом отпущения, то Т. Долгих смогла уподобить его тютчевским глухонемым демонам. Также она поясняет, что через описание полета плащей Будкина и Служкина «выявляется сходство и различие характеров и судеб Служкина и Будкина». Удивительно! Пожалуйста, ответьте мне, Алексей, прямо: неужели хорошая художественная литература подразумевает такие неочевидные параллели и возможность их более-менее однозначного толкования? Всегда ли вы вкладываете определенный подсмысл в детали описаний природы, бытия, или все же имеют место описания по наитию, без кодирования их прямой ассоциативной или логической начинкой?
Очень заинтересовали ваши мысли насчет толкования Библии и прочего из ответа, но спрошу в другой раз, а то и так написал неприлично много.

ответ

Уважаемый Дмитрий.
Удивительно, но я, в общем, согласен с вами от "а" до "д". а). Служкин не Мюнхгаузен. б). Советская одежда - не вся, понятно, - обладала определённой эротичностью (я не цитирую Чебыкина, хе-хе). в). "Лавина" - просто смешная обзывалка без особого смысла. г). Семантика реки не социальна. д). Маша не "отворачивалась", это ведь Служкин ушёл первым.
Конечно, неочевидные параллели автор не программирует. Иногда получается изобрести чего-нибудь прямо на лету, иногда нет. Эдак чёрт-те что можно вывести из сцены, где Служкин и Будкин пошли на родник за водой с санками, в которых стояли две канистры - толстая и тонкая, похожие на боярыню Морозову и протопопа Аввакума. Помню, я ещё в школе читал какую-то статью по образности "Поднятой целины" Шолохова и с изумлением узнал, что там все сравнения - про хлеб: Нагульнов "насыпался" на собеседника как зерно в закрома, женщина склонила голову как колос и т.д. Я был слегка ошарашен. По-моему, если автор берётся за сравнения "со смыслом" (я так сделал в "Блуде", где множество сравнений - эротические), то - а) принцип сразу ясен, б) это стёб. Критику, наверное, стоит обыгрывать появившиеся ассоциации, но не толковать их в лоб. Как известно, сравнение - не аргумент.

12.01.2011 Алеся

Здравствуйте, Алексей Викторович. Я студентка. Учусь на дизайнера костюма. Через год защищаю диплом. После чтения Вашей книги, Сердце Пармы, возникла идея взять тему народов Урала за основу коллекции одежды, если, конечно, Вы не против. Хотелось бы получить Ваше согласие.

ответ

Уважаемая Алеся.
Я, конечно, не против, пожалуйста. Удачи вам.

12.01.2011 Владимир Гусев (Новосибирск)

Уважаемый Алексей Викторович! Книга «Географ» писалась вами также легко и с удовольствием, как она и читается? Самое удивительное, что вам было тогда всего 25 лет! В этой книге так много свежего воздуха, открытости души, нежности чувств ко всем этим бедолагам эпохи перестройки! А как вы сами жили в 25 лет, когда писали эту книгу? У вас было много свободного времени для этого? Сложилось впечатление, что вы писали для очень близких вам людей (или даже для кого-то одной) и каждый маленький рассказик о Служкине сразу давали им прочитать. Это так? Мне кажется, что читая эту книгу не надо слишком умствовать над её страницами – главное воспринять её чувствами, сердцем и наслаждаться юмором. Ведь она так втягивает в чтение и ни на что не похожа. По духу очень близка к «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, хотя всё разное. Однако лихо вы расправились с нежной любовью Служкина и его ученицы. А если бы её мать не оказалась завучем, то ведь из логики рассказа эта любовь не оборвалась бы так скоротечно?

ответ

Уважаемый Владимир.
Увы, всё было не так. Я писал "Географа" 3 года - с 1992 по 1995, трижды переделывал с нуля. Писал "ни для кого", никому не давал читать - это было технически невозможно, компьютера и принтера у меня тогда не было. Я не считаю "Географа" душевной пустышкой, над которой не стоит умствовать, - когда я придумывал его, я умствовал. Когда писал, я работал гидом-проводником в турфирме, свободного времени было мало.
А "скоротечный разрыв"... О своём отказе от отношений с Машей Служкин говорит читателю в сцене у колодца в деревне Межень, Маше он говорит об этом в сцене в классе перед экзаменом, да и вообще какие могут быть отношения после отказа от шанса в пекарне? Разрыв был не внезапный и не скоротечный, и Служкин к нему готовился. То, что мать Маши - завуч, определяет только увольнение Служкина, а не его отношения с Машей.

10.01.2011 Алексей Дружинин

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович. Город Ковязин синтезирован из набора элементов существующих городов? Явны элементы Кунгура: Талка (Сылва - талая вода), гостиный двор. Троельга - две остановки. Интересно, какие города ещё поучаствовали? Читать произведение только начал. Аббревиатура ДП(ПНН) какая-то пелевинская - нет ли тут какой-то подоплёки или особого отношения к В.Пелевину?

ответ

Уважаемый Алексей.
Да, Кунгур крепко поучаствовал в создании Ковязина, хотя и не тождественен ему. Реалий других городов я не подтягивал - додумывал сам.
Аббревиатура ДП(ПНН) - конечно, отсылка к Пелевину. То, что Пелевин называет "диалектикой переходного периода", я называю "дешёвым порно". То, что для него бессмыслица, для меня бесстыжесть. В этом и этическое, и эстетическое отличие - при обоюдном ощущении неприемлемости.

10.01.2011 Алексей , который

Известный галерист предлагает перенести столицу России в Пермь из-за «особой магии» города.
Авторитетный журнал «Итоги» в первом номере 2011 года поставил вопрос о переносе российской столицы из Москвы «куда-нибудь». Поводом для публикации стало предновогоднее интервью президента России Дмитрия Медведева, в котором он посетовал, что население страны живет слишком скученно. Галерист Марат Гельман считает, что идеальный вариант — Пермь.
В частности, по словам Гельмана, центр мирового экономического развития сместился к «азиатским тиграм», а Пермь является «последним европейским городом». Кроме того, перенос столицы на Урал помог бы развить российскую транспортную систему, ведь сейчас «львиная доля путей замкнута на Москву». Гельман также заметил, что Кама «гораздо полноводнее и красивее Москвы-реки», а Пермь застроена «негусто», что открывает возможности для широкомасштабного строительства «без всякого ущерба для исторического облика города».

ответ

Уважаемый Алексей.
У меня складывается ощущение, что Гельман согласен залепить любую глупость, лишь бы его обсуждали в ЖЖ. Если глупость окажется чересчур дикой, то её можно объявить приколом, а критиков - идиотами, которые спорят с шуткой. Вообще же разговоры о переносе столицы (о запрете смертной казни, о легализации проституции, о клонировании, об усыновлении детей иностранцами и т.д.) начинаются тогда, когда реально решать проблему никто не собирается.

09.01.2011 Алексей,который

Алексей, как вы оцениваете роман Шишкова "Емельян Пугачев"?

ответ

Уважаемый Алексей.
Роман Шишкова подробный и обстоятельный, но на мой взгляд - сусальный соцреализм. Не люблю раздавать такие оценки, но иначе сказать не могу.

09.01.2011 Самойлова Елена

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович.
Вы написали, что Надя – очень екатеринбургский тип, продукт специфически-уральской эмансипации. Так получилось, что я довольно часто наблюдаю у женщин психоз, требовательность вместо помощи, при этом они родились и выросли не на Урале. Почему вы считаете Надю продуктом специфически-уральской эмансипации?

ответ

Уважаемая Елена.
Именно в силу специфики уральской (уже - екатеринбургской, шире - провинциальной) стратегии успеха. Столичный успех зачастую зиждется на тусовке, облегчающей доступ к ресурсам для самореализации. Соответственно, от человека требуются качества, необходимые в тусовке: коммуникабельность, раскованность, обаяние, дружелюбие, чувство юмора, кругозор, креатив, вкус, сексуальность (для женщины). В провинции путь к успеху через местную тусовку сомнителен. Хотя, разумеется, и возможен, и случается нередко. Но в целом требуются иные качества. В Екатеринбурге с его менталитетом "горной столицы", "дикого счастья" и т.д. путь к успеху сопряжён с самодостаточностью человека (граничащей с самоуверенностью - наследие столичного статуса), с умением идти напролом (агрессивность Урала), с волей и умением рисковать (наследие мифа о фарте), с некоторой категоричностью суждений (провинциальная нетолерантность), со способностью к сильным жестам и поступкам (падать в провинции приходится низко - потому и прыжки энергичнее), с конкретностью требований (наследие индустриального прагматизма), с органичным ощущением "я имею право" (опять же, наследие мифа о фарте, который возможен для любого человека). Разумеется, я очень сильно упрощаю картину, но примерно так. А психозы и требовательность вместо помощи сами по себе - универсальны. Надеюсь, образ Нади не сводится к этим двум вещам.

09.01.2011 Александр

Добрый вечер, Алексей Викторович! Скажите, как вы отнеслись к тому, что стали лауреатом премии «Итоги Года Урала и Сибири» в номинации «Идеолог года»? Что для вас это признание? Радует, что удалось обойти Гельмана в этой номинации?

ответ

Уважаемый Александр.
Отчасти приятно, но не более того. Значимость этого лауреатства не стоит преувеличивать. А Гельман в каждой бочке затычка, поэтому вне конкуренции.

08.01.2011 Дмитрий Москалев

Уважаемый Алексей,
спасибо за ответ на мои вопросы. С вашего позволения, я продолжу.
1. Я на вашем месте также предпочел бы более динамичный труд, однако грустно, что в ближайшие годы не придется порадоваться вашим новым художественным трудам.
2. Я еще раз перечитаю, позже напишу по пунктам.
3. Я и не считал Служкина тряпкой, мне ваш герой весьма симпатичен, особенно за честность. Но мне кажется, что волевые качества Служкина несколько незрелы: он успешно борется с искушениями сделать зло людям, когда смотрит искушению в лицо; однако эффективность его борьбы существенно снижается, когда зло отдалено во времени или только вероятностно. Например, пьянка у Комарихи. Здесь у Служкина, кажется, срабатывает знаменитый "авось". В этом смысле волевые качества Служкина кажутся близорукими, недостаточными. Так?
Что же касается Нади, я не могу поверить, что реальная женщина может быть руководима преимущественно гонором и спесью. Особенно если учесть, что она - жена Служкина, т.е. когда-то наш герой находил (и находит) в ней немало хороших качеств. Кажется, гонор и спесь Нади обусловлены всего лишь постоянной неудовлетворенностью жизнью, несоответствием между желаемым и реальным, откуда и раздражение на все, т.е. гонор и спесь - вторичные качества. Я думаю, Надя, принимая решение оставить Будкина, учитывала и то, что вряд ли кто-то сможет ее дочери заменить настоящего отца (а ведь Служкин - неплохой отец), тем более - Будкин. Также трудно поверить, что спесь и гонор сильнее любви, у женщины обычно доминанта любви берет верх. Да и перед кем заноситься, если муж - "пустрое место"? Я вижу только одну причину: Надя не видела перспективы отношений с Будкиным из-за того, что тот не смог принять волевое, мужское решение, а также из-за дочери. Возможно, еще из-за страха потерять вообще все и из-за отголоска полуматеринских чувств к Служкину (осунувшаяся Надя после его ночной пропажи). Может, я что-то упустил, что может опровергнуть мою точку зрения? Также мне не очень понятна логика, "начинает с ним разговаривать, (потому что) для нее он пустое место".
Также у меня есть новый вопрос.
5. Как очертить область применимости формулы "не делать никого залогом счастья"? В разговоре с Веткой Служкин поясняет эту мысль библейской любовью, однако библейская любовь способна приносить счастье лишь очень немногим людям, так? Обычная, мирская любовь, да и просто хорошие семейные отношения всегда подразумевают становление залогом счастья, разве нет? Актуальна ли эта формула, если даже сам Служкин путается с ее применением: отказывается от близости с Кирой и Сашенькой из-за чувства к Маше, а потом позволяет Ветке повернуть эту формулу в нужную ей сторону?

ответ

Уважаемый Дмитрий.
Я, в общем, с вами согласен. «Географ» - не математически-чистая модель жизни человека по принципу «неимения залога». И Служкин – не робот, который следует программе, а живой человек, который несовершенен, ошибается, часто впадает в свинство как в ересь и пользуется скорее наитием, чем разумом. Но он умеет видеть в своих частностях быта базовые принципы бытия.
По поводу Нади можно спорить долго. Вы говорите, что она отказалась от Будкина отчасти из-за материнских чувств, но гнобить отца своего ребёнка - не лучшая материнская стратегия. По-моему, Надя – просто человек, который не может жить в мире с собой, а Служкин, Будкин и Тата здесь ни при чём. Выражаясь иначе, Надя не имеет самоидентичности – а как без этого искать своё место в жизни? Отсюда и психоз, требовательность вместо помощи. Проблемы Нади – внутри Нади. (Кстати, Дмитрий, Надя – очень екатеринбургский тип, продукт специфически-уральской эмансипации.) А для пояснения ситуации «разговора с пустым местом» я могу привести похожую сцену из фильма «Однажды в Америке» Серджио Леоне – где Лапша спрашивает у Деборы: «Почему ты показываешь мне свой зад?» - и Дебора отвечает: «Потому что ты таракан».
Мне кажется, Дмитрий, что вы неверно сопрягаете две максимы: «не делать залогом счастья» и «совершенная любовь изгоняет страх». О каком страхе идёт речь? Ведь не о страхе перед смертью или болезнями, не о клаустрофобии какой-нибудь. Речь идёт о страхе перед жизнью: о страхе совершать поступки, которые другим покажутся нелепыми, смешными, дурацкими. В переводе на русский, эта фраза могла бы звучать так: «если ты любишь свою жизнь совершенною любовью, живи так, как считаешь правильным ты сам, а не кто-то другой, изгони свой страх перед чужими суждениями». То есть, будь идентичным самому себе. Поэтому Служкин увязывает эту формулу со своими отношениями с подругами: извините, девчонки, я домогался вас, а теперь вот полюбил другую и вас уже не хочу – можете считать меня дураком и импотентом, мне не страшно. А Ветка наивно толкует этот принцип как «святость равно воздержанию». А святой – это «нищий духом», то есть, ограничивающий себя нормами нравственности. Библейская формула – онтологическая, Служкинская – нравственная, но это одна и та же формула, только на разных уровнях осмысления. (Системная ошибка толкования библейских истин – путать онтологию и нравственность: это всё равно, что высчитывать траекторию полёта бумажного самолётика по законам Ньютона.) Делать кого-то залогом своего счастья – это жить со страхом, любить «несовершенной любовью». Однако жизненная стратегия «совершенной любви» всё же умозрительна, на неё надо ориентироваться, но нельзя её слепо воплощать. Если, например, слепо воплощать в своей жизни принцип демократии, то вы не сможете отказать своим детям даже в лишней конфете – вы один, а их, скажем, двое, их большинство, торжествует их выбор. Так же и любые другие принципы. В общем, идея Служкина – она не об отношениях в браке, а о «примирении на земле».

08.01.2011 Олег

Уважаемый Алексей!
В Вашей книге "Сердце Пармы" упоминаются словене-язычники. На чем основан данный эпизод?
Существует другая версия http://www.mgpublications.com/news/716

ответ

Уважаемый Олег.
Этот эпизод родился из двух вещей: из-за схожести имён уральских и славянских языческих богов и из-за того, что в Чердыни и Чернигове археологами найдены одинаковые персидские блюда. Этот эпизод - в чистом виде Мария Семёнова, и я не интересовался, насколько это правомерно с точки зрения истории. В общем, я пошёл на поводу у семантики.

08.01.2011 Сергей Гилёв

Здравствуйте, Алексей. Вы уже побывали в Кургане или еще будете? Очень хотелось бы увидеться. С уважением

ответ

Уважаемый Сергей.
Пока ещё я не определился с поездкой в Курган.

страница: 105 из 210

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram